Модернизация системы образования требует от педагога профессиональной компетенции высокого уровня. Наша задача — создать условия в рамках требований ФГОС ДО. Одна из первоочередных задач ФГОС — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Сохранение здоровья современных детей является актуальной проблемой. Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации. В условиях реализации ФГОС ДО воспитателю приходится искать новые подходы, идеи и методы в педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольниками и эффективно решали поставленные задачи.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально–педагогической.
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Жизнь и здоровье подрастающего поколения являются не только наибольшей социальною ценностью, но и решающим фактором развития государства. Поэтому в современных условиях экологических и экономических изменений, техногенных катаклизмов задачи сохранение и укрепления здоровья детей требуют первоочередного решения. Начинать необходимо с дошкольного возраста, поскольку этот период ребенка считается определяющим для становления личности.
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является важнейшим условием для физического потенциала, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Технологии сохранения истимулирования здоровья:
– Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозг. Как сказал В. А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальце. Развивающая предметно — пространственная среда, направлена на развитие мелкой моторики рук. Пальчиковую гимнастику используем в непосредственно образовательной деятельности с целью снятия мышечного напряжения. В педагогической деятельности широко применяются игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики рук. С этой целью в группе создан уголок игр с нетрадиционным материалом. В совместной деятельности с детьми выполняем упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками для развития мелких мышц кисти.
– Зрительная гимнастика повышает способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях, вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению. Используется, для снятия напряжения органов зрения применяется в различных видах деятельности.
– Релаксация— применяется во всех видах деятельности, позволяет успокоить ребенка, снять мышечное напряжение, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.
– Песочная терапия, благодаря которой у детей развивается кругозор, речь, совершенствуется координация движений, моторика пальцев и улучшается самочувствие детей.
– Динамические паузы, развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизирует весь организм. В совместной деятельности с детьми используем «эмоциональные разминки». Под специально подобранную музыку выполняю с детьми упражнения: потянуться как кошка; поваляться как неваляшка; позевать, открывая рот до ушей; поползать как змея без помощи рук и т. д. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.
– Точечный массаж— биологически активных зон используется в течении дня, для профилактики простудных заболеваний.
– Гимнастика после дневного сна— направлен на сохранение и стимулирование здоровья ребенка
– Гимнастика на стоп-ковриках — активизирует подошву ног, стимулирует нервную систему, усиливает кровоснабжение во время деятельности всех видов.
– Су-Джок-терапия, использование массажераспособствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Все эти здоровьесберегающие технологии способствуют формированию психологической комфортной ситуации развития для детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время непосредственно образовательной деятельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
– НОД в спортивном зале с использованием спортивного оборудования
– утренняя гимнастика;
– занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни;
– проблемно-игровые ситуации, коммуникативные, подвижные, спортивные игры и др.
– физкультурные досуги и праздники.
Результатами образовательной деятельности предусматривается: «знакомство со строением своего тела, гигиеническими навыками по его уходу; принадлежность к определенному полу; продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценностью здоровья для человека. Умения выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья, не нанося вред, как собственному здоровью, так и здоровью других людей. Соблюдение правил безопасности.
Технологии способствует формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитанию бережного отношения к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а также психических и физических качеств ребенка. Использование всех вышеприведенных оздоровительных технологий осуществляется с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей, а также состояния здоровья.
В своей работе используем современный подход к системе оздоровления и развития детей, используем новые эффективные здоровьесберегающие технологии: внедрили в педагогическую деятельность игровую квест-технологию. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей. Для профессионально компетентного педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра — эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные воспитательные и развивающие задачи.
Квест — это игры, в которых детям-игрокам необходимо выполнять задания, искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения и навыки детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные — участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие — в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные — формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Широко применяем социо-игровую технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков, что активизировало развитие детей в игровом общении со сверстниками. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Применение в педагогической деятельности «социо-игровых» технологий способствует усвоению детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности: формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу. В результате использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе у воспитанников нашей группы имеется положительный результат уровня заболеваемости. О чём свидетельствует анализ динамики количества дней пребывания воспитанников в детском саду. Благодаря компетентному подходу педагога такие игры являются всесторонней подготовкой ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Такие игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма познания, труда, общения, искусства, и спорта.
Таким образом, здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к укреплению здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.
Литература:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» — Новосибирск: Норматика, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.
- Никишина, И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. — М.: Планета, 2012.