В статье рассмотрен процесс и специфика внутрисадовского контроля, его значение как метода управления.
Ключевые слова: контроль, педагогический процесс, управление, функция, возможность, руководитель.
Контроль — это важнейшая, а также заключительная функция управления, которая служит методом осуществления обратной связи. Контроль является структурным элементом каждой функции управления, тем самым позволяя эффективно совершенствовать деятельность дошкольной образовательной организации.
В системе управления функции контроля всегда являлись приоритетными. А одним приоритетов любого дошкольного учреждения является развитие эффективной внутрисадовской системы контроля. Задачей такой системы является увеличение эффективности благодаря оперативному предоставлению коллективу актуальной информации. Руководитель, как правило, планирует направления развития образовательной организации и ставит цели, что представляется возможным лишь при условии быстрого получения и анализа сведений.
Осуществление управления качеством образовательных услуг, как и любая другая деятельность, нуждается в обозначении некоторых правил, алгоритмов, схем, другими словами, процесс управления должен быть технологичным. Однако при всем при этом необходимо соблюдать принцип гибкости в управлении, более того, когда вопрос касается такой специфической системы, как образовательный процесс.
Принцип адаптивности в управлении направляет процесс на внесение необходимых изменений с учетом условий какого-либо образовательного процесса, а также всех его элементов и участников. Менеджмент образования перемещает приоритеты в пользу гибкости управления. В то же время без некоторого уровня технологичности процесс управления будет неэффективен. Поэтому, как показывает образовательная практика, важной проблемой является поиск среднего между конкретной прописанной системой и свободным путем развития образовательного процесса.
Показатель качества образования стал не только функцией управления, как это было ранее, но и многофункциональным объектом управления образованием. Это обуславливает необходимость специфических, ранее не существующих систем управления качеством, которые нуждаются в разработке.
Как известно, управление качеством не может осуществляться без его оценки. Оценочная система, существующая в данный момент, не отвечает потребностям оценивания качества, ее необходимо существенно преобразовать.
Качество образования может проявляться и в личностных признаках специалистов и профессионалов, которые появляются и развиваются в процессе образования. Роль воспитания личности с каждым годом повышается. Достичь необходимого и достаточного уровня не представляется возможным без воспитательной составляющей образования.
Будучи основным источником получения информации о эффективности выполнения функций работников образовательной организации, контроль является основой принятия управленческих решений. Также контроль позволяет выявить насколько в дошкольном учреждении все осуществляется соответственно целям и задачами учреждения, помогает определить направления и способы избавления от выявленных недостатков.
Основной задачей контроля является обеспечение соответствия результатов целям образовательной организации. Постоянный контроль текущей ситуации и прогнозирование последствий этой ситуации дает руководителю возможность проведения корректировки отклонений, которая необходима для эффективной работы учреждения.
Контроль имеет свою определенную последовательность и алгоритм:
- Цель контроля;
- Объект контроля;
- Разработка плана контроля;
- Сбор необходимой информации;
- Анализ информации;
- Разработка рекомендаций;
- Контроль за выполнением рекомендаций.
Контроль за эффективностью педагогической деятельности воспитателей состоит из нескольких этапов:
- В рамках первого этапа, с помощью педагогов, воспитанников и других участников образовательного процесса, осуществляется сбор информации;
- Затем происходит изучение документации;
- После этого полученная информация подвергается обработке и анализу;
- На основе вышеописанного заполняются листы опроса;
- Обязательным и важнейшим этапом является обсуждение полученной информации, ее обработка и интерпретация;
- Затем проводится педагогический совет, на котором утверждают направления корректировки педагогического процесса;
- Закрепление позитивных изменений, передового педагогического опыта;
- Как результат, осуществляется разработка необходимых рекомендаций.
В рамках контроля происходит выявление и оценка качественной актуальной информации, которая необходима для реализации управленческих решений. В результате осуществляется обратная связь, которая информирует о том, соответствуют ли фактические результаты деятельности образовательной организации её конечным результатам
В рекомендациях, предложенных в книгах Н. В. Корепановой, И. А. Липчанской «Контроль функционирования и развития ДОУ», Л. М. Денякиной, существуют следующие блоки:
- Охрана жизни и здоровья детей;
- Образовательный процесс;
- Физическое воспитание;
- Игровая деятельность;
- Интеллектуально — познавательная деятельность;
- Художественно — речевая деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Изобразительная деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Нравственное воспитание;
- Режимные моменты;
- Нормативные документы;
- Медицинская работа;
- Административно-хозяйственная часть.
Содержание системы контроля направлено на достижение цели, и, как видно, все используемые технологии в ней тесно связаны между собой. Рассмотренные технологии способствовали созданию в системе управления постоянной обратной связи, являющейся важнейшей составляющей всякого управления.
Литература:
- Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская «Контроль функционирования и развития ДОУ» 2005г.
- Л. М. Денякина «Технологии управления образовательным учреждением» 2004г.
- О. А. Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном учреждении», 2003г.
- Н. С. Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении», 2005 г.