Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Бекбергенов, А. Х. Эффективное профессиональное ориентирование учащихся в качестве педагогико-психологической, социальной проблемы / А. Х. Бекбергенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58301/ (дата обращения: 18.12.2024).



Наше государство с первых же дней приобретения независимости обозначил подготовку совершенных и квалифицированных кадров во всех сферах, их направление на производство, науку, образование и различные сферы, как одну из основных целей нашей страны. Обращение особого внимания в достижении этой великой цели на воспитание всесторонне развитого молодого поколения, духовно и физически здорового, высококвалифицированного обладателя своей профессии ещё раз показывает, насколько важна данная сфера.

Предложенная первым президентом Исламом Каримовым и последовательно реализуемая в республике национальная программа подготовки кадров сегодня широко признана в мировом масштабе и дает свои плоды. Но, наряду с отмеченными достижениями, существуют сферы, не служащие в полную силу для дальнейшего развития профессионального образования. В том числе, в то время, когда на формирование профессионального образования и навыков учеников в процессе урока обращено столько внимания, недостаточно отражаются системность, целенаправленность в организации внеурочных занятий.

Данная проблема на протяжении долгих лет учеными-педагогами широко исследуются в нашей республике и за рубежом. В том числе, А.Беспалов, С.Вульфсон, Е.Климов, Н.Кузьмина, Ю.Туйчиев, И.Шаршов, Ю.Васильев, А.Дикунов, Д.Арзыкулов, М.Юнусова и другие в своих научно исследовательских работах осветили такие вопросы, как профессиональное ориентирование, формирование профессиональной заинтересованности учеников, педагогические и психологические проблемы профессионального ориентирования, организация и управление внеурочных занятий по физическому воспитанию, своеобразные особенности учителя физического воспитания.

А П.Холматов в своих научных исканиях размышляет об огромности значения внеурочных и внешкольных занятий в профессиональном ориентировании учеников, рекомендует технологию профессионального ориентирования учеников в процессе внеурочных занятий. Ученый в научной работе обратил внимание на важность, особенно, экскурсий, кружковых занятий и профессиональных вечеров.

Однако, хоть и были получены определенные результаты в существующих до нас исследованиях, на сегодняшний день не решена проблема совмещения личных качеств, заинтересованности, способностей, склонностей каждого ученика в выборе профессии и формирования навыков осознанного выбора сферы, соответствующей общественным требованиям и требованиям профессии, которые являются основной целью профориентационных работ. Данную проблему можно ещё шире представить:

− у учеников, выбирающих профессию, не внедряются индивидуальный и социальный подходы;

− в большинстве исследований ведутся работы, в основном, с использованием метода собеседования;

− не создаются широкие возможности для непосредственного ознакомления с особенностями интересующей или выбранной учеником профессии;

− в общеобразовательных школах, используя духовно-просветительские и спортивные мероприятия, не поставлены на системный путь такие работы, как привлечение представителей сферы, пробуждение заинтересованности учеников в направлении к определенной профессии.

В целях дальнейшего уяснения сути физического воспитания на уроках физического воспитания требуется изучение, разделив их на следующие три общие функции. Это такие функции, как обучение (образовательная), воспитание (воспитательная) и оздоровление (оздоровительная). [1, с. 78]

В физическом воспитании результаты педагогического процесса связаны с качеством учебных и воспитательных работ, проводимых на уроках физического воспитания. Этого можно добиться посредством выполнения ряда функций на каждом уроке.

Уроки физического воспитания, исходя из таких общих функций процесса физического воспитания, как образовательная, воспитательная и оздоровительная, предусматривает для каждого урока постановку точных частных функций, как “Ознакомление”, “Усвоение”, “Закрепление”, “Совершенствование”.

Проводимые учеными исследования в данной сфере указывают на то, что при рассмотрении с педагогико-психологической точки зрения различают 4 группы воздействующих факторов на процесс профессионального самоопределения. [2, с. 14]

В первую группу входят социально-экономические факторы. Для направления своих сил на общественную молодежь, вступающих в жизнь на различных этапах своего развития, предлагает различные сферы. Это, в первую очередь, имеет отношение к сектору профессий, перспективе их изменений и развития, общественному спросу на ту или иную специальность.

Во вторую группу можно отнести социально-психологические факторы. Она, в первую очередь, состоит из социальной атмосферы, которая растет и воспитывается до и после школьного образования человека.

Третью группу составляют собственно психологические факторы. В неё входят личные интересы и склонности, общие и частные способности, уровни умственного и личностного развития, память, внимание, моторика и подобные им особенности.

И четвертая группа состоит из индивидуально-психологических особенностей ученика. Они определяют динамическую характеристику протекания психических процессов и, согласно выполнению определенных видов деятельности, представляются в виде приспособляющихся или затрудняющих его различных темпераментов.

Психологические факторы, воздействующие на процесс эффективного профессионального ориентирования учеников отражены в научных работах Г. Т. Ядгаровой, И. М. Асадова, А.Закирова.

В работах Х. Ф. Рашидова и У. В. Турдубекова утверждается необходимость исследования и ряда экономических процессов в создании эффективной системы профессионального ориентирования. [3, с. 26] Так как, профессиональное ориентирование и выбор профессии являются процессами, связанными в определенной степени с экономикой. Точнее, в итоге деятельности системы профессионального ориентирования выбирается одна определенная профессия и исполнение данного желания непосредственно связано с экономическим процессом.

Работы Т. К.Коваленка, К.Давлатова, О.Куйсынова посвящены методическим основам проведения профориентационных работ в обучении общеобразовательным предметам. [4, с. 31] Здесь признается широкое распространение диагностического и воспитательного концепций профессионального ориентирования.

Вопросы повышения эффективности профессионального ориентирования учеников общеобразовательных школ разработаны П. Т. Магзумовым, М. И. Воробьева, Э. Т. Чориева, В. П. Бондарева, Н. Т. Воронин, Н. Н. Захарова и С. Н. Чистяковой.

  1. Предоставление ученикам общеобразовательных школ профессиональных информаций и профессиональных сведений на протяжении всего школьного периода. Здесь предусматривается разъяснение существующих профессий и отраслей трудовой деятельности в сферах занятости, профессии и их применение, информирование о важности применения каждой профессиональной деятельности, исходя из возрастных особенностей учеников.
  2. Изучение способностей, возможностей и интересов учеников.
  3. Предоставление необходимых консультаций ученикам на основе анализа результатов педагогико-психологической характеристики, коррекция их психологических проблем и, в результате, достижение правильного выбора профессии в рамках их возможностей и склонностей.

Этапы реализации педагогико-психологических аналитических работ в эффективной профессиональной ориентации учеников, в первую очередь, проводятся школьными психологами и здесь, в качестве основных принципов, требуется принятие во внимание следующего:

− применение в аналитических работах научно обоснованных методик, прошедших экспериментальное испытание;

− принятие во внимание особенностей личности в период анализирования и принятие мер против нанесения ему психологического ущерба;

− обеспечение конфиденциальности результатов анализа и т. п.

Среди различных теоретических комментариев профессионального ориентирования на данный момент можно указать два самых важных понятия, это: традиционный (диагностический), современный (развивающий).

Основная функция традиционной (диагностической) теории профессионального ориентирования определяется путем сопоставления в личности профессиональной склонности с психологическими особенностями в нем и личными потребностями. Здесь вся ответственность ложиться на профессионального помощника. Он, путем проведения тестов и на основе их результатов, определяет склонность личности к той или иной профессии. В такой ситуации личность, то есть обучающийся играет пассивную роль.

Если делать обобщающий вывод, использованных методов в профессиональном ориентировании больше, чем в вышеприведенном списке, но приведенные методы являются основными и рассматриваются в качестве легкого подхода к выбору профессии у учеников данного возраста. Основные принципы, вытекающие из теории профессионального ориентирования, состоят в следующем:

− устранение противоречий между личным и массовым интересами;

− устранение противоречий между свободным выбором профессии и уровнями возможностей по отношению к профессиям, которые собирается выбирать молодежь;

− педагогико-психологическое анализирование и научное доказательство форм методов и способов профессионального ориентирования;

− обеспечение свободы всех видов сведений по отношению к выбору форм профессий и учебы, и устройству на работу;

− комплексный характер профессионального ориентирования.

Психологами выдвигается такое мнение, то есть, в первую очередь, личность должна прислушаться к себе, прежде чем принять определенное решение, которое является важным для него одного. Третья группа — ученики, показавшие активность в выборе, но ни к какой профессии не проявившие интереса; четвертая группа — ученики, не имеющие мотиваций к выбору профессии. [5, с. 16]

Основываясь на вышеуказанном групповом распределении, в качестве одного из факторов воздействующего на качество подхода к развитию и совершенствованию системы профессионального образования, выявление самосознания и интересов, в качестве теоретической основы повышения эффективности процесса профессионального ориентирования, прежде всего, для формирования в ученической молодежи профессиональной деятельности, мотивации к нему, то есть для формирования заинтересованности необходимо у них сформировать, в достаточной для этого степени, психологической и педагогической подготовки.

Литература:

  1. А.Абдуллаев, Ш.Хонкельдиев. Теория и методика физического воспитания. Ташкент, УзГУМЯ, 2005.
  2. Ш.Нематов, У.Тахиров, Г.Ядгарова, Н.Ташбаев. Теоретическо- методологические основы обеспечения непрерывности общего среднего и средне-специального образования через профессиональное ориентирование учащихся. Ташкент, Издательство “Кари Ниязи”, 2015.
  3. Ядгарова Г. Т. Факторы, влияющие на процесс профессионального ориентирования учащихся. — T.: Школа и жизнь, 2006.
  4. Шарипов Ш., К.Давлатов, Г. Насриддинова. Научно-педагогические основы профессионального ориентирования. Учебное пособие. — МССO, 2008.
  5. Ш.Нематов, У.Тахиров, Г.Ядгарова, Н.Ташбаев. Теоретическо- методологические основы обеспечения непрерывности общего среднего и средне-специального образования через профессиональное ориентирование учащихся. Ташкент, Издательство “Кари Ниязи”, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное ориентирование, физическое воспитание, выбор профессии, работа, профессиональное образование, профессиональное ориентирование учеников, профессия, ученик, профессиональная деятельность, устранение противоречий.


Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Похожие статьи

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Задать вопрос