Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Зунина, А. И. Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет) / А. И. Зунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 195-196. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58444/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Ключевые слова: кибербуллинг, медиаобразование, устойчивость к кибербуллингу, особенности системного анализа и синтеза литературы, анкетирования для исследования уровня устойчивости молодежи к кибербуллингу.

Современный мир трудно представить без медиасредств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет).

Для помощи школьникам и студентам адаптации в мире медиакультуры, освоения языка средств массовой информации, умения анализировать медиатекст, было сформулировано направление «медиаобразование».

По теории Л.Мастерман существует семь причин актуальности медиаобразования в современном мире. Это:

  1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
  2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.
  3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
  4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
  5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
  6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
  7. Нарастающие национальные международные процессы приватизации информации. [1].

В связи с развитием интернет-технологий появилась такое явление как кибербуллинг.

В российской науке процесс кибербуллинга начали изучать сравнительно недавно, хотя проблема является крайне острой. По утверждениям психологов, в России кибербуллингу подвергается каждый третий ребенок [2].

Проведя аналогию этих понятий, была сформулирована цель исследования: изучение теоретических основ и возможностей медиаобразования, разработка и апробация программы внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования.

Для достижения цели разработан ряд задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию медиаобразовая, раскрыть его структуру и возможности.
  2. Проанализировать научно-методическую литературу по разработке программ внеклассных мероприятий.
  3. Изучить психолого-педагогическую литературу о кибербуллинге, раскрыть его сущность.
  4. Проанализировать уровень устойчивости к кибербуллингу у молодежи 14–18 лет.
  5. Разработать программу внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования и апробировать в образовательном учреждении.
  6. Определить результативность экспериментальной работы по применению разработанной программы путем сравнительного анализа уровня устойчивости молодежи до и после эксперимента.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс формирования устойчивости молодежи (14–18 лет) к кибербуллингу может быть успешным если:

− средством формирования является медиаобразование;

− реализуется подробная поэтапная программа внеклассных мероприятий, обеспечивающая постепенное углубление интереса учащихся в формировании устойчивости к кибербуллингу;

− создание положительного эмоционального фона на внеклассном мероприятии, использование подходящих методов и технологий.

При решении поставленных задач используются следующие методы исследования: системного анализа и синтеза психолого-педагогической, научно-методической, психолого-педагогической литературы; систематизации фактов; опрос в форме анкетирования.

Анализ литературы позволяет целостно освоить понятия, заявленные в исследовании, качественно разработать программу внеклассных мероприятий с эффективными методами влияния на развитие устойчивости к кибербуллингу.

Опрос в форме анкетирования позволяет выявить уровень устойчивости к данному явлению, раскрывает направление работы исследования и ряд критериев, которые необходимо учитывать при разработке программы.

В ходе проведения исследования выявляется первоначальный уровень устойчивости к кибербуллингу молодежи, изучаются необходимы аспекты, разрабатывается программа внеклассных занятий по формированию устойчивости к интернет-агрессии с использованием медиаобразования. Результатом эффективности работы программы является повторное проведения опроса в форме анкетирования.

Литература:

  1. Тоискин В. С., Красильников В. В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 122 с.
  2. Дробышева И. Как защитить ребенка от кибербуллинга // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5947 (274).
  3. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А. Фатеева. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. — 270 с.
  4. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014. № 3(35), с. 122–128.
  5. McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://education-events.ru
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическая литература, форма анкетирования, массовая информация, мероприятие, системный анализ, современный мир, уровень устойчивости, формирование устойчивости, формирование устойчивости молодежи.


Ключевые слова

медиаобразование, кибербуллинг, устойчивость к кибербуллингу, особенности системного анализа и синтеза литературы, анкетирования для исследования уровня устойчивости молодежи к кибербуллингу

Похожие статьи

Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования

Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркоз...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе

В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Матричный подход в системе стратегического управления финансовым обеспечением региона

В статье исследованы особенности политики финансового регулирования эколого-ориентированного развития региона, проанализированы основные ее преимущества и недостатки. Предложен методический подход к усовершенствованию процесса выбора приоритетных инс...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Похожие статьи

Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования

Основным содержанием работы является комплексное исследование наркомании как сложного социального и психологического явления. В рамках работы описывается системный подход к решению проблем наркомании, включающий в себя учет внутренних ресурсов наркоз...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе

В статье авторами сделана попытка сформировать требования к организации электронного обучения в вузе с точки зрения таких методологических подходов как деятельностный, выявив особенности организации электронного обучения в рамках каждого из них. Для ...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Матричный подход в системе стратегического управления финансовым обеспечением региона

В статье исследованы особенности политики финансового регулирования эколого-ориентированного развития региона, проанализированы основные ее преимущества и недостатки. Предложен методический подход к усовершенствованию процесса выбора приоритетных инс...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Задать вопрос