В данной статье изложен краткий исторический аспект амнистии и практика проведения налоговой амнистии в нашей стране. На основе проведенного анализа действующего законодательства и работ отечественных правоведов фокусируется внимание на главных аспектах налоговой амнистии: на понятии данного явления, его целях и основаниях, а также на сущности амнистии капитала в рамках налоговой амнистии.
Ключевые слова: амнистия, налоговая амнистия, налогообложение, налоги, ответственность, амнистия капиталов, экономический интерес государства, репатриация капитала.
Слово «амнистия» произошло от греческого amnestia — забвение, прощение [14]. В настоящее время вопрос о юридической природе амнистии является спорным. В советское время развития юридической науки не было единства мнений о юридической природе института амнистии. Так, В. И. Курляндский считал амнистию институтом уголовного права [7, с. 224]. Другие ученые характеризовали амнистию как область конституционного права [5, с. 86]. Но преобладающей точкой зрения в российском праве является представление об институте амнистии как комплексном правовом институте [9, с. 71].
Амнистия как правовой институт имеет глубокие исторические корни. В качестве одного из таких древних актов о налоговой амнистии является указ о «справедливости» царя Аммицадуки, одного из преемников Хаммурапи.
Из смысла статьи 84 Уголовного кодекса РФ [15] уголовная амнистия — это один из способов применения гуманизма, который используют государственные органы к людям, совершившим преступление. Проводилась амнистия и в отношении неплательщиков налогов.
В науке российского финансового права остается неисследованной проблема правовой природы налоговой амнистии и ее места, как в системе налогового и финансового права, так и в системе законодательства о финансах [2, с.4].
По мнению С. Э. Ахметовой и Р. Э. Мирзоян, амнистия капиталов — это устанавливаемое государством временное изменение порядка контроля за получением доходов и осуществлением расходов физическими лицами, в том числе возможное изменение порядка налогообложения неучтенных денежных средств, направленное на их легализацию и возвращение в страну происхождения [1, с. 45].
Амнистия капитала предполагает полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические правонарушения. Но данный шаг государства предпринимается по причине необходимости пополнения средств бюджета.
По мнению В. В. Гриценко, целью амнистии капиталов является не мгновенное пополнение бюджета, а вовлечение капиталов, находящихся за пределами страны, в национальную экономику, при этом амнистия сопровождается полным или частичным освобождением от уплаты налогов и, естественно, от ответственности за неуплату налогов [3, с. 232].
Государство может увеличить свои доходы за счет трех источников: средств, циркулирующих в национальной экономике в рамках теневого сектора; неумышленно недоплаченных налогов лицами, которые, боясь ответственности за неуплату, не сообщают о своей ошибке; за счет ранее вывезенного из страны капитала.
Основным направлением данной политики было выбрано возвращение скрытых в оффшорных зонах доходов. Ведь одним из крупных факторов активизации инвестиционных процессов является репатриация капиталов путем финансовой амнистии их собственников [4, с. 181]. По некоторым данным из Российской Федерации в низконалоговые государства с благоприятными условиями ведения бизнеса ежегодно вывозится несколько десятков миллиардов долларов ежегодно.
Уже в 2014 году в условиях санкций остро встал вопрос о создании благоприятного правового режима для возвращения российского капитала в РФ. В мае 2014 года Президент РФ В. В. Путин подписал Поручение № Пр-1159 «О дополнительных мерах по стимулированию экономики», в котором Правительству РФ было дано задание разработать критерии для возврата российского крупного бизнеса и его дочерних подразделений в российскую юрисдикцию и «формы, порядок, сроки и способы стимулирования перевода указанных организаций, находящихся в юрисдикции иностранных государств, в юрисдикцию Российской Федерации» [8, с.38].
4 декабря того же года Президент РФ обратился с Посланием к Федеральному Собранию и уже тогда отметил главную проблему, которую необходимо решить для более эффективного, единовременного и полного проведения амнистии капитала. Он говорил о создании такого правового режима, чтобы у российских граждан пропал страх, что их «будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным» [10]. Но необходимо заметить, что реформирование норм административного, уголовного и налогового законодательства применительно к институту налоговой амнистии и сейчас должным образом не произведено.
8 июня 2015 года был принят Федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13].
В соответствии с указанным Законом лица приобрели право легализовать свои доходы и освобождались от налоговой и административной ответственности, несмотря на уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей и неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в прошлом [12, с. 38]. В случае вывода имущества из иностранных юрисдикций оно не облагалось налогом. Налоги начинали начисляться и уплачиваться на общих основаниях.
Первый этап амнистии прошел с 2015 по 2016 годы. Он не принес особых результатов. Всего возможностью легализовать капиталы в этот период воспользовались 7,2 тыс. предпринимателей [11].
В подготовленном Американской некоммерческой организацией «Национальное бюро экономических исследований» заключении говорится, что по состоянию на 2015 год граждане РФ держали в офшорах неучтенные средства, эквивалентные 75 % национального дохода [16].
Второй этап налоговой амнистии прошел с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года на условиях идентичных с первым этапом. Но задекларировать уже можно было только действующие и закрытые до 1 января 2018 года счета. Этот этап налоговой амнистии явился ответом на введенные в отношении РФ санкции, в связи с чем некоторые российские предприниматели неоднократно сталкивались с незаконными, необоснованными попытками посягательства, заморозки активов. Предоставление льготных условий, декларативный порядок и сохранение тайны сведений об источниках дохода бизнесмены посчитали выгодными для возврата капитала из иностранных банков и офшорных юрисдикций.
На протяжении всего 2018 года не уменьшалось количество лиц, принимавших участие в амнистии. Данный факт можно связать с тем, что к этому времени уровень гарантий в данной сфере достиг высокого уровня. Кроме того, установление постоянного потока финансовой информации в рамках автоматического обмена сделало ведение бизнеса в оффшорных юрисдикциях бессмысленным и нерациональным.
1 июля 2015 года для РФ вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам [6]. Появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами иностранных государств. Российская Федерация начала автоматический обмен налоговой информацией с другими странами в 2018 году. По данным Федеральной налоговой службы принимать информацию из России по двум соглашениям CRS и CbC готовы соответственно 55 и 46 юрисдикций. Обмен дает возможность оперативно выявлять случаи, когда российские компании и граждане скрывают свои доходы и активы за рубежом.
В декабре 2018 года на встрече с руководством палат Федерального Собрания Президент РФ В. В. Путин выступил за продление амнистии капитала, а также предложил освободить представителей бизнеса, возвращающих свои компании и активы в Россию, от выплаты 13 %-го налога на доходы физических лиц.
Условия «продленной» амнистии предполагают, что воспользоваться ею смогут те, кто готов перевести деньги и активы в Россию (ранее этого не требовалось). Все гарантии второго этапа амнистии — освобождение от налоговой, административной и уголовной (по некоторым экономическим статьям) ответственности за нарушения соответствующего законодательства — при соблюдении условий сохраняются. Продлена будет и льгота, подразумевающая освобождение владельцев контролируемых иностранных компаний от налога на доходы физических лиц при условии, что в этом году они станут налоговыми резидентами РФ.
Активы, которые будут возвращаться из-за рубежа, предлагается регистрировать в специальных административных районах (далее — САР) на острове Русский (Приморский край) или Октябрьский (Калининградская область). Они созданы в 2018 году, после того как под санкции США попали несколько крупных российских компаний. Для резидентов таких районов действует льготное налогообложение. Кроме того, доступ к сведениям об их бенефициарах ограничен: его имеют только управляющая САРом компания, надзорные органы и суды.
Несовершенство российской юрисдикции, которое отпугивало предпринимателей, постепенно убирается благодаря созданию прозрачной и понятной системы разрешения споров. Декларирование специальных административных районов в качестве зоны комфортного ведения бизнеса, санкционной защиты и налоговых преференций позволит развить этот механизм и привлечь в экономику страны дополнительные инвестиции.
Исходя из изложенного, можно определить налоговую амнистию, как комплекс формально определенных, системных, взаимосвязанных мероприятий, направленных на предоставление и реализацию налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты, гарантирующих освобождение от юридической ответственности.
Успешность налоговой амнистии зависит от того, насколько она увязана с другими мерами по совершенствованию налоговой системы в целом. Налогоплательщики должны понимать, что платить налоги выгодно. Целесообразно сформировать систему мер по ее обеспечению таким образом, чтобы участник амнистии не опасался потери своего капитала и занесения его властями в базы данных нарушителей, т. е. сделать условия амнистии наиболее понятными.
Литература:
- Ахметова С. Э., Мирзоян Р. Э. Амнистия капиталов в России: финансово-правовой аспект // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций. Сборник статей международной научно-практической конференции / под ред. Г. Б. Клейнера, Э. В. Соболева, В. В. Сорокожердьева, Москва. 2015. С. 45.
- Белова Т. А. Институт налоговой амнистии и его места в системе налогового прав: автореф. дис…. канд. юрид. наук. — Саратов, 2015. С. 4.
- Гриценко В. В. Налоговая амнистия как правовой механизм возвращения «Беглого капитала» в Россию // Вестник СГЮА. 2015. № 1. С. 232.
- Духаев А. Д. Возможности эффективной репатриации капиталов на основе финансовой амнистии // Финансы и кредит. 2005. № 13. С. 181.
- Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. — М., 1974. С. 86.
- Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам» (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) (с изм. и доп. от 27.05.2010) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2019).
- Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. — М., 1967. С. 224.
- Миронова С. М., Жемчужников А. А. Проведение амнистии капиталов в России: правовое регулирование и практика реализации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 1. С. 38.
- Нестеренко И. В. Амнистия как институт досрочного освобождения: понятие и последствия исполнения: дис. … канд. юрид. наук. — Ростовн/Д, 2006. С. 71.
- Официальный сайт «Газета.Ru» // URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2014/12/04/n_6711269.shtml (дата обращения: 31.03.2019)
- Официальный сайт российского государственного информационного агентства федерального уровня (ТАСС) // URL: https://tass.ru/ekonomika/6167616 (дата обращения: 31.03.2019)
- Попов В. В., Тришина Е. Г. Уклонение от уплаты налогов как элемент правовой жизни общества (теоретико-правоприменительные аспекты) // Налоги-журнал. 2016. № 2. С. 37–41.
- О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ: (ред. от 19.02.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.19).
- Словари, энциклопедии и справочники // URL: https://slovar.cc/pravo/slovar/2463463.html (дата обращения: 10.04.19).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: (ред. от 23.04.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.04.19).
- Федеральное российское информационное агентство и интернет издание Regnum // URL: https://regnum.ru/news/2313086.html (дата обращения: 28.03.2019)