Вступление России в ВТО пять лет назад было самой обсуждаемой экономической темой. И не зря: Российская Федерация вела переговоры о вступлении начиная с 1993 года и только в конце 2011 года было подписано соглашение. Тогда, да и сейчас, этот факт сопровождается как положительным оценками и прогнозами, так и строгой критикой различных экспертов, аналитиков и экономистов. Для того, чтобы наиболее глубоко оценить особенности, проблемы и перспективы взаимодействия России и ВТО, необходимо углубиться в теоретические вопросы данного аспекта международной экономики и торговли.
Международная торговля стала неотъемлемой частью процесса глобализации экономики, у которой есть свои преимущества и недостатки. Что же дает внешняя торговля странам? Во-первых, согласно теории, позволяет укрепить позиции страны на мировой арене. Во-вторых, способствует противодействию естественному снижению нормы прибыли. Это достигается в конечном итоге за счет использования более дешевой зарубежной рабочей силы, сырья, массово производя товары, что снижает издержки фирмы. Внешняя торговля, расширяя масштабы производства, позволяет получать производителям добавочную прибыль, которая образуется за счет реализации товаров на рынках менее развитых стран [4].
Однако встает вопрос как именно организовать и проводить внешнюю торговлю в условиях, когда у каждого государства свой свод законов, положений и правил. Дать ответ на этот вопрос и урегулировать торгово-политические отношения призвана Всемирная торговая организация. ВТО базируется на Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было создано в 1947 году с целью восстановления мировой экономики после Второй мировой войны. К слову, до начала 1990-х, как бы странно это не показалось, данное соглашение «исполняло роль» ВТО.
Всемирная торговая организация на сегодняшний день состоит из 164 стран-участниц, между которыми подписаны соглашения и установлены особые правила экспорта и импорта товаров и услуг. Соглашение между Россией и ВТО было подписано 16 декабря 2011 года, а официально Россия вошла в состав стран-участниц ВТО только 22 августа 2012 году после прохождения процедуры ратификации соглашения.
В рамках переговоров по товарам было подписано 57 двусторонних протоколов о либерализации доступа на рынок товаров. Итак, как же будут выглядеть в результате присоединения к ВТО применяемые Российской Федерации импортные пошлины. Стороны договорились о связывании тарифа на всю несельскохозяйственную продукцию на уровне 7,3 % (по сравнению с действующим на 2011 г. 9,5 %). С одной стороны, это можно рассматривать как определенную неудачу российских переговорщиков, так как это ниже уровня связывания, изначально предлагаемого Россией. С другой стороны, представленный уровень таможенной защиты превышает тот, который существует в развитых странах. Между тем, на глобальной арене Россия сегодня во многом пытается позиционировать себя в качестве мощной экономической державы. Снижение пошлин можно также рассматривать с той точки зрения, что на ряд инвестиционных товаров цены снизятся, и это положительно отразится на развитии российской экономики.
Вместе с тем было бы ошибкой считать, что снижение пошлины на какое-то количество процентных пунктов обязательно автоматически приведет к падению цены на продукт в том же объеме. Логично предположить, что импортер товара может рассматривать разницу между старой и новой ценой в качестве некой маржи, часть которой он захочет оставить себе. Поэтому по ряду товаров мы можем ожидать определенное снижение цены, но не в том объеме, который может обеспечить пошлина.
Первоначально провозглашались следующие основные цели вступления России в ВТО:
Улучшение имиджа Российской Федерации в мире и получение статуса полноправного участника международной торговли;
Получение доступа российской продукции к иностранным рынкам на лучших условиях по сравнению с существующими;
Участие в разработке международных правил торговли, что позволит в известной степени защищать собственные интересы, так как ВТО остается единственным и пока безальтернативным регулятором мировой торговли;
Появление условий, необходимых для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей;
Возможность разрешения потенциально возникающих торговых споров с помощью международного механизма;
Привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного для них климата в силу необходимости приведение российских законодательных норма в соответствие с международными стандартами ВТО;
Упрощение доступа российских инвесторов к деятельности в странах-членах ВТО [3].
Конечно же вступление России в такого рода международную организацию, более глубокая интернационализация, проникновение на международные рынки несет в себя ряд рисков. Например, ожидался рост конкуренции на внутреннем российском рынке, в особенности в секторе сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения. Такой резкий рост конкуренции мог существенно снизить преимущества от вступления в ВТО в силу того, что отечественные производители и предприятия просто не смогли бы конкурировать с производителями из развитых стран в разрезе качества продукции. Кроме этого, ожидались затруднения в продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки, чего в общем и целом, не произошло: был подписан ряд сотрудничеств по поставке российской продукции за рубеж.
Аналитики ЦБ РФ отмечают улучшения по некоторым направлениям и снижения цен на некоторые группы товаров (птица, свинина), порой ниже среднемирового уровня. Однако по-прежнему не могут конкурировать с импортом по цене тепличные овощи, сахар, молокопродукты и говядина [5]. В целом наблюдается положительная динамика в разрезе импортозамещения: на сегодняшний день в России достаточное количество отечественных производителей и продуктов, но остается открытым вопрос насколько они конкурентоспособны и вынесут ли конкуренцию в случае отмены эмбарго и резким наполнением рынка зарубежными товарами. В связи с этим необходимо переориентировать АПК к технологическим улучшениям и повышению эффективности производства.
Агропромышленный сектор — одна из немногих областей, где активно происходит импортозамещение. На взгляд автора, это возможно в силу того, что данная отрасль относится к сравнительному преимуществу страны (по теории Д.Рикадо). В других отраслях дела обстоят несколько хуже.
Таким образом, Россия вступила в ВТО на довольно выгодных условиях: делегации удалось убедить торговых партнеров, что резкое открытие рынка негативно скажется на России и нам предоставили «отсрочку». Процесс интеграции должен был осуществляться постепенно: пошлины снижались до обозначенных в соглашении значений в течение 2–3 лет. На сегодняшний день, по заявлению Еврокомиссии Россия выполнила не все условия вступления. Очевидно, что санкции в этом случае сыграли не последнюю роль.
«Санкционная война», на мой взгляд, дает возможность отечественным производителям в «тепличных» условиях, с поддержкой со стороны государства развить свои производства, бизнес, подготовиться к снятию эмбарго, чтобы уровень отечественной продукции был конкурентным по сравнению с зарубежной. Очевидно, что во всех сферах экономики Россия не сможет стать первой, у нее есть свои сравнительные преимущества, на развитие которых и стоит потратить силы и средства, и импорт — это нормальное явление для любой страны. Однако следует обратить внимание на необходимость снижения зависимости от зарубежных продуктов и услуг, поддержку отечественных производителей, что в условиях санкций делать наиболее целесообразно.
Литература:
1. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирований Банка России «О чем говорят тренды: макроэкономика и рынки», Июнь 2018 год. https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/6653/bulletin_18–04.pdf
2. ВТО предписала России изменить пошлины на легкие грузовики // https://www.rbc.ru/economics/27/01/2017/588b669e9a794778cff19737
3. Левина Ю. Е. Вступление России в ВТО, выгоды и риски // СТЭЖ. 2014. № 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vstuplenie-rossii-v-vto-vygody-i-riski (дата обращения: 01.06.2018).
4. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под общ. ред. Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 405 с.
5. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики» https://web.archive.org/web/20131107042904/http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/03-buleten_doc_files-fl-2360.pdf