Разработка и совершенствование нового метода и средств технического диагностирования, требует оценки их экономической эффективности. Экономическая эффективность разработанного метода диагностирования технического состояния подвески АТС с помощью датчиков учета колебаний определялась в сравнительном анализе с существующими методами и средствами технического диагностирования подвески. Для определения экономической эффективности разработанного метода были использованы типовые методики [1, 2, 3, 4]. В соответствии с методиками [1, 2, 3, 4] определение экономической эффективности выполнялось по разности приведенных затрат и величине дополнительного экономического эффекта от повышения качества диагностирования технического состояния подвески автомобиля. Определение экономической эффективности выполнялось на основании результатов эксплуатационной проверки разработанного метода диагностирования технического состояния подвески АТС.
- Определение стоимости системы дистанционного диагностирования
Себестоимость системы дистанционного диагностирования состояния подвески АТС финансовые затраты на комплектующие (компьютер, датчики учета колебаний, электропроводка, разъёмы, контроллер, метизы, преобразователь напряжения и др.), на изготовление системы с учетом налогов (инженерные, и др.), накладных расходов (транспорт, связь, почтовые расходы и пр.).
При формировании цены системы к её себестоимости добавится норма прибыли и налог на добавочную стоимость (НДС). Составляющие себестоимости представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Финансовые затраты на комплектующие икомпоненты
Элементы идетали |
Количество |
Цена за единицу |
Стоимость, руб. |
ПК |
1 |
25000 |
25000 |
Датчик учета колебаний |
2 |
400 |
800 |
Электропроводка |
20 |
10 |
200 |
Разъёмы |
8 |
50 |
400 |
Контроллер |
1 |
8000 |
8000 |
Метизы |
>10 |
2 |
20 |
Преобразователь напряжения |
1 |
3000 |
3000 |
Итого: |
37420 |
||
Таблица 2
Финансовые затраты на изготовление системы дистанционного диагностирования
Затраты |
Количество |
Цена за единицу |
Стоимость, руб. |
Программирование |
20000 |
||
Изготовление механизма крепления датчика |
2200 |
||
Изготовление новой эл. схемы |
3500 |
||
Штат рабочего времени |
100 |
200 |
20000 |
Аренда помещения |
6 |
3500р/месяц |
21000 |
Тех. обслуживание системы |
2000 |
||
Затраты на электроэнергию |
2000 |
||
Итого: |
70700 |
||
Накладные финансовые расходы (транспорт, связь, почтовые расходы и пр.) на общую сумму 7 000,00руб.:
Итого себестоимость: 115120руб.
При норме прибыли 30 % составляет 34536 руб: итого = 149656 руб.;
С учетом НДС 18 % Цена = 176595 руб.
- Расчет экономической эффективности метода диагностирования технического состояния подвески АТС
Таблица 3
Основные технико-экономические показатели годовых издержек на диагностирование технического состояния подвески автомобиля на вибростенде ина дистанционной системе диагностирования
Наименование показателя |
Обозначение |
Ед.Изм |
Вибростенд |
Система дист.диагност. |
Оптовая цена |
|
Руб. Руб. |
180000 |
176595 |
Коэф, учитывающий затраты на транспортировку и монтаж оборудования |
|
- |
1,2 |
|
Балансовая стоимость оборудования |
|
Руб. Руб. |
216000 |
211914 |
Квалификация и разряд рабочего |
- |
- |
Оператор диагност 4 разряда |
|
Количество операторов-диагностов |
n |
Чел. |
1 |
1(0) |
Часовая тарифная ставка |
|
Руб./ч. |
100 |
100 |
Трудоемкость диагностирования |
|
Мин. |
20 |
0 |
Коэф, учитывающий отчисления в фонды |
|
- |
1,42 |
1,42 |
Плановый годовой фонд рабочего времени |
|
Ч. |
2086 |
2086 |
Коэф использования оборудования по времени |
|
- |
0,8 |
0,8 |
Действительный годовой фонд рабочего времени |
|
Ч. |
2086 |
2086 |
Годовые объёмы работ ТСД |
|
Ед. |
5006 |
5006 |
Коэф отчисления на ТР и О ТСД |
|
- |
0,05 |
0,05 |
Средний срок службы ТСД |
|
лет |
6 |
6 |
Коэф реновации |
|
* |
0,15 |
0,15 |
Тариф за электроэнергию |
|
Руб./кВт |
4,6 |
4,6 |
Нормативный коэф эффективности капитальных вложений |
|
- |
0,12 |
0,12 |
Коэф, учитывающий прочие накладные расходы |
|
- |
1,89 |
1,89 |
Таблица 4
Результаты расчета годовых эксплуатационных издержек на диагностирование технического состояния подвески автомобиля на вибростенде исистеме дистанционного диагностирования
№ п/п |
Элементы затрат |
Обозначение |
Ед.изм |
Показатели диагностирования на базе |
|
Вибростенда |
СДД |
||||
1. |
З/п с начислениями |
|
руб. руб. |
236950,7 |
236950,7 |
2. |
Затраты на ТО и Р оборудования |
|
руб. руб. |
10800 |
10595,7 |
3. |
Затраты на электроэнергию |
|
руб. руб. |
42050,4 |
4004,8 |
4. |
Прочие накладные расходы |
|
руб. руб. |
178026 |
178026 |
5. |
Сопутствующие капитальные затраты |
|
руб. руб. |
36 000 |
35319 |
6. |
Годовые эксплуатационные издержки на диагностирование подвески |
|
руб. руб. |
467827,1 |
429577,2 |
Годовые эксплуатационные издержки на диагностирование подвески автомобиля на вибростенде составляет 467827,1 рублей, а на системе дистанционной диагностики составляет 429577,2 рублей.
Эксплуатационные издержки на диагностирование подвески автомобиля на системе дистанционного диагностирования понижаются по сравнению с вибростендом на 38249,9 рублей в год.
По формуле (1.1) рассчитывается:
144671,1
Или в расчете на автомобиль в год:
Э = 144671,1/5006 = 30 руб.
С учетом приведенных фактических данных можно считать, что экономическая эффективность метода дистанционного диагностирования технического состояния подвески автомобилей составит в среднем 30 рублей на один автомобиль в год. Принимая среднее годовое количество диагностировании технического состояния подвески АТС по СТО г. Санкт-Петербурга равным 4856 получим экономический эффект 145680 руб. на одну СТО в год.
Срок окупаемости диагностического комплекса:
О = Ц/Э =211914/ 145680 = 1,45 года Оценивая эффективность нового метода, следует отметить, что в отличие от существующих методов, он позволяет количественно оценивать влияние технического состояния подвески на качество сцепления шин с дорогой, что позволяет значительно повысить безопасность автомобилей в условиях эксплуатации и даёт значительный социальный эффект.
Вывод:
- Выполненные расчеты показывают, что экономический эффект от внедрения разработанного нового метода диагностирования подвески, в расчете на одну СТО составляет 145680 руб. (от повышения качества выполненных работ) или 30 руб. на один автомобиль. Срок окупаемости диагностического комплекса составил 1,45 года.
- В отличие от существующих методов, разработанный метод позволяет количественно оценивать влияние технического состояния подвески на качество сцепления шин с дорогой, т. е. учитывает влияние подвески на управляемость и устойчивость автомобилей, что позволяет значительно повысить их безопасность в условиях эксплуатации и даёт значительный социальный эффект.
Литература:
- Методика определения экономической эффективности от внедрения мероприятий, новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на предприятия и организации: Министерство автомобильного транспорта РСФСР. — М.: Минавтотранс РСФСР, 1978. — 76 с.
- Методика (основные положения) определения экономической эффективности применения в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений: ГКНТ, Госплан СССР: Академия наук СССР. — М.: Госкомизобретений, 1977. — 56 с.
- Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта // под ред. Голованенко С. А. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Киев: Техника, 1991. -351с.
- Экономическая эффективность новой техники и технологии в машиностроении. //Под общ. ред. К. М. Великанова. Л.: Машиностроение, 1981.-56 с.