Встатье обозначена роль социальных сетей, в частности для туристической сферы. Приведены самые популярные социальные сети, и страницы туристических фирм.
Ключевые слова:социальные сети, туристическая услуга, социальные медиа, туристическая фирма, контент, Интернет.
Влияние социальных медиа — социальных сетей, travel-блогов и форумов — растет с каждым годом. Более 25 % опрошенных заявили, что социальные сети влияют на их мнение при выборе места и типа проживания. Для 75 % респондентов социальные каналы являются основным источником туристической информации. На выбор потенциальных туристов влияют рассказы, яркие фотографии, отзывы и прочий контент (информационное содержание сайта), инициируемый другими пользователями. При этом рассказам и отзывам другим путешественников доверяют почти 50 % участников опроса [4].
Социальные медиа являются частью интерактивных средств массовой информации, одним из каналов коммуникации как отдельных пользователей (туристов), так и целых корпораций и компаний (туристических агентств, компаний).
Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) признает важную роль социальных медиа в туризме. Туристы и бизнесмены используют смартфоны и планшеты для того, чтобы найти информацию или поделиться мнением о месте их пребывания. Исследование World Travel Monitor, проведенное ЮНВТО [10], показало следующее:
− 40 % международных туристов путешествуют со смартфонами, которые помимо прочих удобных функций имеют доступ к Интернет и e-mail;
− 40 % пользователей смартфонов используют их для получения информации о направлении;
− 26 % туристов и 34 % деловых путешественников смартфоны нужны для того, чтобы поменять бронирование отеля и других услуг во время путешествия.
Больше трети международных путешественников осуществляют с помощью смартфонов доступ к социальным сетям — публикуют контент в своих блогах, на страницах в Facebook, делятся фотографиями в Twitter или Flickr, пока находятся в поездке.
Чаще всего к социальным медиа относят: социальные сети (к примеру, MySpace, Facebook, Одноклассники.ru, ВКонтакте, LinkedIn), блоги (к примеру, Blogger, LiveJournal) и микроблоги (к примеру, Twitter), форумы, сайты отзывов (к примеру, Irecommend.ru, Otzyv.ru), фотохостинги (к примеру, Picasa, Flickr) и видеохостинги (к примеру, YouTube) и другие. Все социальные медиа обладают определенными свойствами, которые определяют их особенности и специфику. Прежде всего, это интерактивность, как возможность общения между пользователями и обмена разного рода контентом, что есть основа составляющей развития информационного общества и показатель, характеризующий быстроту выхода на связь одного пользователя с другим. Помимо этого, социальные медиа обладают свойствами коммуникативности, мобильности, доступности, универсальности [1, с. 20].
Социальные сети позволяют формировать комьюнити (группа людей с близкими интересами, которые общаются через Интернет), повышать лояльность клиентов к туристическому предприятию или к конкретному туристическому продукту, позволяют создавать адресную рассылку и применять тем самым принцип таргетирования в маркетинге туристических услуг, а также обеспечивают широкий охват аудитории с положительным имиджем (посредством постов и лайков)» [5, с.25].
Что касается России, наиболее популярными являются сети «Вконтакте» и «Одноклассники», в то время как в большей части остального мира — Facebook, Google+, Twitter и Foursquare [6, с. 96].
Приведем примеры страниц некоторых туристических фирм по Республике Крым (табл. 1):
Таблица 1
Страницы крымских туристических фирм впопулярных сетях
https://www.facebook.com |
Одноклассники.ru https://ok.ru |
ВКонтакте https://vk.com |
https://www.instagram.com |
- турфирма «Вокруг Света Крым» (г.Симферополь) — турагенство Про100.тур (г.Алушта) — турфирма «Курорт» (г.Севастополь) |
- туроператор Генуя-тур (г.Симферополь) — турфирма Карадаг-Тур (г.Феодосия) — турфирма «Лагуна Крыма» (г.Евпатория) — турфирма Злата (г.Севастополь) |
- турфирма Туры для крымчан (г.Ялта) — туроператор ООО «Коралл Тур» (г.Феодосия) — турфирма «Ласковый Крым» (г.Севастополь) — турфирма «Карта Крыма» (г.Симферополь) |
- туроператор Командор-тур (г.Севастополь) — туристическая компания Ганеша тревел групп (г. Симферополь) — Турагентство Касабланка — туристическая компания Комфорт тур (г.Симферополь) |
- контактная информация — фото и видео — отзывы — реклама — публикации — онлайн-консультант — услуги — мероприятия |
- контактная информация — экскурсионные маршруты — трансфер — прокат снаряжения и услуги инструктора — фото и видео — кол-во участников — темы — опросы |
- контактная информация — отзывы — кол-во участников — фото и видео — обсуждения — ссылки |
- контактная информация — отзывы — туры — акции — фото — кол-во подписчиков — визы |
* составлено автором по материалам [2, 5, 8, 7]
Пользуясь страницами сетей, можно получить не только исчерпывающую информацию, но и получить консультацию, и оформить тур. Конечно, посещаемость таких гораздо выше, чем визит сайта, т. к. турфирму или тур можно найти просто в поисковике.
Так же не маловажную роль занимает и министерство курортов и туризма Республики Крым, для продвижения туристического продукта и услуги им был разработан и запущен проект — «Туристический портал Республики Крым» (visitcrimea.guide). В свою очередь данный портал через сети Facebook, ВКонтакте, Twitter, Одноклассники.ru призван продвигать туристическую информацию по следующим направлениям: туристические точки, новости, ТВ-передача, фото, как добраться, FAQ.
Согласно Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017–2020 годы (постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. N 650) [3] намероприятие «Создание системы обратной связи с гостями Республики Крым», а именно внедрение системы мониторинга социальных сетей выделено на 2019 г. и 2020 г. по 400,00 тыс.руб. бюджета Республики, что в свою очередь свидетельствует о поддержки туристической индустрии местными органами исполнительной власти.
Если говорить в целом об использовании социальных медиа в продвижении туристических продуктов и услуги, то именно социальные медиа дают возможность туристическому предприятию управлять мнениями и рекомендациями целевой аудитории, формировать группы лояльных потребителей, усиливать известность бренда, увеличивать продажи и реализовывать таргетированную рекламу.
В целом, продвижение в сети Интернет позволяет целенаправленно воздействовать на различные группы потребителей и максимально удовлетворять их потребности за счет адресности и таргетирования при минимальных затратах. Новые социальные медиа в состоянии обеспечивать более дешевые способы продвижения и поэтому могут предложить большое количество новых возможностей для привлечения потенциальных клиентов.
Литература:
1. Апанасюк Л. А., Бодня А. А. Социальные медиа как инновационный инструмент продвижения предприятий индустрии гостеприимства и туризма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — № 7 (1 (22)), С. 19–22.
- ВКонтакте. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vk.com/search?c %5Bper_page %5D=40&c %5Bq %5D= %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %20 %D0 %BA %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BC&c %5Bsection %5D=communities
- 3.Государственная программа развития курортов туризма в Республике Крым на 2017 ‐ 2020 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://business.rk.gov.ru/files/strategy/gosprog/19.pdf
4. Как соцсети влияют на выбор туристов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/34889.html
- Крайнова О. С. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий: нереализованный потенциал социальных медиа // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. — 2014. — С. 22–35.
- Одноклассники.ru. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ok.ru/search?st.query= %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %20 %D0 %BA %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BC
- Печерица Е. В. Социальные сети как способ продвижения гостиничных услуг // Технико- технологические проблемы сервиса. — 2015. — № 3. — С. 93–99.
- Instagram. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.instagram.com/explore/tags/ %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BC/?hl=ru
- Facebook. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.facebook.com/search/top/?q= %D1 %82 %D1 %83 %D1 %80 %D1 %84 %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %20 %D0 %BA %D1 %80 %D1 %8B %D0 %BC&epa=SEARCH_BOX
10. UNWTO. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.unwto.org