Статья раскрывает понятие бихевиорализма, его структуру, роль в политике, в частности, об отношении к распределению власти. Этим вопросами задавались Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл. Исследование данной темы является актуальной т. к. для анализа политических явлений необходимо понимание поведения отдельных субъектов, их мотивов.
Ключевые слова: бихевиорализм, политика, государство, власть, политическое поведение, методология.
На различных этапах развития политической теории всегда существовала объективная необходимость в изучении поведения и особенностей психологии индивидов и их групп с целью получения более полных знаний о политическом мире. Так, с развитием бихевиоралистского направления в политологии, изучение политического поведения человека приобрело научный характер, основываясь на эмпирическом наблюдении, а не на абстрактных умозаключениях.
Бихевиорализм представляет собой направление политической науки, в рамках которого основное внимание сосредоточивается на исследовании: а) проблем рационального выбора индивида в политике и на политических результатах и последствиях взаимодействия рациональных индивидов; б) проблем коммуникации; в) политических фактов, и прежде всего политического поведения, с помощью методов квантификации; г) рамок и связывающих ограничений политического взаимодействия.
Бихевиоралисты задавались вопросом: «Почему люди ведут себя так, а не иначе?» Они опирались на эмпирическую теорию — группу независимых абстрактных утверждений, состоящую из предположений, дефиниций, гипотез, проверяющуюся эмпирически, описывающих и объясняющих феномен. Объяснение — причинно-следственная оценка феномена. Оценивается по критериям: «Хорошая теория» — внутренне логична. Она связанна с конкретной группой феноменов, должна быть совместимой с другими теориями, объясняющими соответствующие феномены. Они должны предсказывать эмпирические явления, проверяющиеся наблюдением [5, с. 89].
Бихевиоралистскому подходу к политическому исследованию соответствуют эмпирическое наблюдение и проверка. Характерно изучение всех случаев, не ограничиваясь, относящихся только к изучаемому вопросу. Весомость имеет статистика, рассматривающая данные как эмпирические свидетельства, качественный и количественный анализ равнозначен.
Бихевиоралисты считали, что не только эмпирические, но и научные теории должны быть фальсифицированы. Таким образом, бихевиоралисты следовали теориям Карла Поппера о ревизии традиционного позитивизма, критериям фальсифицируемости [7, с. 25]. Однако Лакатос писал, что теории социальных наук имеют нефальсифицируемые базисные высокоабстрактные утверждения, недоказуемые эмпирически [4, с. 10]. В связи с этим можно сказать, что если из этого положения выводятся утверждения, проверяющиеся эмпирически, то вся теория фальсифицируема. Это дает возможность выявить условия для признания теории научной.
Бихевиорализм внес теоретическую и эмпирическую основу социального поведения. Он использует репликацию (повторение), т. е. исследователи стремятся, чтобы выводы других ученых были аналогичны. Подтверждение выводов предполагает требования к исследованию: «Что они пытаются объяснить, его теоретическое объяснение и как используется эмпирическое свидетельство» [1, с. 156].
Впервые бихевиорализм к политике применили в 20-е годы XX века Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэлл [3, c. 106].
Так, Чарльз Мерриам считал, что метафизика препятствует объективности. Использование методов анализа бихевиорализма позволило рассматривать политическую реальность как естественную, а политический процесс стал доступным эмпирическому анализу [2, с. 28]. Репликация связана с природой человека. Исходя из этого, можно утверждать, что политический процесс — это реализация воли, придающая смысл поведенческому акту, доминанта которой — стремление к власти, цели политического действия [2, с. 107].
По мнению Лассуэлла, среди разных определений власти, общим является стремление, которое характерно абсолютно для всех и может быть неосознанным. Люди прикрываются другими мотивами, но за ними стоит желание обладать властью. Поэтому политология — это наука о влиянии и влиятельности (мягкой формы власти) [2, с. 107–108]. Индивид вступает с другими в коммуникацию по поводу власти с целью ее достижения. Традиционная политология утверждает, что власть присуща только государству. Но Лассуэлл отрицал абстрактно-моралистскую трактовку государства как идеала. Государственная власть возникает путем взаимодействия воль к власти, иными словами, совокупности вариантов поведения индивидов. Это «естественное» начало государственной власти [1, с. 157].
Политическая система общества, по Лассуэллу, — структура, где власть распределена между ее элементами с соблюдением баланса сил, стремящихся и достигающих власти. Нарушение баланса в сторону централизации или рассеивания власти, ведет к дисфункции и распаду всей системы.
На основе этих данных можно сказать, что задача государственной власти заключается в сохранении баланса. Сталкивающиеся воли к власти формируют взаимодействия, теряющие подвижность. Субъекты вступают в соглашения, итог закрепляется в правилах и нормах, они ограничивают волю к власти и реализуют ее.
Лассуэлл сравнивает это с «рынком власти», описывая происходящее как «игру»: побеждает тот, кто играет по правилам, а нарушающие их — наказываются. Правила устанавливаются на саморегулирующимся «политическом рынке», суть которого в состязании субъектов власти [6, с. 269]. Регулирующей силой над «политическим рынком» является государство, обладающее «сверхвластью» и распределяющее власть в обществе. В этом заключается всесилие государства.
Таким образом, для бихевиоралистов цель исследования заключается в объяснении поведения на индивидуальном и групповом уровне. Здесь присутствует идея причинности, отражающая способ мышления сопоставимой с «реальностью» — спутником объяснения. Чтобы в теорию поверили, она должна быть подтверждена эмпирически. Аргументировано, что цель политического действия состоит в стремление к власти, которая является движущей силой поведения и реализации воли. Совокупность вариантов поведения разных индивидуумов составляет государственную власть, которая обладает «сверхвластью», распределяющую власть в обществе
Политический бихевиорализм является одним из современных направлений политической науки, позволяющим изучить стремления к власти и реализацию этой воли. Как утверждают сторонники бихевиоралистского подхода, именно на поведенческих особенностях индивидов, выраженных в стремлении к власти, основывается общественная организация в целом и ее отдельные институциональные проявления, в частности, государство, религия и т. д.
Литература:
- Алексеева Т. А. Современные политические теории: Курс лекций. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 464 с.
- Василенко И. А. Политология. — М.: Юрайт, 2018. — 423 с.
- Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие. — М.: КноРус, 2018. — 180 с.
- Гранин Ю. Д. Философия науки, история и современность: учебное пособие в 2-х частях. Часть 2. — М.: Просвещение, 2011. — 74 с.
- Кузьменко Г. Н. Философия и методология науки: учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. — М.: Юрайт, 2016. — 450 с.
- Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2014. — 365 с.
- Философия науки: учебное пособие для вузов / Под ред. А. Г. Троегубова. — Тула: ТулГУ, 2006. — 136с.