Статья посвящена роли театрализованных игр в социально-коммуникативном развитии. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.
Ключевые слова: театрализованные игры, социально-коммуникативное развитие, дети младшего дошкольного возраста.
Социально-коммуникативное развитие у младших дошкольников проходит постепенно, по мере их формирования мышления, взросления, а также индивидуальных особенностей. В соответствии с младшим возрастом дошкольников подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие социально-коммуникативному развитию [4 с. 87].
Театрализованная игра — игровая деятельность, в процессе которой она придумывает сюжет и содержание игры, ищет способы реализовать идею до реинкарнации в ролях, данных литературным произведением. Особенностью театрализованной игры является наличие готового сюжета, а значит, активность дошкольников во многом предопределена текстом произведения [2.с 86]
Особенностью театрализованной игры является наличие готового сюжета, а значит, активность дошкольников во многом предопределена текстом произведения
Готовность к театрализованной игре определяет такой уровень общего культурного развития, который позволяет понять произведение искусства, получить на него эмоциональный отклик. Овладение художественными средствами передачи изображения происходит не только с помощью движений, но и с помощью речи дошкольника. Участвуя в театрализованной игре, дошкольник входит в образ, перевоплощается в него, живет своей жизнью [9 с. 63].
Тематика и содержание театрализованной игры, имеет нравственную направленность, заключенную в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Дети младшего дошкольного возраста начинают отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Отличительной чертой театрализованной игры дошкольников является их частичный переход к речевому плану. Это связано с тенденцией объединять разные типы сюжетных игр, в том числе фантазийные. Речевой план становится основой или важной частью театрализованной игры, где реальные, литературные и фантастические планы дополняют друг друга. Для дошкольников характерна игра «с продолжением». Старшие дошкольники изучают новую игру «В театр», которая предполагает сочетание ролевой и театрализованной пьесы, основанной на их знакомстве с театром и действиями людей, участвующих в спектакле. В ходе театрализованной игры дошкольники развивают особые социально-коммуникативное развитие, обеспечивающие развитие комплекса игровых позиций [2 с. 81].
Формы работы с детьми по использованию театрализованной игры в развитии коммуникативных умений дошкольников:
– общеразвивающие игры и упражнения: театрализованные упражнения и этюды, игры на формирование движений, упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, творческие игры со словом, настольный театр;
– инсценировка (теневой, кукольный, пальчиковый театр, театр из бумаги и на фланелеграфе, театр шапочек).
На втором и третьем годах жизни дети наиболее полно понимают сказанное только на основе невербального контекста. Поэтому, желая активизировать развитие умений общения в этом возрасте, взрослые должны сочетать свою речь с совместными действиями и игрой [2 с. 47].
В младшей группе ролевая игра играет роль театрализованной пьесы. Младшие дошкольники, действуя в соответствии с ролью, более полно используют свои способности и гораздо легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных маленьких воробьев, отважных мышей или сплоченных гусей, они учатся и сами по себе незаметны. Кроме того, игры с ролями активируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако не развивают и не обыгрывают сюжет. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Айболит» К. И. Чуковского, «Кошкин дом» С. Маршак, «Дядя Степа» С. В. Михалков [1 c. 95].
Вырабатывая интерес к театрализованной игре, нужно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. В средней группе детей уже учат сочетать движение и слово в роли, использовать пантомиму от двух до четырех актеров. Разрешается использовать тренировочные упражнения, например, «Представь себя большим китом и расскажи о себе». С группой самых активных детей желательно драматизировать самые простые сказки с помощью настольного театра (сказка «Бременские музыканты»). Привлечение малоактивных детей к играм, театрализованные работы, где небольшое количество действий.
Рекомендуемые формы работы с родителями: театрализованные развлечения, тематические вечера «В гостях у сказки», «Театр кукол», беседы, консультации, домашнее сочинение сказок и различных историй и их воспроизведение, совместное изготовление атрибутов и костюмов [9 с. 44].
Социально-коммуникативные особенности детей младшего дошкольного возраста включают желание участвовать в совместных мероприятиях со сверстниками и взрослыми, а также случайную потребность в личной жизни. Поэтому каждая возрастная группа должна быть оборудована театрализованной зоной или уголком сказки, а также «тихим уголком», где дошкольники одиноки и имеют возможность репетировать роль перед зеркалом или смотреть иллюстрации.
Эффективно, когда театрализованная игра включает в себя задачи обучения:
– вести себя, соблюдая правила и правила этикета; включать в свои сообщения речевые формулы благодарности, приветствия, прощания;
– выражать четко, четко, выразительно; избегать конфликтов, вести себя правильно, конфликтная ситуация все еще случается;
– контакт с помощью речи и невербальных средств, ссылаясь на имя, использовать зрительный контакт, говорить комплименты; слушать собеседника, не прерывая его, вникая в суть его послания;
– общаться, понимать собеседника, используя невербальные средства — жесты, мимика, пантомимика; понимать настроение других и выражать свое настроение словами и невербальными средствами;
– понимать эмпатию с партнером в общении; сотрудничать [3 с. 52].
Таким образом, театрализованная игра одно из самых эффективных средств социально-коммуникативного развития младших дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, совершенствуют речь и овладевают конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Литература:
- Арушанова А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение. / А. Г. Арушанова // Журнал «Дошкольное воспитание». — 2016. — № 5. — С. 35–40.
- Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. / А. Г. Арушанова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 80 с.
- Захарова К. Ю. Развитие социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. / К. Ю. Захарова. // Журнал «Обруч». — 2016. — № 1. — С. 29–31.
- Клюева Н. В. и др. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ. / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 2016. — 237 с.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Эксмо, 2015. — 383 с.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 2015–354 с.
- Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. / Т. И. Петрова. — М.: Гардарики, 2014. — 195 с.
- Проняева С. В. Формирование социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. / С. В. Проняева. — М.: Академия, 2018. 164 с.
- Проняева С. В. Воспитание коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми. / С. В. Проняева // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. — Шадринск, 2015. — 26 с.
- Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. / Т. А. Репина. — М.: Педагогика, 2015. — 231 с.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. / Е. О. Смирнова. — М.: Эксмо, 2016. — 226 с.
- Черенкова О. А. Формирование социально-коммуникативного развития детей 5–7 лет в игровой деятельности. / О. А. Черенкова. — Пенза, 2015. — 204 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.gara№ t.ru/70512244/#block_1000#ixzz3RjKmwtMk