Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 25.04.2019

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Васильева, Н. Г. Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях / Н. Г. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58429/ (дата обращения: 16.11.2024).



В российском образовании складывается ситуация необходимости духовно-нравственного воспитания, содержащего Православный компонент. Воспитание духовной сферы детей дошкольного возраста, содержащий православный компонент, к сожалению, не становится центральным звеном в образовательном учреждении. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях отметил, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни». Православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе общего образования [1].

Анализ законодательства в системе общего образования позволяет воспитывать детей, обращаясь к православным традициям, истокам, основам духовно-нравственного воспитания. Не разработанность теории, многообразие фактов, различное истолкование содержания воспитательной концепции в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях, применимых к государственным, муниципальным ДОУ, — следствие отсутствие содержания методологии. Не выявлены педагогические условия, методики и методы, средства, содержание самого процесса, нет обучения и теоретической подготовки педагогических кадров, культурно-просветительской работы с родителями. Нет образовательной программы для детского сада, включающей в свое содержание основы религиозной культуры, допустимой пониманию дошкольников с учетом психолого- педагогических возрастных особенностей детей. Федеральный закон, предусматривает, в муниципальных дошкольных учреждениях введения модулей, предметов, курсов, кружков, содержащих религиозный компонент, возможность введения его в основную образовательную программу ДОУ [2].

В своей статье, в октябре 2017 года, «Кризис в России длится четверть века» российский экономист, академик Абел Гезевич Аганбегян дает, статистическую оценку развития экономики СССР, делает анализ развития новой Росси 2013–2017 годов, перспективы развития до 2025 года. Академик отмечает — единственный путь развития, продвижения России вперед это переход к форсированной инвестиции-человеческий капитал. «В одном я твердо уверен, это в огромных возможностях нашей страны. Какую бы область человеческой деятельности вы ни взяли, в любой найдете и организации, и людей, которые работают на самом высоком уровне» [3].

В указе № 683 от 31.12. 2015года Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в разделе «Культура» в пункте 82 «Укреплению национальной безопасности в области Культуры способствуют: признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей; создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования».

В указе Президента Российской Федерации, вступившим в силу 7.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставятся задачи социально экономического развития России, повышения уровня жизни граждан, самореализации, раскрытия таланта человека. При разработке национальной программы в области культуры необходимо уделить особое внимание на укрепление российской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей, культурных ценностей народов Российской Федерации [4].

Президент РФ своим Указом объявил годы 2018 по 2027 «Десятилетием детства». Российское государство является светским. Исторические примеры, современная практика показывают, как «больное общество» (идеология советского периода) формировала ложные идеалы, искажающие личность в духовно-нравственном, индивидуальном формировании целого поколения. Сегодня наблюдается префигуративный тип воспитания, современным родителям приходится учится у своих детей. Современные дети третье, четвертое поколение, чьи прародители росли времена жесткого атеизма, родители- «периода перестройки», может поэтому термин «лихие девяностые» возник в России, что длительные годы не было духовно-нравственного воспитания. Коммунистическая мораль, нравственно-патриотическое воспитание, основанное на советской идеологии, привели к бездуховности и безнравственности. Дети имеют огромный миссионерский потенциал для своих сверстников, а нередко и для взрослых [5].

Ребенок, воспитывающийся согласно нравственным устоям, становится более защищён, более жизнеспособен, социально адаптирован, поскольку обладает реакцией, сформированным опытом на внешнее аморальное воздействие окружающей действительности. Введение в систему дошкольного образования, религиозного компонента в область духовно-нравственного воспитания достаточно консервативно. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации в 2017 году ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее ФГБНУ «ИИДСВ РАО) и информационной поддержке МИА «Россия сегодня» проводили изучение качества дошкольного образования [6]. Исследование проводилось по усовершенствованной методике, использовался, был учтен опыт за предыдущие годы: 2012 пилотный замер, 1974 ДОУ из 8 субъектов РФ; 2013–3536 ОУ из 16 субъектов РФ; 2014–3969 ОУ из 21; субъектов РФ; 2015 7182 ОУ из 24 субъектов РФ; 2016 исследование не проводилось. Результат мониторинга за 2017:

– В России более 49,4 дошкольных образовательных учреждений, посещающих более 7151,6 тысяч воспитанников. Цель и задачи проведенного исследования –проблема информационной доступности, оценка качества дошкольного образования, поддержке лучших практик. Объекты исследования ГБДОУ, реализующие образовательные программы. Основные группы потребителей родители, руководители и специалисты, широкая общественность. Исходя из собственного приоритета «Духовно-нравственное воспитание, содержащие православный компонент в системе Российского дошкольного образовательного учреждения», на основании результатов мониторинга, задаемся целью проанализировать в каких ДОУ используются программы, по духовно-нравственному воспитанию, содержащих религиозный компонент. В результатах исследования ФГБНУ «ИИДСВ РАО, в разделе 6 «Комплексные образовательные программы, на основании которых разработана Основная образовательная программа ДОУ»:

– Образовательная программа занимает первое место «От рождения до школы» авторы Васильева М. А., Веракса Н. Е., Комарова Т. С.,74,1 % используют 6682 ДОУ;

– «Детство» авторы Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. второе место-7.5 % 671 ДОУ;

– «Истоки» авт. Парамоновой 1,3 % в 121 ДОУ;

– «Радуга» авт. Соловьёва Е. В. 1 % в 93 ДОУ;

– «Мир открытий» авт. Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. 0,9 % в 7 ДОУ.

Возможно, парциальные программы в 7 разделе содержат православный компонент, и детские сады начали внедрять практику? К таким относятся:

– «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авт. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. 23,3 % в 2102 ДОУ;

– «Юный эколог» авт. Николаева С. Н. 23,3 % в 2100 ДОУ;

– «Цветные ладошки» авт. Лыкова И. А. 20,8 % в 1875 ДОУ;

– «Музыкальные шедевры» авт. Радынова О. П. 18,4 % в1661 ДОУ;

– «Ладушки» авт. Каплунова И. М. 15,4 % в 1386 ДОУ;

– «Развитие речи» авт. Ушакова О. С. 11,2 % в 1008 ДОУ;

– «Наш дом-природа» авт. Рыжикова Н. А. 7,4 % в 669 ДОУ;

– «Ступеньки» авт. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е., Холина Н. П. 4 % в 363 ДОУ. Все вышеперечисленные программы содержат пять образовательных областей: Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое, Речевое, Познавательное, Физическое развитие, духовно-нравственное воспитание, что соответствует ФГОС. Но не содержат православный т. е. религиозный компонент, работа в этом направлении сводится в целом к праздникам, досугам, вечерам развлечений в старшем дошкольном возрасте. Как мы видим, по результатам исследования, нет ДОУ, использующих в своей деятельности, внедряющих в свою практику программы, прошедшие экспертизу в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации, по итогам которой был присвоен соответствующий гриф, по духовно-нравственной направленности, рекомендованные для использования в частных, муниципальных, государственных дошкольных образовательных учреждениях. К таким программам относятся:

– Программа «Добрый мир». Православная культура для малышей, имеет гриф «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации» от 14.09.2011года. Автор — Л. Л. Шевченко, доктор педагогических наук, профессор кафедры МГОУ. Является частью авторской общей программы «Православная культура» для учащихся с 1–11 классы, используется в 55 регионах Российской Федерации, странах бывшего СНГ, зарубежных странах. Рекомендована Министерством образования Московской области и др.

– Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». Авторы- И. А. Кузьмин профессор Российской Академии естественных наук, А. В. Камкин профессор Вологодского государственного педагогического университета (не путаем с программой «Истоки» доктора педагогических наук, академика РАЕН Ларисы Алексеевны Парамоновой). Программа «Истоки» апробированная образовательно-воспитательная система, оригинальная педагогическая технология, не имеет аналогов в современном образовании. Гриф «Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви» от 25.12.2013 года.

– Программа «Мир прекрасное творение» Автор Л. П. Гладких. Печатается по разрешению Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Курской области, по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа.

В феврале 2018 года руководитель Синодального отдела по образованию и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов сообщил, что между синодальным отделом и Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, заключен договор разработки программы православного дошкольного образования. В России разработают образовательную программу по основам нравственных ценностей для воспитанников детских садов. «Нравственные ценности во много универсальны. Можно взглянуть на них не с точки зрения правообладания определенной религиозной конфессии, а как на ценности, которые помогут детям совершить какие-то нравственные поступки, жить в согласии со своей совестью. Наша родина и прообраз небесного отечества. Уважать родителей — потому что родители для нас — это прообраз бога, и мы воспитываем любовь к родителям, воспитываем любовь к богу. Эти вещи стоят в основе нашей культуры, даже если мы говорим, что мы люди неверующие, все равно так или иначе, углубляясь в проблематику, мы приходим к корням этих нравственных ценностей» [7]. Предполагается, что программа для православных детских садов, внедрение государственные сады возможно после обсуждения с общественностью, пройдёт обсуждение в Минобрнауки и РАО, применение будет на добровольной основе. Возникает вопрос о форме внедрения в ГБДОУ. Возможно, педагоги не только православных дошкольных учреждений, но и муниципальных, государственных ДОУ смогут разрабатывать свои рабочие программы, используя православный компонент предполагаемой разработки, в подборе методического материала, что повлияет приобретению духовного опыта детьми, родителям. Возникает проблема подготовки кадров. Не секрет, что в дошкольных учреждениях большинство педагогов возрастом за 45 лет, значит получивших образование в советский период, изучавших дисциплину «Основы научного атеизма». Возможно возразить этому обстоятельству, но и в современных педагогических колледжах, вузах, готовящих воспитателей, нет предмета по духовно-нравственному воспитанию. Василий Семенцов, кандидат педагогических наук, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии прокомментировал и дал оценку созданию программы. Пока мы не начнем воспитывать воспитателей в духе традиционного Православия, благонравных по духу и по сердцу, а не нравственно абстрактно подкованных, пока не будет соборного духа, ничего не получится, несмотря на любые стандарты. Я глубоко убежден, что нужно начинать вводить подобные стандарты и программы подготовки и повышения квалификации воспитателей [8].

Режим детского сада насыщен, строго регламентирован. Какие формы работы приемлемы для работы с детьми по этому направлению? Занятие, кружок, дополнительное образование, возможно субботний детский сад. Дошкольный возраст фундамент общего развития детей. Ни семья, ни детский сад, ни Церковь не смогут успешно воспитать ребенка в отдельности, только совместными усилиями, на основе взаимного сотрудничества, ребенку можно помочь совершить первые шаги приобщения к Православной культуре, традициям нашего народа, дать ориентиры духовно-нравственным ценностям, накопить опыт и информацию.

Литература:

  1. Информационное агентство «Православное образование»/ [Электронный ресурс].URL.: https://pravobraz.ru/napravleniya/doshkolnoe-obrazovanie/ (Дата обращения 8.06.2018.)
  2. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. / Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности// [Электронный ресурс].URL.: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (Дата обращения 8.06.2018.)
  3. Аганбегян А. Г. Кризис в России длится четверть века// Наука в сибири (sbras.info) 19.10.2017 [Электронный ресурс].URL.: http://www.sib-science.info/ru/news/akademik-aganbegyan-krizis-19102017 (Дата обращения 8.06.2018.)
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204/О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года// 7 мая 2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1(дата обращения 18.06.2018.)
  5. Дети имеют огромный миссионерский потенциал для своих сверстников, а нередко и для взрослых. [Электронный ресурс]. URL.: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/#_ftnref40 (дата обращения 18.06.2018.)
  6. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» / МЕТОДИКА исследования качества дошкольного образования // М., 2017 [Электронный ресурс]. URL.: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/metod_dou_2017.pdf (дата обращения 18.06.2018.).
  7. Г. Демидов. / В РПЦ разработают образовательную программу по основам нравственных ценностей для дошкольников// [Электронный ресурс]. URL.: https://www.mskagency.ru/materials/2749381 (дата обращения 18.06.2018.)
  8. В. Семенцов Русская народная линия информационно-аналитическая служба. / ДелоРус и Александро-Невская Семья / Православие Самодержавие Народность// Сначала надо воспитать воспитателей 07.02.2018 [Электронный ресурс].URL.:http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/07/snachala_nado_vospitat_vospitatelej/ (дата обращения 18.06.2018.)
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, Российская Федерация, дошкольный возраст, программа, религиозный компонент, Россия, субъект РФ, детский сад, дошкольное образование, образовательная программа.


Похожие статьи

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Похожие статьи

Практические возможности интеграционного обучения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Задать вопрос