Статья посвящена теоретическому анализу особенностей формирования суицидального поведения в подростковом возрасте. Особое внимание уделено изучению личностных детерминант суицидального поведения подростков: эмоционально-личностным особенностям, наличию акцентуаций характера и психопатических отклонений.
Ключевые слова: суицидальное поведение, подростковый возраст, эмоционально-личностные особенности, акцентуации характера, психопатические отклонения, суицидальный риск, превенция.
В 1999 году Всемирная организация здравоохранения приступила к осуществлению программы всемирной инициативы по превенции (предупреждению) самоубийств. Самоубийство требует нашего внимания, поскольку является актуальной проблемой общественного здоровья, однако его превенция, к сожалению, представляет собой весьма нелегкую задачу.
Профилактика суицидального поведения возможна с учетом психологических детерминант его формирования. Можно сказать, что в основе прогноза склонности к суицидальному поведению лежит интегральная оценка суицидального риска, включающая изучение эмоционально-личностных особенностей, осознанности смысла жизни, особенностей поведения личности в трудных жизненных ситуациях.
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как подростковый возраст, характеризуются повышением суицидальной готовности.
Согласно исследованиям А. Аптер, суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Осознание проблем и нежелание прислушиваться к жизненному опыту взрослых, обостряется к подростковому возрасту. В связи с чем суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14–15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16–19 годам [3].
Н. С. Можаров, О. В. Поплавская, анализируя статистику суицидов среди подростков, приходят к выводу, что среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа [3].
А. Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи [3]. Подростки, в силу отсутствия жизненного опыта, не способны выбирать безопасный способ суицида. Независимо от выбранного способа ухода из жизни, опасность смерти при совершаемых подростками суицидах остается высокой.
Исследования А. А. Кучер показали, что причиной суицидального поведения подростков становятся объективно незначительные жизненные трудности и надуманные проблемы. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта создают у подростков ощущение безысходности, невозможности решения проблемы, порождали чувство отчаяния и одиночества [2].
Э. Гроллман доказывает, что формирование суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит также от эмоционально-личностных особенностей личности суицидента. У всех суицидентов были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают в пубертатном возрасте предпосылки для суицидального риска [1].
Важно учитывать соотношение уровня самооценки и уровня притязаний подростков. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность социально-психологической дезадаптации личности подростка.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у подростков могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации [4].
А. Е. Личко, рассматривая роль депрессии в формирование суицидального поведения подростков, выделяет специфику ее проявлении в зависимости от выраженности акцентуаций характера и темперамента [1].
Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от психологической акцентуации характера. У гипертимного подростка — склонность к риску, пренебрежение опасностью. У циклотимного — субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе. У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределенном стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушающему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности — реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов. Подростки с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, могут перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам. Все интересы детей с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию.
Нельзя не отметить важную роль в формировании суицидального поведения подростков неблагоприятных взаимоотношений в семье, негативной модели семейного воспитания, наличия у родителей и родственников психических расстройств и случаев самоубийства. Подростки чувствуют себя чужими в семье. Непонимание, отсутствие доверия, эмоциональной близости с родителями ведет к формированию суицидальных мыслей и поведения.
Э. Гроллман пишет, что суицидальная молодежь редко хочет умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения был важным фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств [1].
Проведенный теоретический анализ поднимаемой проблемы позволяет сделать вывод о том, что ведущей в формирование суицидального поведения подростков является личностная детерминанта — это эмоционально-личностные особенности, наличие акцентуаций характера и психопатических отклонений. Такие особенности личности как эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности подростка и могут стать причиной формирования суицидального поведения. В связи с особенностью восприятия окружающей действительности суициды подростков носят аффективный характер, сложные ситуации воспринимаются ими как не разрешимые, провоцирующие суицидальные действия. Пресуицидальный период характеризуется наличием различных вариантов депрессивных состояний. Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением.
Превенция самоубийств среди молодежи необходима и возможна, однако для ее осуществления необходим довольно широкий диапазон мер, начиная с обеспечения как можно лучших условий воспитания детей, включая эффективное лечение психических нарушений, а также контроль факторов риска, обусловленных окружающей средой. Необходимым условием успеха программ суицидальной превенции является постоянное психологическое сопровождение детей подросткового возраста, помогающее им поверить в себя и найти свой смысл жизни.
Литература:
- Кузнецова, Л. Э. Психология личности (учеб. пособие) / Л. Э. Кузнецова, А. М. Руденко. — Новочеркасск: Лик, 2018. — 114 с.
- Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей / А. А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2001. — № 5. — С. 32–39.
- Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
- Нечипоренко, В. В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В. В. Нечипоренко. — СПб.: ВМедА, 2007. — 295 с.