Каждый должен иметь право на общедоступные открытые пространства, такие как общегородские площади. Они необходимы для комфортной жизни жителей города. В статье рассматриваются современные методы создания городских площадей. Приводятся примеры современных тенденций в проектировании публичных площадей.
Ключевые слова: городская среда, общественная площадь, структура, функциональное зонирование, градостроительство
Уже с конца XX века в архитектурной практике стали появляться различные проекты по оформлению городской среды. Правительство пришло к осознанию, что многие проблемы городской структуры необходимо решать комплексно. Таким образом, на протяжении ста лет методом проб и ошибок были разработаны множество решений по проектированию городской среды [1, с. 4].
Общественные части города, его улицы, площади и парки — это фон и катализатор процессов общения, встреч, отдыха и наслаждения жизнью. Ян Гейл утверждает, что компактный город, где застройка тяготеет к маршрутам общественного транспорта, пешеходным и велосипедным дорогам, — единственно возможный вариант экологически-устойчивого города [2, с. 9].
Возрастающая общественная активность вынуждает пересмотреть множество ранее существующих тенденций в проектировании мест общественного пользования. К таким местам можно отнести городские публичные площади. Проектирование площадей является важной градостроительной задачей, связанной с вопросами совершенствования транспортно-планировочной структуры города.
Площади возникают в центральной части города или на его периферии, являются наиболее значимыми элементами планировочного каркаса, учувствуют в формировании композиции центров обслуживания и производства. Они характеризуются высоким социокультурным, архитектурно-планировочным, транспортным потенциалом, проявляющимся в высокой емкости и плотности функциональной структуры, интенсивности пешеходных и транспортных потоков.
В 1960 г. в мире начался стремительный рост числа автомобилей в городах, а вместе с ним — процесс разрушения нормальных условий жизни в городе. Перемены были столь многочисленными и масштабными, что последствия этого нашествия для качества городской жизни невозможно было даже оценить. Однако в 2009 г. в Нью-Йорке было перекрыто автомобильное движение по Бродвею между Таймс-сквер и Геральд-сквер, что послужило началом и примером, для кардинальных изменений в создании городских площадей (Рис. 1.) [3, с. 92].
Рис. 1. Таймс-сквер в Нью-Йорке, США
Площади большинства городов, как и их планировка, имели стихийный характер развития, явившийся следствием аграризации производственных процессов и раздробленности экономического и политического уровней. Отсутствие организованной системы органов самоуправления привело к беспорядочному перераспределению земельных наделов и случайному характеру связей между ними. По этой причине в настоящее время города сталкиваются с перегруженностью центральной части.
Кроме функциональных элементов общегородского уровня, на площадях реализуются различные формы деятельности — деловая, научная, культурная, просветительная, спортивная, оздоровительная, торговая. На площадях организуются общественные мероприятия, театрализованные праздники, спортивные фестивали, торжества, ярмарки, выставки и т. д. В результате правильной функциональной и транспортной организации на площадях реализуются принципы удобства, безопасности, экологического, эстетического комфорта.
Развитие городов по пути усложнения социальной, функциональной, транспортной инфраструктуры приводит к дифференциации городских пространств. В связи с этим расширяются типологические характеристики площадей. Старый СНиП по планировке и застройке городов приводил следующую их классификацию (Таблица 1) [4, с. 32].
Таблица 1
Классификация площадей
№ |
Площади взависимости от назначения |
Основные функции, организуемые вграницах городской площади |
1 |
Главные |
Для пешеходных подходов к общественным зданиям и для проведения демонстраций, парадов и народных празднеств, в будничные дни, для организации различных функциональных процессов |
2 |
Перед крупными общественными здания и сооружениями, другими местами массового посещения |
Для подъезда пассажирского транспорта и похода посетителей к общественным зданиям и сооружениям |
3 |
Транспортные и предмостные |
Для распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения и примыканий улиц как в одном, так и в разных уровнях |
4 |
Вокзальные |
Для подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях |
5 |
Многофункциональных транспортных узлов |
Для размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта и подходов к ним |
6 |
Предзаводские |
Для подходов к проходным предприятий, для развязки движения |
7 |
Рыночные |
Для организации движения, торговли, размещения остановочных пунктов транспорта |
С учетом рассматриваемых в исследовании закономерностей развития площадных пространств предлагаются методические принципы их проектирования, которые в целом помогут улучшить архитектурно-планировочную организацию городской среды.
Городская площадь представляет собой идеализированную форму городской организации. Со временем и в силу обстоятельств Городская площадь превратилась также в более крупные городские пространства, некоторые даже не имеют квадратной формы. Например, более линейная, прямоугольная площадь часто имеет памятник на одном или обоих концах, подчеркивая их важность и подчеркивая линии перспективы. В частности, классическое городское планирование стремилось сформировать более крупные и сложные городские общественные пространства, часто подчеркивая осевые отношения между отдельными площадями и стремясь превратить их в наиболее комплексные городские структуры.
Однако по большей части городские площади и их крупные столичные братья и сестры имеют общие черты, столь неотъемлемо олицетворенные в круге. У них есть геометрия, которая фокусирует значение и подразумевает объединение и чувство общей цели. Договоренность об ограждении и общественной собственности с легкодоступными линиями обзора, наблюдаемыми с многих сторон, усиливает надзор сообщества и подотчетность.
Городская площадь, какой бы ни была ее конечная форма, является структурным проявлением психологических потребностей человека, воплощенных в этом первичном круге, пережитковые остатки которого сохраняются сегодня в устройстве этих ценных городских конструкций.
Литература:
- Михайлов, С. М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): дис. …д-ра искусствоведения / С. М. Михайлов. — М.: ВНИИТЭ, 2011. — 57 с.
- Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
- Масловская, О. В. Современные тенденции создания и преобразования городских площадей / О. В. Масловская // Теория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2015. — № 1(28). — с. 91–95.
- Ю. В. Круглов, Е. Н. Глухова; Городская площадь: Учебное пособие; Под общ. ред. проф. Ю. В. Круглова. — Пенза: ПГАСА, 2003.-164 с.