Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической зависимости.
Ключевые слова: химическая зависимость, молодежь, психоактивные вещества, факторы риска, личность, мотивация.
Масштабы и темпы распространения зависимости от психоактивных веществ, ставят под угрозу соматическое и психическое здоровье молодежи.
Совершенно очевидно, что современная молодежь, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению. Неудовлетворенность жизнью, низкий уровень личностной успешности, нервно-психическое напряжение приводят к тому, что единственным доступным средством удовлетворения своих потребностей и получения удовольствия от жизни для молодежи становятся психоактивные вещества.
С научной точки зрения актуальность проблемы формирования химической зависимости у молодежи заключается в необходимости выявления психологических факторов, механизмов, мотивов, способствующих или даже подталкивающих юношей и девушек к злоупотреблению психоактивными веществами.
Факторами риска употребления психоактивных веществ признаются все обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя. Обстоятельства, снижающие возможность индивида начать употребление психоактивных веществ, называются факторами защиты. Факторы риска определяются возрастными особенностями личности, этнической и социальной принадлежностью, зависят от вида употребляемого психоактивного вещества.
Согласно исследованию Д. В. Лазаренко, факторами риска употребления психоактивных веществ могут быть [2]:
- Проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем.
- Употребление родителями психоактивных веществ.
- Неблагоприятные взаимоотношения в семье, постоянные конфликты, социальная нестабильность, материальные затруднения, хронические стрессовые ситуации.
- Личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т. д.).
- Ранняя сексуальная активность и подростковая беременность.
- Нарушение межличностных отношений в семье, общения со сверстниками в школе.
- Негативная микросоциальная среда. Общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества. Конформность, внушаемость, зависимость от мнения окружающих, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию.
- Недоступность медицинской и социальной помощи.
- Криминальная обстановка в регионе [2].
Склонность к зависимости от психоактивных веществ формируется под влиянием совокупности факторов.
Представляет интерес разработанная Н. А. Сиротой классификация факторов риска формирования химической зависимости [3]:
- Патологическое протекание пренатального, натального и постнатального периода развития личности. Патологии беременности, тяжелые заболевания, перенесенные матерью во время беременности, психические травмы, осложнения во время родов, невротические отклонения у ребенка в первые годы развития, задержка психического развития.
- Наследственные заболевания. По наследству передаются и чаще всего проявляются в пубертатный период психические заболевания, генетические и эндокринные заболевания, тяжелые соматические заболевания. Невротические отклонения, комплекс неполноценности, психологическая беспомощность, приводящие к нарушению социально-психологической адаптации личности, могут приводить к формированию склонности к химической зависимости. Более того, склонность к алкоголизму и наркомании наследуется.
- Патологические стили воспитания. Фактором риска являются неполные и разведенные семьи. Дети, воспитывающиеся в не семьи, в детских домах, проявляют склонность к зависимости в силу нарушенной системы отношений и негативному отношению к другим людям, нарушению базового доверия к миру. Наиболее патологическим стилем семейного воспитания является гипопротекция. Модель семьи, где старшие ее члены употребляют алкоголь и наркотики, также способствует формированию зависимого поведения.
- Возрастные особенности личности.
Формирование склонности к употреблению психоактивных веществ, происходит в возрасте от 13–14 и до 21–25 лет, захватывая подростковый, юношеский возраст и период молодости. Именно данная возрастная категория людей отличается низким уровнем личностной зрелости и неспособностью противостоять жизненным трудностям. У молодежи не сформирована ценностно-мотивационная сфера, не выражена ценность себя как личности, инстинкт самосохранения, что способствует рискованности поведения. Мотивационная сфера отличается выраженной потребностью в получение удовольствий и достижение состояния психологического комфорта [3].
В молодости человеком уделяется особое внимание простому поиску удовольствия. Эйфория от употребления наркотического вещества длиться недолго, и быстро сменяется сонливостью, ступором. Несмотря на то, что многие подростки и юноши пробуют наркотики, но не все становятся наркозависимыми. Объясняется это эффектом первой пробы, эмоционально-личностными особенностями, доминирующей мотивацией употребления психоактивных веществ.
Исследования А. Д. Асеевой, направленные на изучение психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимого поведения, показали, что повышенная чувствительность, неустойчивость мотивации, конформность, зависимость от мнения другого человека, выраженная потребность в «новых» ощущения становятся причиной первого опыта употребления наркотиков и в случае подкрепления позитивных ощущений формирования зависимости [1].
Мотивация употребления химических веществ опосредована эмоционально-личностными особенностями молодых ребят. Такие особенности личности как стремление к доминированию, независимости, риску способствуют проявлению мотивации гиперактивации поведения у молодежи, склонной к химической зависимости. А такие особенности личности молодого человека как зависимость, несамостоятельность, чувствительность, неустойчивая самооценка способствуют проявлению атарактической и субмиссивной мотивации употребления наркотических веществ [4].
Итак, под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ. Факторы риска возникновения и развития химической зависимости рассматриваются с точки зрения двух доминант — социальной среды и поведения. При этом среда является носителем такого доминирующего фактора, как стресс, а само поведение индивида в ситуациях стресса — возможным фактором риска. Наиболее чувствительным к формированию зависимости от психоактивных веществ, является возрастной период от 14 до 28 лет, включающий подростковый, юношеский возраст и молодость как первый этап взросления.
Жизнь молодых людей, наполненная стрессами, с учетом неспособности к использованию продуктивных стратегий их преодоления, неразвитости эмоционально-волевой сферы, приводит к формированию химической зависимости. Употребление химического вещества преследует две цели: самоактивацию и саморелаксацию. Мотивация формирования химической зависимости у молодежи сводится к возможности саморегуляции собственного психофизиологического тонуса при незнании или неспособности овладеть другими способами саморегуляции.
Литература:
- Асеева, А. Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения / А. Д. Асеева // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2014. — № 101. — С. 2529–2545.
- Лазаренко, Д. В. Психологические факторы, определяющие склонность студентов вузов к аддиктивному поведению / Д. В. Лазаренко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — Серия: Педагогика, психология. — 2016. — № 2 (25). — С. 88–93.
- Сирота, Н. А. Наркотики: проблемы и их решение / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. — М.: Академа, 2000. — 218 с.
- Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 400–402.