В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по реализации системы введения дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: игра, дидактические игры, старшие дошкольники, познавательный интерес, диагностические методики.
Познавательное мышление — это мышление, позволяющее исследовать окружающий мир, с проявлением любознательности, любопытства и интереса.
Данный тип мышления позволяет детям узнавать мир (о множестве странных предметов, объектов, явлений природы) и то, как он действует. Начинается оно с любопытства, которым обладают все дети.
Цель исследования — изучить особенности использования дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса посредством дидактической игры нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
1 этап: определение и анализ уровня развития познавательного интереса у детей старшего возраста;
2 этап: разработка и реализация комплекса дидактических игр по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на формирующем этапе исследования;
3 этап: повторное обследование детей и сопоставление полученных результатов исследований до проведения коррекции и после. Определение динамики развития познавательного интереса у детей старшего возраста.
В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:
− методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;
− методики «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач;
− методика «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т. А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.
Результаты исследования на констатирующем этапе позволили сделать следующие выводы:
− в контрольной и экспериментальной группе наблюдаются в основном средняя и высокая выраженность любознательности;
− в среднем по экспериментальной и контрольной группе в целом характерен средний уровень вопросительно-исследовательской активности, что указывает на избирательность в поведении дошкольников;
− в контрольной и экспериментальной группе наблюдаются в основном средняя и высокая познавательно-вопросительная активность, любознательность и познавательный интерес.
Для подтверждения гипотезы исследования нами был подобран цикл дидактических игр на развитие познавательного интереса старших дошкольников.
Все игры соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям старших дошкольников.
На контрольном этапе исследования приняли участие те же воспитанники старшего дошкольного возраста, что и на констатирующем этапе.
Повторная диагностика проведена с использованием того же блока диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.
Средний балл по экспериментальной группе составил 5,13 (высокий уровень), по контрольной — 3,93, что указывает на средний уровень.
В нашей работе были изучены особенности сформированности познавательного интереса старших школьников. Выявлено, что познавательная сеть активность у испытуемых развита не на самом высоком уровне, что требует развития познавательных процессов старших дошкольников, а также познавательной активности. Для этого нами тема предложены комплексы дидактических игр экологической направленности.
В результате определено, что в группе детей, где был проведен формирующей эксперимент, обнаружена динамика показателей познавательного интереса.
Таким образом, подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательных интересов и формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста проходит эффективнее в процессе специально организованной педагогической деятельности по реализации системы введения дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс.
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Литература, 2015. — 435 с.
- Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / В. А. Венгер. — М.: Просвещение, 2017. — 542 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. / Н. С. Лейтес. — М.: Просвещение, 2014. — 200 с.
- Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. / Н. Г. Морозова. — М.: Наука. — 2015. — 360 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2015. — 532 с.