Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая экономика». Обоснована целесообразность рассматриваемых мероприятий.
Ключевые слова: цифровая экономика, человеческие ресурсы, развитие человеческих ресурсов, развитие информационного общества, кадры и образование.
Исследование процесса развития и трансформации человеческих ресурсов в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики вопрос открытый и слабо исследованный. Переход к цифровой экономике является естественным состоянием развития экономики России, о котором официально заявляет глава государства — Владимир Владимирович Путин, также на государственном уровне отмечается необходимость развития и трансформации человеческих ресурсов. Такие изменения в экономической деятельности страны неизбежно приведут к серьезным изменениям на рынке труда. Таким образом, вышенаписанное определяет актуальность исследования данного вопроса.
Процесс цифровизации можем охарактеризовать как возможность использование онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы, как отдельными людьми, так и крупными компаниями, государствами, для оптимизации хозяйственной деятельности.
В Стратегии развития информационного общества РФ 2017–2030 гг. дано следующее определение: «цифровая экономика — это деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, в том числе непосредственно в момент их образования, позволяют по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг». [3]
На заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое прошло 9 февраля 2018 года, был утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Как отметил премьер-министр, Дмитрий Медведев, любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности — это всегда люди, которые работают.
По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.
Направление «Кадры и образование» содержит 5 основных целей: [2]
Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России:
- Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики;
- Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;
- Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики;
- Создание условий реализации направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Данные задачи затрагивают не только изменение системы образования, но и повышение мотивации граждан к принятию активного участия в изменениях, а также стимулированию работодателей к содействию реализации данной программы. То есть, программа носит совокупный характер, в котором главными элементами являются — люди, как человеческие ресурсы, работодатели, и, непосредственно, правительство. Без участия одного из элементов, реализация программы станет невозможна.
Также подготовлена «дорожная карта», которая выделяет 3 основных этапа реализации программы:
Таблица 1
Основные этапы реализации программы «Кадры иобразование» [1]
Направление развития цифровой экономики |
2018 |
2020 |
2024 |
Кадры |
Разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций цифровой экономики, их апробация. |
Обеспечение ресурсами и согласование работы структур образования: общего, профессионального, дополнительного в интересах ЦТ. Формирование персональной траектории развития и аттестации компетенций для цифровой экономики. |
Создание постоянно обновляемого кадрового потенциала цифровой экономики и компетентности граждан. |
Ожидаемые результаты
После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018–2024 годы. Ожидаются определенные результаты. Например, разработка система распространения персональных цифровых сертификатов. Должна появиться система оценки уровня компетенций, по результатам которой будут предоставляться преимущества поступающим в ВУЗы. Создание программ обучения и тестирования, которые направленны на формирование ключевых компетенций цифровой экономики.
Для преподавателей могут быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов «Ворлдскиллс Россия» по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики.
Создание системы цифровых бонусов, которая позволит учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т. п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов.
К концу 2024 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике. [4]
Следует развивать системы дистанционного образования, которые могут повысить доступность получения актуальных знаний для многих людей, независимо от того, где они проживают. Также такой способ передачи данных позволяет людям с ограниченными возможностями повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.
Выводы. Влияние цифровизации экономики на человеческие ресурсы факт известный и неоспоримый, тем не менее, на уровне правительства координация этого процесса только набирает свои обороты. На данный момент правительство делает упор на изменение системы образования, а также на возможность повышения квалификации людей для того, чтобы соответствовать существующим требованиям цифровой экономики. Следует отметить, как было указано в тексте статьи, что развития человеческих ресурсов для соответствия требованиям цифровой экономики необходимо участие не только правительства, с предлагаемыми мерами и программами, но также работодателей и самих людей. Таким образом, вопрос развития человеческих ресурсов на государственно уровне является актуальным, который требует исследования и разработки предложений, которые могут быть полезны для развития людей, их трансформации в предлагаемых условиях.
Литература:
- Распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://goo.gl/XvEckg
- План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/menu/default/view/69
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919
- Статья “Кадры и образование в цифровой экономике». URL: https://goo.gl/4zzNED