В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.
Ключевые слова: кибербуллинг, медиаобразование, устойчивость к кибербуллингу, особенности системного анализа и синтеза литературы, анкетирования для исследования уровня устойчивости молодежи к кибербуллингу.
Современный мир трудно представить без медиасредств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет).
Для помощи школьникам и студентам адаптации в мире медиакультуры, освоения языка средств массовой информации, умения анализировать медиатекст, было сформулировано направление «медиаобразование».
По теории Л.Мастерман существует семь причин актуальности медиаобразования в современном мире. Это:
- Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
- Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.
- Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
- Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
- Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
- Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
- Нарастающие национальные международные процессы приватизации информации. [1].
В связи с развитием интернет-технологий появилась такое явление как кибербуллинг.
В российской науке процесс кибербуллинга начали изучать сравнительно недавно, хотя проблема является крайне острой. По утверждениям психологов, в России кибербуллингу подвергается каждый третий ребенок [2].
Проведя аналогию этих понятий, была сформулирована цель исследования: изучение теоретических основ и возможностей медиаобразования, разработка и апробация программы внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования.
Для достижения цели разработан ряд задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию медиаобразовая, раскрыть его структуру и возможности.
- Проанализировать научно-методическую литературу по разработке программ внеклассных мероприятий.
- Изучить психолого-педагогическую литературу о кибербуллинге, раскрыть его сущность.
- Проанализировать уровень устойчивости к кибербуллингу у молодежи 14–18 лет.
- Разработать программу внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования и апробировать в образовательном учреждении.
- Определить результативность экспериментальной работы по применению разработанной программы путем сравнительного анализа уровня устойчивости молодежи до и после эксперимента.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс формирования устойчивости молодежи (14–18 лет) к кибербуллингу может быть успешным если:
− средством формирования является медиаобразование;
− реализуется подробная поэтапная программа внеклассных мероприятий, обеспечивающая постепенное углубление интереса учащихся в формировании устойчивости к кибербуллингу;
− создание положительного эмоционального фона на внеклассном мероприятии, использование подходящих методов и технологий.
При решении поставленных задач используются следующие методы исследования: системного анализа и синтеза психолого-педагогической, научно-методической, психолого-педагогической литературы; систематизации фактов; опрос в форме анкетирования.
Анализ литературы позволяет целостно освоить понятия, заявленные в исследовании, качественно разработать программу внеклассных мероприятий с эффективными методами влияния на развитие устойчивости к кибербуллингу.
Опрос в форме анкетирования позволяет выявить уровень устойчивости к данному явлению, раскрывает направление работы исследования и ряд критериев, которые необходимо учитывать при разработке программы.
В ходе проведения исследования выявляется первоначальный уровень устойчивости к кибербуллингу молодежи, изучаются необходимы аспекты, разрабатывается программа внеклассных занятий по формированию устойчивости к интернет-агрессии с использованием медиаобразования. Результатом эффективности работы программы является повторное проведения опроса в форме анкетирования.
Литература:
- Тоискин В. С., Красильников В. В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 122 с.
- Дробышева И. Как защитить ребенка от кибербуллинга // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5947 (274).
- Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А. Фатеева. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. — 270 с.
- Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014. № 3(35), с. 122–128.
- McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://education-events.ru