В работе рассматривается тема формирования мотивации к обучению курсантов в военных вузах. Представлены анализы отечественной и зарубежной психологической литературы по формированию мотивов и мотиваций. Выделены эффективные методы и формы воспитательной работы. Отражены особенности и условия мотивации к обучению.
Ключевые слова: мотивация, побуждение, особенности, условия, влияние, курсанты.
В период реформирования военно-образовательных учреждений большое влияние уделяется подготовки офицерских кадров, усложняются задачи. Военные институты обязаны не только обеспечивать курсантов соответствующими знаниями, навыками и умениями, но и искать эффективные пути мотивации учебной и внеурочной деятельности.
Для качественного и успешного решения данных задач необходимо обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки.
В настоящее время множество проблем в области обучения связаны с демотивированностью, именно она приводит к ухудшению базовых показателей обучения. Для изменения данного показателя должна проводиться целенаправленная работа по формирования и развития устойчивой мотивации учебной деятельности курсантов, которая, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на профессиональную деятельность военного человека.
В связи с этим обратимся к исследованиям психологических особенностей мотивации. Основоположник психоанализа З. Фрейд одним из первых указал на проблему представленности базовых влечений в сознании субъекта, что позволяло говорить о мотиве как о содержании влечения, а не только о цели и конечном результате. И о том, что оно в содержательном своем аспекте представлено в сознании человека. Американский психолог А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностно-мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности структурирована и представлена в виде двух частей: верхний слой образуют психические явления, полностью контролируемые сознанием; нижний слой образуют влечения, настроения, аффекты, желания и т. п. [8]
Отечественные психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. М. Мясищев, В. С. Мерлин, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов также рассматривали проблемы формирования мотивации. Аспекты мотивации в направлениях военной службы отражены в исследованиях М. И. Дьяченко, И. В. Дмитриева, Ю. Н. Гурьянова, А. А. Горячевского, Е. Г. Журавель, Л. Ф. Железняка, Л. А. Кандыбовича, Л. Г. Лаптева, И. А. Сидорова, С. В. Улыбина, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко и др. [4,6,9,10]
Мотив — осознанное побуждение, внутренняя побудительная сила, по мнению С. Л. Рубинштейн. А. Н. Леонтьев считал, что в самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению соответствуют потребности человека; системе деятельностей — разнообразие мотивов; множеству действий — цель. Таким образом, между деятельностью человека и мотивацией существуют отношения взаимного соответствия. Таким образом, А. Н. Леонтьев, позволяет подойти к анализу мотивации с различных сторон деятельности человека. Как отмечают большинство военных исследователей, каждое действие совершается под влиянием определенного мотива. В качестве мотивов выступают влечения и желания, представления и идеи, чувства и переживания, идеалы и убеждения, выражающие духовные и материальные потребности человека. [7,9]
Л. Ф. Железняк обосновал идею о том, что система мотивов является стержнем военно-профессиональной направленности. Н. Ф. Феденко сделал вывод о том, что положительные мотивы деятельности военнослужащего являются не только целью воспитания, но и предпосылкой его профессионального успеха. Но данные из опроса, проведенного с офицерами-выпускниками войск национальной гвардии Российской Федерации, проведенный в воинских частях Саровского соединения Приволжского округа ФС ВНГ РФ, Грозненского соединения Северо-Кавказского округа ФС ВНГ РФ и отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского ВНГ РФ, показали, что 21,9 % офицеров-выпускников служат без желания, у 38,9 % опрошенных возникли мысли уволиться или перевестись из войск. Также было выявлено, что в процессе обучения у офицеров-выпускников недостаточно сформированы профессионально важные качества, как «способность брать на себя ответственность за принятое решение» (указали 51,2 % экспертов) и «способность самостоятельно принимать решения» (указали 54,1 %) [2].
Рис. 1. Мотив военно-профессиональной деятельности выпускников военных вузов
Таким образом, результаты проведенного опроса подтверждают, насколько важно искать новые пути формирования мотива военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов.
Мотивация учебной деятельности курсантов связана с особенностями: исходного уровня готовности к овладению профессией офицера, преодолению возникающих трудностей (готовности — физической, общеобразовательной и психологической); мотивации выбора профессии офицера конкретной специальности; индивидуально-психологическими (характером, темпераментом, способностями, волевыми качествами).
Активные побудительные мотивы, интерес и стремление, проявление волевых усилий определяют степень сознательности и организованности курсанта. Развитие у курсантов мотивации возможно путём целевых ориентаций образовательной деятельности. Мотивацией для учебы, интересу к знаниям, для каждого молодого человека, поступившего в военный вуз, являются такие предметы, как оружие, боевые машины и так далее. Наиболее сложный вопрос педагогической практики состоит в том, каким образом формировать внеурочную мотивацию курсантов. На сегодняшний день в военных вузах существует различная система стимулов, направленная на развитие мотивации курсантов к самостоятельной учебной деятельности и самообразованию. Можно выделить следующие:
1) Благодарность за хорошую успеваемость.
2) Предоставление дополнительного времени на самостоятельное обучение, в качестве поощрения творческой направленности
3) Денежное стимулирование за отличную и хорошую учебу
4) Большой выбор кружков внутри части, среди которых каждый найдет который ему по душе: снайперское дело, армейский рукопашный бой, бег, лыжи
5) Предоставление возможности досрочной сдачи экзаменационной сессии и убытию в каникулярный отпуск и др.
И самое главное, что за хорошую службу и дисциплину могут наградить воинским званием.
Мотивация учебной деятельности — это динамический процесс, который управляет поведением курсанта, определяет его направленность, организованность, активность в учебной и внеурочной деятельности. Эффективным процесс развития мотивации можно назвать тогда, когда выработана система мотивирующих факторов: проявление интереса к обучению в высшем военном учреждении; активное участие курсанта в жизни университета; удовлетворённость в выборе своей будущей профессии. Современный курсант — это мужественный человек, который решил сделать своей профессией служение Отечеству.
Литература:
1. Андруник А. П., Петкин А. В. Основные пути формирования военно-профессиональной мотивации курсантов вузов ВВ МВД России: личностно ориентированный подход // Евразийское научное объединение. — 2015. — № 11.
2. Безматерных А. Н. Современные проблемы военно-профессионального становления офицеров выпускников военного института // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. — Пермь, 2017.
3. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. Речь, 2006. — 458 с.
4. Добротворский, В. В. Психология и педагогика. Основы психологии: Учебное пособие / В. В. Добротворский — Пермь: Пермский военный институт ВВ МВД России, 2013.
5. Дубовицкая Г. Д. К проблемам диагностики учебной мотивации/ЛЗопросы психологии, 2005. -№ 1. С. 73–78.
6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. БГУ, 1981.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Смысл, 2005–511с.
8. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
10. Узнадзе Д. Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. Смысл, 2014–357с.
11. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.