Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социальной адаптации и взаимодействие преподавателя с учащимися, раскрытие потенциала студентов творческих специальностей. В статье рассматриваются эффективные практические методы воспитательной работы, направленные на социальную адаптацию, апробированные в системе СПО КГИК.
Ключевые слова: социальная адаптация, творчество, креативность, система среднего профессионального образования, преподаватель-куратор, воспитательная работа.
The author of article considers social adaptation and its methods, need of it’s application for the system of secondary professional education at the studying creative disciplines. There are analyzed cultural and leisure activity as one of spheres of social adaptation and interaction of the teacher with learners, disclosure of potential of students of creative specialties. In article the effective practical methods of educational work directed to social adaptation, approved in the system of secondary professional education of the Krasnodar state institute of culture are considered.
Key words: social adaptation, creation, creativity, system of secondary vocational education, teacher-curator, educational work.
Подростковый возраст — сложный этап в жизни человека, это период становления личности, определения своего места социуме. Переход из средней школы в учреждения среднего профессионального образования — непростая задача для учащегося, которая влечет за собой ряд сложностей, оказывает сильное влияние на психическое и физическое состояние молодых людей.
Студенты первого курса колледжа, попадая в новую социальную среду, сталкиваются с новыми обстоятельствами: новый коллектив, незнакомые педагоги, непривычная обстановка.
Система профессионального образования, ее ориентация по своей структуре значительно отличается, главным образом благодаря наличию профессиональных компетенций. Студенты творческих специальностей, как правило, обладают креативным мышлением, наличием особых профессиональных навыков. Творческая деятельность занимает ключевое место в жизни студентов, профессионально ориентированных на творчество.
Социальная адаптация в процессе творческой деятельности активно влияет на раскрытие внутреннего потенциала студентов среднего профессионального образования, усиливает чувство собственной индивидуальности, способствует возникновению ощущения внутреннего самоконтроля и упорядоченности мыслей, помогает справиться с внутренними разногласиями, отрицательными эмоциями, которые кажутся, на первый взгляд, непреодолимыми [1, с. 176]. Свои эмоции, знание и подход к предложенной ситуации, творческому человеку проще передать при помощи визуальных образов, чем вербально.
В социальной среде студенты с творческим мышлением более уязвимы к внешним факторам, обладают повышенным уровнем тревожности [2, с. 656].
Особое значение приобретает социальная адаптация студентов творческих специальностей.
В рамках системы среднего профессионального образования целесообразно рассматривать культурно-досуговую деятельность как средство социальной адаптации творческих студентов. Внедрение потенциала социально-культурного пространства, обладающего особенными педагогическими, культуро-терапевтическими, психологическими методиками и технологиями [3, С. 163].
Культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как центральную сферу в жизни человека. Такая деятельность представляет собой одно из течений социальной работы, позволяет создать условия для развития личности и уклада ее жизни. Досуг необходим для снятия напряженности студентов в образовательной среде, предотвращения общественных конфликтов, а также для улучшения эмоционального фона в группе учащихся.
В процессе досуговой деятельности осуществляются главные общественные функции: социокультурная, ценностно-регулятивная, развивающая, рекреационно-развлекательная, коммуникативная, воспитательная. Особое значение в развитии личности студента имеет воспитательная функция досуговой деятельности, которая охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, свободное время, коммуникации, как в стенах колледжа, так и за его пределами.
Одной из основных задач воспитательной работы со студентами творческих специальностей является организация различных мероприятий, направленных на совместное взаимодействие студентов, дружеское сближение педагога и учащихся, позволяющее раскрыть творческий потенциал.
Это планомерный целенаправленный процесс, где в основе лежит тесное взаимодействие педагога с группой студентов и одновременно индивидуальный подход к каждому. Эффективными эти методы становятся только при предварительной подготовке, т. е. куратор при знакомстве с группой оценивает способности, эмоциональное состояние каждого студента. В данном случае само мероприятие является формой воспитательного процесса, где реализуется ряд поставленных задач: выявление творческих возможностей, организаторских способностей и способность работы в коллективе. В процессе совместной работы возникают различные жизненные ситуации, которые могут воздействовать на хрупкую психику и мировосприятие подростка. Но в атмосфере подготовки мероприятия они протекают в более легкой форме и служат своего рода адаптацией в новой среде. В настоящее время в воспитательном и педагогическом процессах необходимо применение новаторских подходов. Проанализировав опыт различных моделей школ с их методами и программами воспитания, можно сделать вывод о насущности внедрения креативных методов в воспитании и формировании творческой личности.
Перечисленные выше формы и методы воспитательной работы применяются в системе среднего профессионального образования. Ключевым является подход, направленный на социальную адаптацию через культурно-просветительскую деятельность, а также нравственное воспитание. Кураторский час, конкурс проектов, художественные выставки с инсталляцией, деловые игры, научно-практические конференции, благотворительные акции. Все это способствует развитию коммуникабельности, творческих способностей, расширению кругозора.
Особое внимание следует уделить проведению круглых столов, пресс-конференций, устных журналов, т. к. в процессе подготовки развиваются организаторские способности, зарождается сплоченность коллектива, а сами мероприятия учат думать, высказывать свою точку зрения и анализировать литературные и художественные произведения. Все это создает прочный фундамент воспитания гармоничной личности.
В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. В системе среднего профессионального образования применяются вышеперечисленные формы работы. Кроме того, используется подход, направленный на социальную адаптацию через познавательно-развивающую деятельность, а также нравственное воспитание. Расширению кругозора учащихся более всего соответствуют такие формы, как: кураторский час, конкурс проектов, научно-практические конференции, художественные выставки. Особое внимание следует уделить таким интерактивам, как: круглый стол, пресс-конференция, устный журнал, самостоятельная работа студентов, направленная на развитие личности, анализ литературы согласно разным вопросам, практические занятия, акции милосердия и т. д.
Задача преподавателя-куратора — раскрыть потенциал студента, расположить к будущей профессии.
Главная задача воспитательной работы — это разностороннее развитие личности студента, поэтому структура воспитания строится по направлениям: гражданско-патриотическое воспитание прививает учащемуся гражданскую ответственность, патриотизм; духовно-нравственное — воспитывает особое понимание мира и высших духовных ценностей; художественно-эстетическое — развивает способности личности к тонкому восприятию действительности и развитию художественного вкуса.
Приемы, направленные на социальную адаптацию подростков, широко применимы на отделении среднего профессионального образования Краснодарского государственного института культуры.
В рамках исследований поведения студентов проведено тестирование среди учащихся первых и вторых курсов в количестве сорока человек. Проанализированы сравнительные данные по уровню тревожности на первом и втором курсе. В результате исследования наблюдается положительная динамика, отсутствие студентов с дезориентацией, повышение уровня коммуникабельности, ориентированность на обучение стала выше, что указывает на значимую роль социальной адаптации, чему способствовала воспитательная работа по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание и др.
Литература:
- Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006. 176 с.
- Учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. М.; СПб.; Н. Новгород, 2003. 656 с.
- Учебник «Технологии социальной работы» / под ред. академика РАН В. И. Дружинина. 2011, Москва.