В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.
Ключевые слова: инновации, модель, развитие, стратегия, предприятие, бизнес.
The article discusses various strategic models of business innovation. The requirements and features of the choice of a specific model for the implementation of an innovative vector of enterprise development are indicated.
Keywords: innovation, model, development, strategy, enterprise, business.
В социально-экономическом пространстве глобализированной системы хозяйствования, под действием стремительного потока перманентных изменений в процессе завоевания конкурентных позиций на рынке, особого внимания заслуживает активизация инновационной деятельности бизнеса, которая обусловлена возникновением и распространением качественно новых запросов потребителей [1].
Теория стратегического управления охватывает проблематику инноваций в различных конфигурациях, сферах и исследовательских аспектах. Познавательно интересным является взгляд на инновации, как на важный элемент формирования стратегий, а также бизнес-моделей, которые корреспондируют с ними.
В данном контексте особенно важной научно-исследовательской проблемой на сегодняшний день являются структуры и принципы построения современных бизнес-моделей, в которых особую роль играют различные формы инноваций, что в свою очередь обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования. Исследование моделей инновационного развития бизнеса в последнее время получило широкое распространение в работах таких авторов, как В. Богачева, М. Бромвич, С. Валдайцева, Т. Васильева, П. Виленский, И. Волкова и др.
Однако недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов совершенствования бизнес-моделей развития бизнеса с учетом инновационных факторов, а также особая значимость решения практических задач их выбора и реализации в системе менеджмента предприятия, вызывают необходимость проведения дальнейших углубленных исследований и анализа.
Стратегическая модель развития бизнеса в целом позволяет достаточно полно описать логику и методы ведения бизнеса, включая организационно функциональную и технологическую структуру, взаимодействие с поставщиками и потребителями, движение средств, финансовую эффективность и др. [2].
Для менеджмента предприятий, принимающих решение о необходимости активизации своей инновационной деятельности, особое значение имеет релевантный выбор формата стратегической модели развития и системное обоснование всех ее компонентов. Указанное обусловлено наличием высоких рисков начальных стадий коммерциализации новшеств. Эмпирические исследования показывают, что к основным проблемам, влияющим на процессы управления инновационным развитием бизнеса, можно отнести следующие: ограниченность финансирования инновационной деятельности, отсутствие у предприятий современной базы для внедрения разработок из-за износа или отсутствия необходимого оборудования, отсутствие кадров, способных эффективно управлять инновационным процессом, нечеткая государственная политика в сфере инноваций [3].
Очевидно, что инновационная деятельность должна восприниматься как инструмент повышения эффективности функционирования предприятия. В условиях реализации стратегии инновационного развития предприятия бизнес модель должна быть направлена на управление цепочкой создания инновационной стоимости.
На практике каждое предприятие выбирает ту или иную стратегическую модель построения инновационного бизнеса в зависимости от объема инвестиций и результатов анализа соответствия возможностей потребностям рынка в контексте предложения определенных инноваций потребителям.
На сегодняшний день в развития инновационного бизнеса особую популярность получили интеграционные бизнес-модели, которые обеспечивают: уверенность в успешном управлении инновационной политикой и коммерциализацией идей; возможность контроля над расходами и сроками внедрения технологических проектов; финансовую устойчивость предприятия; использование проектного подхода в управлении инновациями. При этом предприятие получает статус эксперта на своем сегменте рынка, а инновации становятся атрибутом фирменного стиля.
Предприятиям, которые работают в сфере высоких технологий, для внедрения инноваций целесообразно использовать стратегическую модель технологического брокерства, которая позволяет эффективно решать вопросы, касающиеся исследований и развития производства, основанного на интеллектуальных активах. Технологический брокер проводит междисциплинарные исследования в управлении, бизнесе, праве и технологиях, пользуется поддержкой широкой сети экспертов по всему миру. Технологический брокер способствует формированию и использованию инструментов создания и облегчения ведения конкурентоспособного бизнеса, основанного на инновациях. Подытоживая, следует отметить, что выбор модели инновационного развития предприятия зависит от многих факторов, поскольку для эффективного и успешного ее применения необходимо провести анализ ряда показателей.
Литература:
- Сергеева Е. С. Проблемы формирования финансового результата деятельности организаций в современных условиях // ФЭС: Финансы. Экономика. — 2018. — Т. 15. — No3. — С. 22–27.
- Бек Н. Н., Гаджаева Л. Р. Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2018. — No1. — С. 140–159.
- Zhamoitsina D. S. The role of an innovation in entrepreneurship and business |// Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. — 2018. — No4. — С. 479–484.