Использование информационных технологий в туристическом бизнесе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 5904 раза

Библиографическое описание:

Бурлаков, О. М. Использование информационных технологий в туристическом бизнесе / О. М. Бурлаков, И. Е. Саман, О. И. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58267/ (дата обращения: 18.12.2024).



На современном этапе развития общества, информационные технологии должны рассматриваться как стратегический ресурс развития деловой активности туристической организации. Рассмотрено использование информационных технологий в туристическом бизнесе на примере различных турагентств Российской Федерации. Проанализировано состояние автоматизации туристической фирмы.

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, информационная система, турпродукт.

Туризм — крупнейшая, высокодоходная и наиболее динамичная отрасль мировой экономики. Высокое развитие туристической сферы влияет на транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, т. е. на базисные экономические секторы. Таким образом, большое значение имеет формирование высокоразвитой туристской индустрии, т. к. это является одним из самых продуктивных направлений структурной перестройки российской экономики.

Заинтересованность в технологиях, облегчающих труд менеджера турфирмы, крайне высокий. Установившийся в последнее десятилетие неконтролируемый рынок туристских услуг в России, в общем и целом, при слабом развитии начала, который координировал бы действия туристических фирм, находится в состоянии, кризиса и российские объекты, вопреки огромному рекреационному потенциалу страны, на сегодняшний день не состоят в постоянных международных туристских цепях. Причиной таких противоречий является отсутствие проверенной и достоверной информации о состоянии на рынке и обычного для клиентов запада сервиса, который базируется на всех возможностях, которые обеспечиваются современными средствами связи [1, 4].

На сегодняшний день, формирование и отправка туристских групп за границу и, наоборот, без эксплуатации информационных технологий имеет малую эффективность даже в крупнейших городах России: Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о регионах. Нюансы реализации туристского продукта не дает возможности судить о целостном рынке без достаточного информационного обеспечения. Туристические фирмы и органы управления туризмом, которые вступают на рынок международного уровня встречают на пути своей деятельности проблемы освоения новых информационных технологий, являющиеся важным условием международной интеграции и современной концепции туристского бизнеса как информационно-насыщенной сферы [4, 5].

По этой причине, сегодня, исследование имеющихся информационных систем в туризме, базовых сфер применения информационных технологий и создание советов и инструкций для менеджеров турагентств с целью использования информационных систем является актуальным вопросом.

Деятельность турагентств в России направлена на выездной туризм и захватывает почти всевозможные направления, помогает оформлять загранпаспорта, визы, а также помогает выбрать вид отдыха в России.

Основные задачи турагентств:

– полноценное и широкое объяснение возможностей отдыха и путешествий по имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т. д. рекламирование этой информации;

– обеспечение организации продажи туристического продукта, соблюдая передовые методы торговли, используя специфику и нюансы туристического бизнеса.

Турагент презентует туристический продукт покупателю в форме комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Автоматизация турагентств включает конкретный набор функций:

– получение и обработка актуальной информации от туроператоров;

– ведение внутреннего документооборота;

– выстраивание коммуникации с туроператором;

– ведение бухгалтерии;

– анализ данных и получение статистических отчетов.

Работа с клиентом, обратившимся в туристическую фирму, происходит начиная с оформления заявки на тур. В документ вносятся данные заказчика, туроператора, плательщика, выбранные услуги, сроки и суммы оплаты, имеется возможность включения дополнительной информации: статус заявки, сведения об уведомлении клиента о подтверждении заявки, график оплаты. Заполненная заявка в любой удобной форме (печатной или электронной) отправляется туроператору, при получении подтверждения заказанного тура, агентство принимает оплату от клиента. Путевка заказчику выписывается на основании заявки, таким образом, практически все поля и графы документа «Путевка» заполняются автоматически. В состав программы входит ряд специальных забалансовых счетов, благодаря которым имеется возможность отслеживать стадии прохождения заказов: от первичного ввода до полного закрытия и отчета туроператору (рис. 1) [3].

Как показано на схеме, система предоставляет специализированный блок учета туристической деятельности, автоматизирующий основные бизнес-процессы турфирмы:

– ведение полной справочной информации о географических направлениях, отелях, турах, турпродуктах (турпакеты и отдельные услуги), туристах, плательщиках, поставщиках, проезде, рекламе;

– оформление заявок покупателей на туристические продукты с автоматическим созданием листов бронирования, заявок на бронирование поставщику, форм (ТУР-1, Санаторно-Курортная, Форма № 2, Детская путевка), договоров, приходных кассовых ордеров, счетов, ваучеров, чеков;

– выписка путевок разнообразных форм, которые существуют в данной отрасли, учет бланков строгой отчетности (БСО) по количеству, номерам и сериям;

– создание полноценного пакета первичных документов, которые необходимы для правильного проведения продаж турпродуктов;

– формирование внутренних управленческих отчетов по продажам, отчетов для поставщиков туруслуг. Аналитическая отчетность получается в разрезе платежей, туров, географических маршрутов, клиентов, их категорий, видов форм бланков, источников рекламы.

Рис. 1. Схема автоматизированного документооборота по турагентской деятельности

Турпродукт формируется с помощью выборки данных из всевозможных справочников и классификаторов. Информация в справочниках создается по данным условий контрактов с принимающей стороной или с отелями. По мере поступления новой информации (новые отели, специальные предложения, остановки продаж) эти справочники пополняются [2, 4].

На базе заполненных справочников создаются пакеты. Учитывая это менеджер, который отвечает за формирование пакета, обязан иметь инструмент, который позволяет использовать разнообразные схемы ценообразования для различных объектов (например, иметь разные цены для разных групп отелей, рейсов, устанавливать различные наценки и скидки разных партнеров).

Когда пакеты сформированы и уже готовы к продаже, они поступают на реализацию. Здесь важно заметить, что если для малого турагентства оперативность введения заявки не критична, то для туроператоров это является серьезным преимуществом [1].

В целом, такая информационная система должна оказывать неоценимую помощь менеджеру во время работы с клиентами турфирмы:

– подбор стандартного или создание индивидуального маршрута;

– выбор время тура;

– создание анкет туриста;

– бронирование услуг тура;

– помощь в оформлении скидок, комиссий, доплат и создание конечной стоимости тура для клиента или партнера.

Информационная система используется также для формирования локальной туристской информационной системы в регионе, для продвижения местных турпродуктов. Также, предложенные информационные технологии дают возможность менеджменту туристских фирм выбирать пути эксплуатации информационных систем, которые предлагают на рынке, позволяют разобраться в потоке компьютерных технологий, быстро появляющихся на российском рынке.

Литература:

  1. Алеева, В. А. Применение современных информационных технологий в управлении бизнесом в сфере туризма / В. А. Алеева, Ю. Д. Мочалова // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018, № 3. — С. 3–7.
  2. Бочарников, В. Н. Информационные технологии в туризме [Текст]: учебное пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 358 с.
  3. Дербенов, Ч. Ю. Информационные системы и информационно-коммуникационные технологии в бизнесе [Текст]: учебное пособие / Ч. Ю. Дербенев. — Ростов-на-Дону: Медиаграф, 2016. — 152 с.
  4. Цыринова, Н. С. Современные инновационные технологии в туристической отрасли [Текст] / Н. С. Цыринова // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2. — С. 45–46.
  5. Чудновский, А. Д. Информационные технологии управления в туризме [Текст]: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — 4 изд., стер. — М.: Кнорус, 2016. — 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, Россия, клиент, тур, туристическая фирма, туристический бизнес, туристический продукт, туроператор.


Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

В данной статье раскрываются и систематизируются основные информационные технологии, которые влияют на эффективное развитие индустрии туризма. Рассмотрены преимущества применения инновационных технологий в сфере туризма.

Управление бизнес-процессами в сфере туристских услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Право и экономика современной индустрии туризма: в поисках баланса

Статья посвящена анализу российского законодательства о туристской деятельности в контексте его стимулирующей роли, возможностей правовых средств по ускоренному развитию данной отрасли.

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности

В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Современные инновационные технологии в туристической отрасли

В данной статье раскрываются и систематизируются основные информационные технологии, которые влияют на эффективное развитие индустрии туризма. Рассмотрены преимущества применения инновационных технологий в сфере туризма.

Управление бизнес-процессами в сфере туристских услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Право и экономика современной индустрии туризма: в поисках баланса

Статья посвящена анализу российского законодательства о туристской деятельности в контексте его стимулирующей роли, возможностей правовых средств по ускоренному развитию данной отрасли.

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России

В статье рассмотрены практические аспекты реализации института социально-го партнерства на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о существенном влиянии на производительность труда и развитие персонала эффективной модели социально-го партнерства ре...

Системный подход в анализе венчурных инновационных рисков в образовательной деятельности

В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски иннов...

Влияние достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката

В рамках настоящего исследования автором поднимается вопрос влияния достижений цифровизации на профессиональную деятельность адвоката. Проводится анализ основных направлений внедрения цифровых технологий в институт современной адвокатуры, дается объе...

Задать вопрос