В статье рассматриваются правовые аспекты защиты экологических прав коренных малочисленных народов России. Акцентируется внимание на наиболее значимых проблемах: взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и коренными малочисленными народами, возмещении убытков, причиненных им в результате хозяйственной деятельности. Формулируется вывод о целесообразности внесения изменений в законодательство.
Ключевые слова: защита экологических прав, традиционное природопользование, коренные малочисленные народы.
Одним из приоритетных направлений деятельности государства является защита экологических прав человека и гражданина. В международных стандартах неоднократно подчеркивалось, что государствам следует принимать все возможные меры для предотвращения загрязнения окружающей среды [1]. Что касается национального законодательства, то согласно статье 42 Конституции РФ [2] гражданам гарантируется право на благоприятную окружающую среду, в том числе право на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями.
Значительная часть природных ресурсов, которыми так богата Россия, расположена именно на территориях проживания коренных малочисленных народов. Однако, именно в силу традиционных форм хозяйствования эти народы постепенно приближаются к грани исчезновения. На IV съезде коренных малочисленных народов отмечалось, что в таком положении оказались 12 из 40 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [3, с.9].
По мнению профессора Кряжкова В. А., коренные малочисленные народы — это разновидность коренных народов и особая группа национальных меньшинств [4, с.23]. Природа для коренных малочисленных народов является ресурсом для обеспечения их жизни, средой их обитания.
Основным специальным законом, регулирующим экологические права коренных малочисленных народов, является Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» [5]. В статье 8 закона указывается, что малочисленные народы в целях защиты их исконной среды обитания имеют право на безвозмездной основе пользоваться землями различных категорий, а также общераспространёнными полезными ископаемыми в местах традиционного проживания. Кроме того, коренные малочисленные народы имеют право участвовать в осуществлении контроля за использованием земель, право на возмещение убытков, которые возникли в результате нанесения ущерба исконной среде обитания хозяйствующими субъектами.
Территории традиционного природопользования имеют статус особо охраняемых территорий, приобретаемый при установлении в акте Правительства РФ, органов субъекта РФ [6]. Основанием установления особого правового режима территорий традиционного пользования является неразрывная связь коренных народов с окружающей природой, с качеством и количеством возобновляемых ресурсов [7].
Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов недостаточно урегулированным остается вопрос возмещения убытков причиненных им в результате хозяйственной деятельности организаций. Федеральное законодательство не предусматривает действенных мер для юридических лиц, оказывающих антропогенное воздействие и причиняющих вред традиционным местам обитания коренных малочисленных народов. При законодательном регулировании прав приоритет отдан публичным интересам в сфере экономического развития, что в свою очередь, ущемляет частные интересы коренных малочисленных народов.
Необходимо отметить, что специфичными являются взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, осваивающими природные ресурсы, и коренными малочисленными народами. Этническое самоопределение народов напрямую связано с традиционным природопользованием, традиционным образом жизни, которые подвергаются большим видоизменениям при масштабном освоении природных ресурсов их территорий. Поэтому не редкими являются конфликты между недропользователями и коренными малочисленными народами.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе расположено священное для малочисленных народов Севера озера — Имлор. В 2011 году на озере начала свою работу нефтедобывающая компания «Сургутнефтегаз» [8]. Деятельность компании по мнению «Гринпис» негативно сказывается на окружающей среде. Местные жители были недовольны решением власти о передаче озер хозяйствующему субъекты и стали выступать в их защиту, вследствие чего на представителя коренных малочисленных народов Сергея Кечимова было заведено уголовное дело.
Предполагается, что в случае изъятия земель, принадлежащих коренным малочисленным народам, им должна быть предоставлена компенсация в форме земель, территорий и ресурсов, равноценных по своему качеству, размеру и статусу, или в виде денежной компенсации или другого соответствующего возмещения [9]. Это связано с тем, что признается большая и традиционная зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов и определенных территорий [10].
В связи с этим, необходимо предусмотреть в законодательстве процедуру получения согласия коренных малочисленных народов на промышленную деятельность в местах их постоянного обитания. Подобная практика прослеживается в международном законодательстве. Так, в Канаде применяется процедура соглашений о разработке недр и добыче полезных ископаемых [11]. Прежде чем начать подобного рода разработку, государство в лице представительных органов власти, а также добывающие компании согласовывают свою деятельность с народами, традиционно ведущими промысел и проживающими на данных территориях.
Таким образом, несмотря на определенные положительные тенденции в сфере защиты экологических прав коренных малочисленных народов все еще остается значительный перечень неурегулированных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Очевидно, что исконные территории коренных малочисленных народов являются основой их жизнедеятельности. Сохранение в России малочисленных этносов в большей мере зависит от создания соответствующих условий реализации прав таких народов. При освоении территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов для решения экономических задач в первую очередь должны решаться задачи сохранения благоприятной окружающей среды для достойного существования народов.
Литература:
- Конвенция о биологическом разнообразии: принята 5 июня 1992 года // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 года № 19, ст. 2254.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
- Зеленый мир. — 2002. — № 15–16.
- Кряжков В. А. Право на родной язык: на примере малочисленных народов Севера // Российский юридический журнал. — 2007. — № 1.
- Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»// Российская газета, N 90, 12.05.1999.
- Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Российская газета, № 88, 11.05.2001.
- Транин А. А. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов российского Крайнего Севера (проблемы и перспективы): монография. М.: ИГП РАН, 2010. // URL: http://www.igpran.ru/public/articles/2973/ (дата обращения: от 24 февраля 2019 года).
- Статья «Охота на угодья» // URL: https://rg.ru/2015/11/19/reg-urfo/ugodia.html (дата обращения: от 24.02.2019 года).
- Резолюция № 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.2007 на 107-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.
- Конвенция о биологическом разнообразии: принята 5 июня 1992 года // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 мая 1996 года № 19, ст. 2254.
- Правовое положение и организации коренных народов Канады.// URL: http://www.suri.ee/muud/kama.html (дата обращения: от 24.02.2019).