В статье описывается опыт создания и технология использования мини-музея в дошкольном учреждении с целью формирования представлений у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: мини-музей, экспозиция, ребенок дошкольного возраста, этапы создания, образовательные задачи, детский сад.
У детей 5–6 лет складываются определенные трудности в формирование представлений, в том числе в определении времени по часам. Поскольку ведущими познавательными процессами в дошкольном возрасте являются образное мышление и воображение, то любой новый материал лучше усваивается при образной подаче.
Накопленные ребенком к шести годам сведения о мини-музеи требуют от него определенных умений в упорядочивании и систематизации поступающих сведений о мини-музеи, служат базой для дальнейшего развития познавательной сферы у ребенка. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы дифференцировать и упорядочить накопленные и получаемые ребенком сведения о мире по познавательным блокам, а именно: осень, мама, папа, я — спортивная семья, книжкина неделя, бытовая техника и другие, т. е. ориентировать ребенка на область знаний.
Существенно облегчить этот процесс позволит создание тематического мини-музея, в котором знакомим детей с наглядным материалом по данному блоку.
В нашем детском саду в старшей группе создан мини-музей «Книжкина неделя». В создании мини-музея принимали участи дети и родители.
Мини-музей на тему: «Книжкина неделя»
Образовательная деятельность: познавательная.
Актуальность:
Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести, словари, энциклопедии. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей.
Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.
Цели изадачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
План создания мини-музея на тему: «Книжкина неделя»
Экспонат |
Дата |
Родители/воспитатель |
Книжка-малышка «Загадки для детей» |
18. 11. 15 |
Родитель: Пузанова Д. А. |
Рисунок «Мойдодыр» |
10. 11. 15 |
Родитель: Зиновьева Н. В. |
Подбор портретов поэтов и писателей. |
9.11.15 |
Воспитатель: Галкина Е. М. |
Проект «Недели книги» |
9.11.15–20.11.16 |
Воспитатель: Галкина Е. М. |
Презентация на тему: «Книжкина неделя» |
20.11.15 |
Воспитатель: Галкина Е. М. |
Темы экскурсий сдетьми: «Старинные книги», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», и другие.
Работа музея осуществляется в нескольких направлениях, одним из которых является работа с родителями родители оказали большую помощь в сборе экспонатов музея, они же стали первыми посетителями нашего мини — музея.
Реализация мини-музея представляет собой систему познавательных и практических знаний с учетом интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация.
Опыт нашей работы позволяет сделать вывод о том, что создание мини-музея, проведение на его базе практической, познавательной и экспериментальной деятельности позволяет решать целый комплекс задач:
– сформировать такие личностные качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность;
– закрепить интерес дошкольника к музейной культуре;
Для полноценного решения обозначенных задач необходимо постоянно совершенствовать формы работы и обновлять экспозицию музея. В перспективе нами планируется проведение конкурса «Музей будущего», направленного на развитие творческих способностей и воображения детей, смена и пополнение материалов музея осуществляется систематически совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Панкратова Т. Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
- Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду — М.: Линка — Пресс, 2008.