Кластер компетентных волонтеров: международный опыт и организационно-педагогические условия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Куделин, К. В. Кластер компетентных волонтеров: международный опыт и организационно-педагогические условия / К. В. Куделин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58477/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: Архангельская область, волонтерская деятельность, выполнения работ при ЧС, обучение волонтеров.

Волонтерство — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное представление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

В мире, в том числе и в России, актуально развитие волонтерского движения, направленного на деятельность волонтеров в чрезвычайных ситуациях.

Фундаментальный опыт в организации волонтерской деятельности в сфере выполнения работ в ЧС имеется в США. Уникальность волонтерской деятельности при ЧС в Америке состоит в том, что здесь выстроена четкая система взаимодействия всех структур, в том числе и волонтеров. При возникновении чрезвычайных ситуациях в США основным координатором всех действий является Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA). Председатель Федерального агентства одновременно является председателем комиссии по действиям при ЧС, в состав которой входят помощники президента США по национальной безопасности, внутренней политике, помощники по административным и бюджетным вопросам. Данная комиссия является консультативным органом президента США по вопросам выработки основных принципов строительства Гражданской обороны государства, повышения эффективности и снижения затрат на ее развитие.

В США при возникновении ЧС для решения задач по оказанию помощи пострадавшим привлекаются противопожарные службы, полиция, скорая помощь, социальные отряды предприятий и наравне с ними привлекаются волонтёрские организации:

− «Гражданский воздушный патруль» (объединение волонтеров, имеющих личный самолет, привлекаемых для воздушной разведки очагов ЧС, проведения поисково-спасательных операций в воздухе, на суше на территории США и т. д.),

− «Армия спасения» (волонтеры, осуществляющие обеспечение населения одеждой, временным жильем, питанием и т. д.);

− «Гражданский корпус» (волонтеры, осуществляющие обучение граждан, желающих стать волонтерами. Они также выполняют некоторые административные функции по взаимодействию при ЧС, обучают граждан самостоятельной ликвидации последствий ЧС путем общественного образования);

− Красный крест (волонтеры, осуществляющие медицинскую помощь).

Активно действует организация «Помощь в беде». Волонтеры данной организации обеспечивают размещение, питание пострадавших людей, оказывают психологическую помощь. Организация тесно сотрудничает с FEMA.

Волонтеры США, желающие выполнять работы при ЧС, проходят специальное обучение, в результате которого получают дипломы о профессиональном образовании, что позволяет использовать его и в постоянной жизни. Программа обучения волонтёров имеет большой спектр тем, охватывающих различные вопросы по разным сферам.

Особое внимание уделяется учебному процессу волонтёров-«спасателей». Данные программы нацелены на изучение теоретического материала по оказанию медицинской, психологической, технической, судебной помощи. Полученные теоретические знания будущие волонтёры закрепляют на практических занятиях. Для практических занятий созданы учебные базы, тренировочные площадки, что позволяет волонтерам выработать навыки деятельности.

Для России волонтерская деятельность в ЧС является феноменом. Чаще всего волонтеры выполняют работу, которую больше никто не выполняет. В России имеется орган, профессионально действующий при возникновении любого вида ЧС, — это МЧС России. В данной структуре выполняют работу специалисты, прошедшие специальное обучение.

Для Архангельской области характерны следующие угрозы: лесные пожары и наводнения. На территории Архангельской области действуют приоритетно волонтерские движения социального направления, которые решают определенный спектр вопросов. Следует отметить, что в настоящее время появился интерес к волонтерской деятельности с акцентом на выполнение работ в рамках ЧС. Направление для Архангельской области новое и имеет много трудностей и вопросов.

Практика показывает, что продуктивно происходит привлечение волонтеров к выполнению работ при наводнении и тушении лесных пожаров. Именно здесь находятся человеческие ресурсы кластера компетентных волонтеров для выполнения работ при ЧС. Следует отметить, что у ряда организаций, в основном арендаторов лесных участков, создаются сейчас волонтерские отряды. В целом они хаотично возникают и развиваются. Здесь требуется централизованное управление обучением и формированием волонтёрских отрядов, что позволит создать определенную «базу» компетентных волонтеров, способных оперативно и своевременно реагировать на различные виды ЧС на территории Архангельской области.

Компетенция — это совокупность знаний, навыков и личностных качеств, позволяющих решать определенную задачу (или совокупность задач).

Компетенция волонтера — это наличие у волонтера коммуникабельности, стрессоустойчивости, проактивности, командности, организованности, знание английского языка, т. е. определенный набор моделей компетенций, включающий в себя определенные кластеры компетенций, сами компетенции и поведенческие индикаторы.

В различных жизненных ситуациях используются универсальные (ключевые) компетенции: информационная (готовность работать с информацией), коммутативная (готовность общения с различными людьми), кооперативная (готовность работать в команде) и т. д.

Профессиональная компетенция — это наличие у волонтёра спектра знаний и навыков определенного направления (экологического, технического, медицинского и т. д.):

− четко знать спектр действий при возникновении ЧС;

− уметь распознавать правильно ЧС и его виды;

− своевременно организовать сбор и передачу информации;

− принимать меры, входящие в алгоритмы действий для конкретного вида ЧС;

− соблюдать спокойствие, хладнокровие;

− в полном объеме владеть ситуацией и ориентироваться в действующей ситуации;

− продуктивно, исключая панику, организовать эвакуацию людей;

− выстраивать четкое взаимодействие со всеми службами, действующими на ЧС;

− организовать и при возможности оказать доврачебную помощь;

− организовать и оказать психологическую помощь пострадавшим;

− организовать и оказать техническую помощь пострадавшим.

Факторами создания кластера компетентных волонтеров в Архангельской области выступают специфика чрезвычайных ситуаций региона, структура готовности волонтеров к деятельности в ЧС, принципы и содержание подготовки волонтеров. Программа обучения волонтеров должна быть сформирована для конкретного вида ЧС, содержать элементы, обучающие координации действий в общей системе управления ЧС.

В совокупность организационно-педагогических условий кластера компетентных волонтеров входят: педагогическая интерпретация критериев готовности волонтеров к деятельности в ЧС, андрагогическое обоснование процесса формирования готовности волонтеров к деятельности в ЧС, построение программы формирования готовности волонтеров к деятельности в ЧС на основе интеграции принципов волонтерства и специфики ЧС.

Создание интегрированной программы обучения компетентных волонтеров позволит динамично развиваться новому феноменальному виду волонтерского движения, обеспечить включение добровольцев в процесс профессионального решения проблем, возникающих при ЧС.

Литература:

  1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. — URL: http://base.garant.ru/10107960/ (дата обращения 11.11.2018).
  2. Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны: Постановление Правительства РФ от 02 ноября 2000 г. № 841. — URL: http://base.garant.ru/182661/ (дата обращения 11.11.2018)
  3. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/ (дата обращения 11.11.2018)
  4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб., 2003.
  5. Арсеньева Т. Н., Виноградова Н. В., Пелевина И. М., Соколов А. А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. — СПб.-Тверь, 2009.
  6. Волохов А. В., Мирошктна М. Р., Фришман И. И. Программы деятельности волонтеров. — М., 2011.
  7. Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России // Вестник Костромского государственного университета. — 2017. — Т. 23, № 3.–С. 77–80.
  8. Джолжанова А. К. Волонтерство: проблемы правового регулирования в России / А. К. Джолжанова, К. И. Шафоростова // Новая наука как результат инновационного развития общества: сб. ст. междунар. науч.- практ. конф. — Уфа, 2017. — Ч. 14. — С. 314–317.
  9. Козлова Н. П. Развитие волонтерского движения в России // Экономические системы. — 2017. — Т. 10, № 1 (36). — С. 46–48.
Основные термины (генерируются автоматически): Архангельская область, волонтерская деятельность, FEMA, волонтер, выполнение работ, Россия, США, волонтерское движение, психологическая помощь, Федеральное агентство.


Ключевые слова

волонтерская деятельность, Архангельская область, выполнения работ при ЧС, обучение волонтеров

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров»

В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Улыбка»

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров»

В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.

Компетенции и навыки волонтеров, формируемые в процессе участия в социально-культурных проектах

В статье рассмотрена тема формирования компетенций и навыков у волонтеров посредством их участия в социально-культурных проектах. Уточнены некоторые аспекты, способствующие формированию и развитию навыков, а также компетенций.

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Задать вопрос