Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оразов, Ш. Б. Особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией / Ш. Б. Оразов, К. Х. Агайдарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17.1 (255.1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58583/ (дата обращения: 16.11.2024).



Организация процесса управления физическим состоянием студентов предопределяет необходимость решения задач по измерению и оценке их двигательной подготовленности, изучению взаимосвязи показателей антропометрического и функционального статуса, определению доминирующих и отстающих физических качеств.

В результате проведенных исследований было получено весьма большое количество неоднозначных данных о выраженности личностных свойств и качеств у высококвалифицированных спортсменов разной спортивной специализации. Это было обусловлено тем, что авторами изучались взаимосвязи самых разнообразных, произвольно выбранных особенностей личности спортсменов, не соблюдались единые стандартные проведения тестирования, определению изучаемых выборок испытуемых и т. д. Поэтому до сих пор фактически так и не было создано единого общего представления о преимущественном проявлении конкретных свойств личности (или их комплексе) у представителей разных видов спорта (или групп видов спорта), которое могло бы быть использовано при построении их психографических характеристик.

В наших исследованиях, начатых еще была поставлена цель уточнить, как проявляются некоторые типовые личностные черты и психические качества у высококвалифицированных лeгкоатлетов разной специализации (членов сборных команд), их влияние на эффективность соревновательной деятельности [1].

Этот комплекс включал модифицированный 16-тифакторный тест, анкетные методы определения специфических свойств личности и индивидуального стиля деятельности спортсменов. Я стреляю для изучения свойств темперамента, экспериментальные методики для измерения ЧСС. ЭКС, сенсомоторных и антиципирующих реакций, показателей динамометрии и способности к самооценке выявленных показателей, тесты для исследования свойств внимания и самооценки эмоционального состояния атлетов.

К общим свойствам личности были отнесены те, которые характеризовали ее направленность отношение к трудовой и спортивной деятельности, к людям, самому себе, общественным явлениям и пр. (например, гражданственность, ответственность, трудолюбие, общительность, отзывчивость, смелость, самообладание в жизненных ситуациях и др.) Общие свойства личности формируются и проявляются как в обычных жизненных условиях, так и в условиях спортивной подготовки и соревнований. Специфические свойства личности формируются и проявляются в процессе многолетней тренировки и участия в соревнованиях в определенном виде спорта под влиянием специфических условий и требований, характерных для него. К ним относятся стремление к высоким спортивным достижениям и преодолению больших нагрузок, повышенный уровень спортивных притязаний, эмоциональная устойчивость в соревнованиях, способность к регуляции отрицательных (неблагоприятных) психических состояний в условиях выступления и тренировки и т. д. Уровень сформированности специфических свойств личности во многом зависит от значимости избранного вида спортивной деятельности, заинтересованности в успехе. Большинство общих и специфических свойств личности спортсменов находится в положительной связи, но некоторые могут быть и в отрицательной зависимости (например, такие волевые качества, как смелость, настойчивость, инициативность и др.).

В результате исследований [2] было показано, что большое значение для успешного выполнения и совершенствования технических действий в разных видах легкой атлетики имеет характер включенной в этот процесс психической саморегуляции, в частности, эмоциональной регуляции (которая может осуществляться ровным или взрывным способом), а также направленности внимания (или на внешние объекты — внешний тип, или на внутренние, т. е. психическую сферу, внутренний тип). Экспериментально установлено, что для спортсменов, специализирующихся в разных видах леткой атлетики и систематически достигающих высоких спортивных результатов, характерно определенное сочетание общих и специфических свойств личности, параметров эмоциональной регуляции и направленности внимания. Поэтому для достижения высоких результатов в каждом конкретном виде леткой атлетики тренерам и спортсменам следует хорошо знать значения показателей, характеризующих уровень сформированности рассматриваемых показателей. Одна из задач тренировки — улучшение данных показателей с помощью методов психолого-педагогического воздействия.

Анализ материалов исследований, полученных в период (на более чем 200 испытуемых), позволяет дать обобщенные характеристики комплексов рассматриваемых показателей спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в разных видах легкой атлетики.

Группа спринта. По общим свойствам личности легкоатлетов высокого класса этой группы отличает от менее квалифицированных спортсменов и представителей других видов легкой атлетики более низкая эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству, высокий самоконтроль поведения; по специфическим свойствам личности — способность к саморегуляции и высокий уровень спортивной мотивации, психическая стабильность в процессе выступлений. Для этой группы характерна специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, существенно отличающаяся от соответствующего показателя легкоатлетов других специализаций. Ее специфичность заключается в том, что максимум эмоциональной мобилизации вызывает некоторое снижение эмоциональной устойчивости к действию сопутствующих соревновательной обстановке стресс — факторов (шум, зрители, соперники, судьи и др.), что может приводить к фальстартам. Вместе с этим совпадение момента начала выполнения соревновательного действия с моментом максимальной эмоциональной мобилизации способствует достижению высокого спортивного результата. По — видимому, такая связь имеет устойчивую тенденцию, поэтому одна из важнейших задач тренера научить спортсмена отвлекаться от посторонних раздражителей к моменту начала старта. По психологическим особенностям индивидуальной техники спринтерам свойственна реализация установочных заданий в скоростно-силовом режиме (с преимуществом скоростных компонентов), чему способствует формирование взрывного типа регуляции эмоционального возбуждения с внутренней направленностью внимания в процессе спортивной деятельности [3].

Группа выносливости. Для общих свойств личности легкоатлетов высокого класса этой группы характерны высокий уровень лидерства, самоконтроля, повышенная тревожность; для специфических свойств личности — высокий уровень соревновательной эмоциональной устойчивости, умение регулировать свое психическое состояние, значительная спортивная мотивация, способствующая полной самоотдаче бегуна на тренировках и соревнованиях. В группе бега на выносливость отмечается большое разнообразие типов регуляции эмоционального возбуждения и чаще других встречается смешанный вариант реализации установочных заданий. Однако следует отметить некоторое преимущество скоростного варианта над силовым при ровном типе регуляции эмоционального возбуждения и смешанной направленности психики в деятельности (хотя чаще встречается внешняя направленность, чем внутренняя, что связано с тактическими особенностями ведения борьбы в этих видах легкой атлетики).

Группа легкоатлетических прыжков. Спортсменам этой группы присущи такие общие свойства личности, как эмоциональная устойчивость, решительность, склонность к лидерству, высокий уровень самоконтроля поведения. Специфические свойства личности прыгунов высокого класса характеризуются высоким уровнем спортивной мотивации и саморегуляции, способностью произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и вегетативной сферах. Вообще в группе скоростно-силовых видов легкой атлетики (спринт, прыжки, метания) только данный комплекс специфических свойств личности, в который кроме вышеперечисленных свойств везде входит специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, может обеспечить спортсмену возможность взрываться в определенный короткий промежуток времени с максимумом силовых проявлений. Для легкоатлетов — прыгунов характерны ярко выраженный скоростной вариант реализации установочных заданий, чему способствует формирование взрывного типа регуляции эмоционального возбуждения с внутренней психической направленностью в деятельности [4].

Группа легкоатлетических метаний. Общие свойства личности метателей высокого класса характеризуются эмоциональной устойчивостью, решительностью, более низкой тревожностью, чем, например, у прыгунов. Комплекс специфических свойств личности метателя отличается высоким уровнем спортивной мотивации, способностью к регуляции, психической стабильностью в соревновательных условиях, специфической соревновательной эмоциональной устойчивостью. Для атлетов этой группы характерен скоростно-силовой способ решения установочных заданий (с некоторой тенденцией к силовому варианту), со смешанным типом регуляции эмоционального возбуждения и ярко выраженной внутренней психической направленностью в деятельности.

Группа легкоатлетических многоборий. У легкоатлетов-многоборцев высокого класса заметно выражено стремление к доминированию, лидерству их отличает решительность, высокий уровень самоконтроля. Они эмоционально устойчивы в условиях соревнований умеют регулировать свои состояния, психически стабильны, хотя не всегда спортивно мотивированы на всем протяжении двухдневного марафона, что, по — видимому, связанно но с необходимостью, в этом виде легкой атлетики умело распределить силы на все виды многоборья; особенно важное значение приобретают устойчивость эмоций в соревновательной обстановке, способность к регуляции в эмоциональной, двигательной и вегетативной сферах. В легкоатлетических многоборьях разнообразие спортивных дисциплин требует от атлетов проявления некоторых качеств, присущих спринтерам, прыгунам, метателям, стайерам. И все же можно отметить тенденцию к выбору скоростного способа реализации установочных заданий, смешанного типа регуляции эмоционального возбуждения внутренним типом направленности внимания в деятельности.

Таким образом, в процессе многолетней подготовки формируется комплекс специфических психологических качеств высококвалифицированного легкоатлета, включающий общие и специфические свойства личности, оптимальные, индивидуальные способы выполнения эмоциональной регуляции и распределения внимания, способствующие эффективному выполнению спортивной деятельности [5].

Данные исследования особенностей личности и психической саморегуляции спортсменов высокой квалификации в видах леткой атлетики могут быть использованы для составления модельных психологических характеристик, выявления наиболее оптимальных (для деятельности) сочетаний их показателей для сравнения с ними индивидуальных психологических показателей легкоатлетов, оценки их возможностей, разработки путей совершенствования слабых звеньев в психологической подготовленности тренирующихся и т.д.

Литература:

  1. Оразов Ш. Б. Практическая подготовка — фундамент воспитание специалистов в области спорта. //Достояние нации. (Ұлт тағылымы). № 3. — Алматы, 2006. — С.122–123.
  2. Қасымбекова С. И. Научно-педагогические основы формирования физической культуры учащихся молодежи. Дисс. д.п.н.: 13.00.04. -Алматы, 2002.-306 с.
  3. Дмитриев С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005. — 105 с.
  4. Рускаева Н. С. Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис… к.п.н.: 05.02.03. –Алматы, 2003. — 24 с.
  5. Оразов Ш.Б Подготовка специалистов по легкой атлетике и гимнастике. Білім. Образование. № 3(27). — Алматы, 2006. — С.142–144.
Основные термины (генерируются автоматически): специфическое свойство личности, легкая атлетика, эмоциональное возбуждение, высокий класс, эмоциональная устойчивость, высокий уровень, спортивная деятельность, специфическая соревновательная эмоциональная устойчивость, спортивная мотивация, эмоциональная регуляция.


Похожие статьи

Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе

Особенности развития психомоторных реакций в спортивных единоборствах

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Похожие статьи

Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе

Особенности развития психомоторных реакций в спортивных единоборствах

Методические особенности специальной физической подготовки в армрестлинге

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период

Влияние культурно-нравственных ценностей на формирование мотивации педагогической деятельности

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Задать вопрос