В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.
Введение. В настоящее время в педагогике и психологии большое внимание уделяется проблеме самоидентификации личности и формирования человека как гражданина. Мы попытались выявить сущность гражданской идентичности личности, связь ее с патриотическим воспитанием и обратились к осмыслению таких понятий как «идентичность», «гражданская идентичность».
О. А. Борисова, определяет идентичность как широкую концепцию, которая включает все качества личностных сочетаний и обусловлена массивом социальных, биологических, психологических факторов [3, 141–146].
В философии термин «идентичность» означает «…соотнесенность чего-либо (имеющего бытие) с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве» [4, 382].
Э. Эриксон рассматривал идентичность как нечто двойственное. С одной стороны, оно «достигает в своем развитии кульминации и обретает некоторую целостность и законченность в пубертатный период», с другой — динамично, и может изменяться до конца жизни [6].
Философы и социологи В. Л. Абушенко, М. В. Заковоротной, отмечают основные характерные особенности идентичности:
− идентичностью обладают все, в которых «Я — образ» является субъектом, и объектом самопознания;
− идентичность не дается генетически, она формируется и развивается;
− формирование идентичности происходит длительно, отличается поисковой направленностью [1; 225].
И. Гофман указывает на то, что идентичность бывает разных видов: социальная; личностная; Я-идентичность. [2].
Одним из видов социальной идентичности является гражданская идентичность. Большинство ученых исследователей (Н. С. Махина, И. Гофман, И. А. Биневский, Е. М. Арутюнова, Н. В. Коровкина и др.) сходятся на таком определении, как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства», имеющее для индивида значимый смысл.
В политологическом словаре имеется следующее определение: «Гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть» [5].
Е. В. Еремина и В. Н. Ретинская опираются на исторические традиции в России, где понятие российской идентичности может означать и государственное, и гражданское самосознание.
Отличная ситуация в России, где государственная идентичность пока еще не тождественна гражданской в первую очередь в силу того, что медленно и трудно формируется неотъемлемая часть гражданской идентичности — гражданское самосознание.
О. А. Карабанова считает, что было бы правильно отождествлять гражданскую идентичность с гражданским обществом, целью которого является создание возможностей и условий для становления человека как свободной личности и всего общества.
Опираясь на изученные научные источники, был сделан вывод: быть гражданином — это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей.
В связи с тем, что ведущая роль в формировании гражданской идентичности личности отводится системе образования, была сформулирована цель исследования: теоретическое обоснование формирования гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания, создание социально-педагогических условий для эффективности процесса формирования гражданской идентичности дошкольников.
Объект исследования — дошкольники старшей группы и процесс формирования у них гражданской идентичности.
Предмет исследования — социально-педагогические условия для эффективности процесса формирования гражданской идентичности дошкольников старшей группы.
Задачи:
− изучить сущностностную характеристику гражданской идентичности личности;
− создать и апробировать программу формирования гражданской идентичности дошкольников старшей группы в процессе социализации и социальной адаптации;
− разработать критерии оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников;
− разработать диагностический инструментарий оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа. Исследование продолжается с сентября 2018 года, на данный момент не завершено. Представленные результаты являются третьим мониторинговым срезом.
Исследование основывается на требованиях «Закона об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национального проекта «Образование».
В соответствии с перечисленными документами, одними из основных принципов государственной политики в сфере образования являются:
− гуманистический характер образования:
− здоровьесбережение и жизнесбережение;
− приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности;
− воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры;
− бережного отношения к природе и окружающей среде:
− защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
− воспитание подрастающего поколения в условиях многонационального государства.
Методы исследования
- Изучение самооценки («Лесенка» (В. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн). Личная идентичность — это чувство устойчивости своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с ребенком в процессе его роста и развития. Ребенок сам создает свою идентичность, но оценивают окружающие, поэтому идентичность зависит как от самооценки ребенка, а самооценка ребенка, в свою очередь, зависит от того, как оценивают его взрослые.
- Социометирия группы. Каждый ребенок нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других детей и людей.
- Изучение социальных ролей детей в группе. Групповая идентичность является внутренней направляющей силой и позволяет ребенку постоянно определять и подтверждать своё место в социуме, свободно ориентироваться в окружающем мире людей.
Формирование гражданской идентичности личности дошкольника имеет большое значение для образования, так как в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта и трансформация ценностных установок.
Критерии оценки сформированности гражданской идентичности у дошкольников основаны на ее ценностях: идеалы и ценности гражданского общества; ценности человеческой жизни; семейные ценности; патриотизм; ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Программа формирования гражданской идентичности у дошкольников старшей группы включала следующие тематические занятия
Сентябрь — историческое краеведение. История Костенки.
Октябрь — «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». «Метафора моей жизни».
Ноябрь — «Семья — моя наивысшая ценность». «Я люблю свою семью».
Декабрь — «Россия — моя страна».
Январь — «Праздники и традиции России», «Дети других стран и их праздники».
Февраль — «Памятники города». «Почему мы празднуем Масленицу?».
Март — «Колесо истории». «Флаг России».
Апрель — «Дружба народов». «Герб Воронежа».
Май — «День Победы». «Прославившиеся люди нашего города».
Июнь — «12 июня — государственный праздник Российской Федерации».
Результаты и их обсуждение
Учитывая возрастные этапы формирования гражданской идентичности дошкольников, нами были определены показатели ее сформированности для старшей группы.
Показателями познавательного критерия являются: этническая составляющая; сформированность системы знаний истории края, культуры своего народа; знание символов области и города; знание писателей, деятелей культуры города.
Общероссийская составляющая критериев: наличие представления о своей принадлежности к российскому обществу; сформированность системы знаний о единстве и многообразии многонационального российского народа.
Общечеловеческая составляющая критериев: наличие представления о своей принадлежности к мировому сообществу; сформированность экологического мышления; сформированность системы знаний о здоровом образе жизни.
Проведенная вначале исследования диагностика показала необходимость проведения воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности у дошкольников. Реализация программы дала положительные результаты и 66 % детей. 30 % детей имеют средний результат сформированности гражданской идентичности. У детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составили 1 % идентичность не сформирована. И 3 % — низкий уровень сформированности. Однако, эти показатели выше в два раза с показателями начала эксперимента.
Таким образом, социально-педагогические условия предполагают создание образовательной среды, включающей духовно-нравственную, социально-психологическую, историческую, патриотическую составляющие, направленные на формирование гражданской идентичности дошкольников. А эффективность формирования гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания определяется выбором таких форм организации образовательного процесса, которые в большей степени соответствуют их природе, особенностям развития.
Литература:
- Абушенко, В. Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия [Текст] / В. Л. Абушенко, В. И. Аксютченко, В. Л. Ананьев; ред.-сост. С. Ю. Солодовников. — М.: МФЦП, 2002. — 1008 с.
- Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в западной психологии [Текст] / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
- Борисова, О. А. Ускользающая идентичность или анализ категории «идентичность» в рамках структурно-конструктивистского подхода [Текст] / 373 О. А. Борисова // Вестник Удмуртского университета. — 2006. — № 3. — С. 141–146.
- Всемирная энциклопедия: Философия XX век [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2002. — 976 с.
- Даниленко, В. И. Современный политологический словарь [Текст] / В. И. Даниленко. — М.: Изд-во Nota Bene, 2000. — 1016 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.