В экономике любой страны малый и средний бизнес составляют её основу, так как бизнес выполняет множество функций: стимулирует экономическое развитие страны по приоритетным направлениям, обеспечивает занятость значительной части населения, а также способствует созданию благоприятных социальных и экономических условий. Именно по этим причинам малый и средний бизнес был определён в Казахстане как важнейший сектор экономики. С момента обретения Республикой Казахстан своей независимости всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса стала приоритетом государственной политики.
Однако, несмотря на пристальное внимание, уделяемое в нашей стране развитию малого и среднего бизнеса, его влияние на социально-экономическое развитие всё еще недостаточно ощутимо. Вместе с тем сегодня в нашем государстве постепенно начинают оправдывать себя все те усилия, которые были направлены на планомерное и повсеместное развитие предпринимательства.
В настоящее время в Казахстане успешно реализуются госпрограммы «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы» и «Дорожная карта бизнеса-2020».
Одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Данная программа поддержки и развития бизнеса разработана для реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новое десятилетие — Новый экономический подъём — новые возможности Казахстана» и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года. Программа направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2030» и «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». А также в целях объединения некоторых ранее существующих отраслевых программ поддержки и развития предпринимательства в Казахстане.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Реализация Программы осуществляется по четырём направлениям:
1) поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населённых пунктов;
2) отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;
3) снижение валютных рисков предпринимателей;
4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.
В качестве основных направлений государством оказываются следующие меры поддержки:
1) субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
2) частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития;
3) предоставление государственных грантов;
4) микрокредитование субъектов малого предпринимательства;
5) субсидирование части ставки вознаграждения по микрокредитам частных микрофинансовых организаций;
6) частичное гарантирование кредитов микрофинансовых организаций перед банками;
7) создание индустриальных зон.
Не маловажную роль играют и нефинансовые меры поддержки предпринимательства, которые предусматривают оказание государственной нефинансовой поддержки субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой по следующим функциональным направлениям:
1) информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства;
2) развитие компетенций предпринимателей;
3) повышение производительности предпринимателей;
4) расширение деловых связей.
Далее проведём краткий анализ, доказывающий эффективность предпринимаемых правительством действий, на примере города Нур-Султан.
Изменилась структура отраслей экономики до и после реализации Программы.
Это можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Структура отраслей экономики г. Нур-Султан в ВРП, в %
После реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса доля промышленного производства увеличилась с 3,7 % в 2013 году до 5 % в 2018 году. Значительно расширились прочие отрасли с 48,2 %в 2013 году до 58,2 % в 2018 году. К сожалению, стоит отметить, что доля сельскохозяйственных отраслей практически не изменилась, оставшись на уровне 0,1 %. На наш взгляд одна из наиболее веских причин объясняется тем, что из-за резко континентального климата, превалирующего на большей части Центрального Казахстана, именно сельское хозяйство попадает в зону рискового предпринимательства. И государству предстоит не мало усилий для активизации сельскохозяйственного сектора в дальнейшем.
Далее в динамике рассмотрим выпущенный объем производства в зависимости от размеров предприятий (табл. 1).
Таблица 1
Объём производства промышленной продукции (товаров, услуг) по размерности предприятий, млн. тенге
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
объем |
доля, в % |
объем |
доля, в % |
объем |
доля, в % |
объем |
доля, в % |
объем |
доля, в % |
|
Всего |
253 634,3 |
100,0 |
310 343,9 |
100,0 |
338 130,7 |
100,0 |
402 123,1 |
100,0 |
499 543,1 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||||
крупные |
126 808,7 |
50,0 |
109 716,6 |
35,4 |
119 359,3 |
35,3 |
85 989,4 |
21,4 |
119 914,5 |
24,0 |
средние |
77 201,0 |
30,4 |
80 515,0 |
25,9 |
44 864,1 |
13,3 |
69 704,2 |
17,3 |
69 069,3 |
13,8 |
малые |
49 624,6 |
19,6 |
120 112,3 |
38,7 |
173 907,3 |
51,4 |
246 429,5 |
61,3 |
310 559,3 |
62,2 |
П р и м е ч а н и е: Составлена автором на основе источника [1] |
||||||||||
*Данные приведены по нефинансовому сектору (без сектора домашних хозяйств)
Как видно из приведённых данных ежегодно снижается доля крупных предприятий в общем объёме промышленной продукции с 50 % в 2014 году до 24 % в 2018году. При этом значительно возрастает роль малого бизнеса в общем объёме производства с 19,6 % в 2014 году до 62,2 % в 2018 году.
По данным Статистического бизнес регистра на 1 февраля 2019 года в г. Нур-Султан зарегистрировано 64556 предприятий малого предпринимательства, что на 11,9 % выше, чем на 1 февраля 2018 года, число действующих предприятий малого предпринимательства увеличелось на 13,8 % и составило 41237 единиц. По видам экономической деятельности предприятия малого бизнеса представим в таблице 2.(по данным на 01.02.2019 года)
Таблица 2
Количество предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности
|
Зарегистрированные |
Действующие |
||||
единиц |
к итогу,% |
всего |
из них активные |
|||
единиц |
к итогу,% |
единиц |
к итогу,% |
|||
Всего |
64 556 |
100,0 |
41 237 |
100,0 |
23 233 |
100,0 |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
431 |
0,7 |
287 |
0,7 |
97 |
0,4 |
Промышленность |
3 447 |
5,4 |
2 288 |
5,5 |
1 049 |
4,5 |
горнодобывающая промышленность и разработка карьеров |
438 |
0,7 |
297 |
0,7 |
72 |
0,3 |
обрабатывающая промышленность |
2 622 |
4,1 |
1 738 |
4,2 |
877 |
3,8 |
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование |
191 |
0,3 |
140 |
0,3 |
50 |
0,2 |
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов |
196 |
0,3 |
113 |
0,3 |
50 |
0,2 |
Строительство |
14 113 |
21,9 |
8 143 |
19,7 |
4 367 |
18,8 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов |
20 682 |
32,0 |
12 545 |
30,4 |
6 566 |
28,3 |
Транспорт и складирование |
2 374 |
3,7 |
1 502 |
3,7 |
965 |
4,2 |
Услуги по проживанию и питанию |
1 557 |
2,4 |
1 168 |
2,8 |
657 |
2,8 |
Информация и связь |
2 534 |
3,9 |
1 758 |
4,3 |
1 076 |
4,6 |
Финансовая и страховая деятельность |
1 307 |
2,0 |
819 |
2,0 |
561 |
2,4 |
Операции с недвижимым имуществом |
1 944 |
3,0 |
1 455 |
3,5 |
1 118 |
4,8 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
4 934 |
7,6 |
3 328 |
8,1 |
2 227 |
9,6 |
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания |
3 232 |
5,0 |
2 227 |
5,4 |
1 575 |
6,8 |
Государственное управление и оборона; Обязательное социальное обеспечение |
16 |
0,0 |
14 |
0,0 |
10 |
0,0 |
Образование |
1 660 |
2,6 |
1 283 |
3,1 |
760 |
3,3 |
Здравоохранение и социальные услуги |
769 |
1,2 |
620 |
1,5 |
395 |
1,7 |
Искусство, развлечение и отдых |
785 |
1,2 |
557 |
1,4 |
311 |
1,3 |
Предоставление прочих видов услуг |
4 771 |
7,4 |
3 243 |
7,9 |
1 499 |
6,5 |
П р и м е ч а н и е: Составлена автором по данным http://astana.gov.kz |
||||||
Число активных предприятий малого предпринимательства на 1 февраля 2019 года составило 23233 единицы и увеличилось по сравнению с аналогичной датой 2018 года на 47,2 %. Наибольшее количество активных предприятий малого предпринимательства сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов (28,3 %).
Объем промышленного производства в январе 2019 года составил в действующих ценах 38202,4 млн. тенге, 107,2 % к уровню января 2018 года. В обрабатывающей промышленности производство по сравнению с январем 2018 года увеличилось на 8,4 %, в электроснабжении, подаче газа, пара и воздушного кондиционирования — на 2,5 %, в водоснабжении, канализационной системе, контроле над сбором и распределением отходов — сократилось на 4,1 %.
Индекс физического объема по отрасли «Транспорт» в январе 2019 года составил 100,5 %. Объем грузооборота в январе 2019 года составил 795,4 млн. ткм (с учетом оценки объема грузооборота индивидуальных предпринимателей, занимающимися коммерческими перевозками), 106,4 % в сравнении с январем 2018 года. Объем пассажирооборота составил 1532,6 млн. пкм и увеличился на 1,9 %.
Активизация малого и среднего бизнеса значительно сокращает безработицу. Численность граждан, состоящих на учете в качестве безработных, на конец января 2019 года составила 3010 человек. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения в январе 2019 года составила 0,6 % (в январе 2018 года — 0,5 %). Так, по данным Управления занятости и социальной защиты города Нур-Султан в уполномоченный орган по вопросу трудоустройства в течение января 2019 года обратилось 1594 человека, что на 4,8 % больше, чем в 2018 году.
В рамках реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» рассмотрим численность трудоустроенных жителей города Нур-Султан.
Таблица 3
Численность граждан, трудоустроенных уполномоченными органами занятости за январь 2018–2019гг., человек
|
Численность трудоустроенных граждан |
Из числа безработных на конец отчетного периода участвуют вобщественных работах |
||||
всего |
к числу обратившихся,% |
|||||
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
|
Январь |
659 |
822 |
43,3 |
51,6 |
349 |
453 |
П р и м е ч а н и е: Составлена автором по данным http://astana.gov.kz |
||||||
В январе 2019 года трудоустроено 822 человека (51,6 % из числа обратившихся), по сравнению с январем 2018 года этот показатель увеличился на 24,7 %.
Благодаря активизации программ поддержки изменяется и заработная плата жителей города. Среднемесячная номинальная заработная плата работников на предприятиях столицы за январь-декабрь 2018 года составила 237538 тенге, что больше, чем в соответствующем периоде 2017 года на 5,6 %, в реальном выражении уменьшилась на 1,1 %.
Индекс реальной заработной платы, характеризующий покупательскую способность номинальной заработной платы с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги, в IV квартале 2018 года по отношению к IV кварталу 2017 года составил 96,1 %.
В IV квартале 2018 года среднемесячная номинальная заработная плата по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась на 11,3 %, реальная — на 9,4 %.
В IV квартале 2018 года максимальная заработная плата отмечена у работников профессиональной, научной и технической деятельности (614937 тенге), минимальная — в области сельского, лесного и рыбного хозяйства (146742 тенге), соотношение между ними составило 4,2 раза.
Для обеспечения стабильной занятости реализуется «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства до 2021 года», которая направлена на микрокредитование для населения, прошедшего обучение и для начинающих предпринимателей. Управлением по инвестициям и развитию предпринимательства города Нур-Султан реализуется второе направление — развитие массового предпринимательства, которое направлено на микрокредитование для населения, прошедшего обучение и для начинающих предпринимателей, где максимальный лимит финансирования на одного участника программы составляет 8 тысяч месячных расчетных показателей.
Однако, сегодня существует проблема, связанная с влиянием финансово-промышленных групп на законодательство. Закон играет в пользу крупных лобби, а представителей малого и среднего бизнеса — руководителей общественных объединений, которые более десяти лет профессионально этим занимаются, в Парламенте Республики Казахстан нет. Мнение малого бизнеса в рабочих группах практически не учитывается. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами.
Также проблемой малого предпринимательства является неправильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика. Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие четкого планирования финансовых показателей.
Поэтому с каждым днём возникают всяческие нововведения в областях, связанных с управлением предпринимательской деятельностью. Цель таких организаций — участвовать в решении проблем, возникших в работе клиента. За счёт чего это происходит? Сначала проведение анализа, предоставление полной информации и технологий и затем помощь в документальном сопровождении бизнес-процесса.
В целом, проводимая государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется по всем направлениям. Уже сегодня наблюдается прогресс в развитие бизнес-среды, последовательно улучшается бизнес-климат, повышаются позиции страны в рейтингах Всемирного банка. Таким образом, проводимая политика государства по поддержке МСП стала приоритетной сферой проводимых государством реформ и определенным фактором подъема производства и уровня жизни в стране. Таким образом, можно сказать, что на современном этапе система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан включает в себя ряд институтов, которые оказывают всестороннюю поддержку данного сектора экономики.
Подводя итоги проведённого исследования, можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких-либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12–14 лет. Нетрудно представить, что, если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.
Литература:
- Промышленность Нур-Султан / Статистический сборник / Нур-Султан 2018//www.stat.gov.kz
2. Официальный Интернет-ресурс акимата города Нур-Султан http://astana.gov.kz
- Жунисова,Л. Р. Развитие и поддержка малого бизнеса в Республике Казахстан //Вестник КазНУ, Алматы, 2012.
4. Ширшова Л. В. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в РК // Вестник. Серия экономическая. — 2011.- № 2.- С. 116–123.