В статье рассмотрены особенности развития финансовых отношений между предпринимательскими структурами и государством. Проанализирована роль предприятий при формировании государственного бюджета. Выделены факторы, формирующие налоговую нагрузку предпринимательских структур.
Ключевые слова: финансовые отношения, государство, предприятия, налоговые поступления, бюджетная политика.
Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формирование и распределением денежных средств. На сегодняшний день существует широкая классификация разновидностей финансовых отношений. Однако, одну из ключевых ролей занимают финансовые отношения между предприятиями и государством. Именно два вышеперечисленных субъекта являются системообразующими элементами социально-экономического развития Российской Федерации.
Зачастую, финансовые отношения между предпринимательскими структурами и государством происходят в рамках уплаты налогов и обязательных сборов. Именно по этой причине развитие финансовых отношений между данными субъектами является ключевым фактором налоговой политики страны. Таким образом, финансовые отношения между предприятиями и государством выступает главным источником налоговых поступлений, формируя при этом его бюджетные средства, от распределения которых в дальнейшем зависит социально-экономическое развитие России.
Целью научной статьи является анализ развития финансовых отношений между предприятиями и государством в России через аспект формирования налоговых поступлений в бюджет страны. В частности, актуальными является анализ налогообложения прибыли, налоговой нагрузки отечественных предприятий и динамика поступления средств в федеральный бюджет.
С целью анализа роли налогообложения прибыли, как одного из элементов финансовых отношений между предприятиями и государством в России, необходимо проанализировать динамику структуры доходов консолидированного бюджета страны, где можно оценить роль данного налога (таблица 1).
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации впериод 2012–2017гг. [1]
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы всего |
23,435 |
24,442 |
26,766 |
26,922 |
26,181 |
31,046 |
Нефтегазовые доходы |
6,453 |
6,534 |
7,433 |
5,862 |
4,844 |
5,971 |
Ненефтегазовые доходы |
16,981 |
17,908 |
19,332 |
21,059 |
23,337 |
25,074 |
НДС |
3,545 |
3,539 |
3,931 |
4,234 |
4,571 |
5,137 |
Акцизы |
0,837 |
1,015 |
1,072 |
1,068 |
1,356 |
1,521 |
Налог на прибыль |
2,355 |
2,071 |
2,375 |
2,599 |
2,770 |
3,290 |
НДФЛ |
2,261 |
2,499 |
2,702 |
2,807 |
3,018 |
3,252 |
Ввозные пошлины |
0,732 |
0,683 |
0,652 |
0,565 |
0,563 |
0,588 |
Страховые взносы |
4,103 |
4,694 |
5,035 |
5,636 |
6,326 |
6,784 |
Прочие |
3,145 |
3,404 |
3,562 |
4,148 |
4,731 |
4,501 |
Так, в 2017 году, общий объем доходов консолидированного бюджета России составлял 31,046 трлн рублей, из которых 3,29 трлн рублей налог на прибыль. Как видим, доля данного налога в общей структуре государственных и бюджетных доходов не столь значительный, что возможно связано с достаточно низкой ставкой по сравнению с зарубежными странами (рис. 1).
Рис. 1. Уровни налоговой ставки на прибыль предприятий в различных странах мира [2]
На сегодняшний день, ставка налога на прибыль в России составляет 20 %. В США, например, ставка составляет 39,2 %, в Германии — 30 %, во Франции — 36 %, а в Японии — рекордные 40 %. При этом, наиболее низкая ставка налогообложения прибыли в Швейцарии — 8,5 %, что совместимо с его статусом мирового центра банковских офшоров.
Оценивая эффективность налоговой политики и налогообложения прибыли, необходимо осознавать, что оценка зависит ни сколько от процентной ставки, сколько от государственной системы налоговых льгот, которые предприятия получают взамен за активную инвестиционную деятельность, стимулирующая быстрые темпы социально-экономического развития страны.
Важным аспектом формирования финансовых отношений между государством и предпринимательскими структурами является процесс обсуждения условий налоговой политики. В частности, лояльным является использование экономического лоббизма с целью снижение уровня налоговой нагрузки или налоговой ставки отдельных платежей и взносов. Правительству Российской Федерации стоит принимать ко вниманию заинтересованность в сотрудничестве с частным сектором, поскольку именно бизнес-субъекты являются основными налогоплательщиками в бюджетные и внебюджетные фонды.
Таким образом, ключевая задача развития финансовых отношений между предприятия и государством для второй стороны — способствование развития бизнеса, которые и далее будет выступать стабильным источником поступления налоговых выплат. Однако, для предприятий ключевая задача заключается в снижении уровня налогового бремени на функционирование своего бизнеса и коммерческой деятельности.
Чтобы оценить уровень размера налоговой нагрузки предприятий в России можно обратиться к Проекту федерального бюджета на 2018–2020 года Минфина, где представлены следующие данные (рис. 2).
Рис. 2. Налоговая нагрузка предприятий в Российской Федерации в период 2009–2016 гг. [3]
Таким образом, из рисунка 2 можно сделать заключение о том, что максимальный уровень налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность был в период 2011–2012 гг. На то время, уровень налоговой нагрузки составлял 34,5 %. На сегодняшний день, налоговое бремя снижается и составляет уже ниже — 30 %.
Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что в рамках развития финансовых отношений между государством и предпринимательскими структурами ощущается «потепление», которое сопровождается снижением уровня налоговой нагрузки на коммерческую деятельность отечественных организаций.
Однако, в рамках бюджетной и налоговой политики России в 2018 году, малому, среднему и крупному бизнесу необходимо будет уплачивать новые налоги. Помимо этого, по некоторым налогам, которые соответствуют отдельным сферам/отраслям бизнеса и рынков, повышены ставки, что в сумме приведет к дополнительному налоговому бремени в размере около 100 млрд российских рублей. Исходя из этого, в период 2018–2019 гг. трудно констатировать факт о том, что финансовые отношения между государством и предприятиями в рамках налоговой политики будут улучшаться, а не наоборот, приводить к конфронтации интересов.
На сегодняшний день, известны следующие основные факторы, влияющие на размер налоговой нагрузки предприятий в России:
– объем производственного процесса, включая объем выпущенной продукции;
– отрасль производства продукции, что влияет на возможный размер дополнительных налогов, акцизов и т. д.;
– используемая система налогообложения, которая устанавливается исходя из сферы и формы собственности бизнеса;
– изменение величины налоговых баз;
– оптимизация налоговой политики на предприятии;
– изменения в законодательной базе налоговой политики.
Таким образом, современный этап формирования финансовых отношений между предприятиями и государством характеризуется функционирования налоговой политики, где результаты коммерческой деятельности организаций способствуют налоговым выплатам и взносам на государственные бюджетные фонды, поддерживающих социально-экономическое развитие России. Исходя из научного исследования, можно сделать заключение, что одними из ключевых факторов формирования финансовых отношений между предпринимательскими структурами и государством являются условия налоговой политики, включая налогообложение прибыли и уровень налоговой нагрузки в целом.
Литература:
- Консолидированный бюджет Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/ (дата обращения: 21.04.2019).
- Фетисов П. С. Сравнительный анализ налогообложения прибыли организаций в РФ и в зарубежных странах // International scientific review. — 2015. — № 3(4).
- Бизнес пожаловался Путину на Медведева // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/11/20/742277-biznes-putinu#/galleries/140737493649461/normal/1 (дата обращения: 21.04.2019).
- Понятие и факторы, влияющие на величину налоговой нагрузки. URL: https://studexpo.ru/234204/dengi_finansy_kredit/ponyatie_faktory_vliyayuschie _velichinu_nalogovoy_nagruzki (дата обращения: 21.04.2019).
- Зарипова Н. Д. Налоговая нагрузка и ее воздействие на хозяйственную активность организаций // Статистика и экономика. — 2014. — № 1.