В общем развитии детей дошкольного возраста важную роль играет процесс развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук — это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в развитии детей. Научно доказанным является факт, что внимание, координация движений, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, наблюдательность, речь — всё это напрямую связано с мелкой моторикой рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья детей [1].
Проблемой развития мелкой моторики детей занимались такие учёные, как В. П. Бехтеров, В. П. Павлов, А. А. Сеченов, А. А. Ухтомский и др. Данные исследователи указывали исключительную роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [3].
Не менее актуальной на сегодняшний день является проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха. Это связано с тем, что для детей данной категории характерна задержка в развитии двигательной сферы, выражающаяся в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Возможность познания окружающей среды детьми с нарушениями слуха оказывается обедненной, дети, из-за недостаточно развитой моторики часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам, что влияет на их эмоциональное благополучие и самооценку. С течением времени уровень развития сложных координированных движений руки у детей с нарушениями слуха, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности [5].
Эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха являются дидактические игры. Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей указанной категории способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации [7].
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [2].
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент [10].
Дидактические игры являются как бы инсценировкой рифмованных историй, сказок, рассказываемых при помощи пальцев. Многие дидактические игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют игры со строительным материалом, игры с мозаикой, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний и др. [9].
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями [8].
Многообразие видов, форм, конфигураций пирамидок, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать детям новое задание. Мозаика и конструктор способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время дидактической игры с мозаикой дети постоянно манипулируют деталями, проявляют сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Дидактические игры с использованием шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», способствуют развитию речи, развивают творческие способности, усидчивость и т. д. [4].
Дидактические игры в сухом бассейне, во время которых дети ищут мелкие игрушки, погружаясь в наполнитель, позволяют массировать ручки детей, в результате чего их пальцы становятся более чувствительными, а движения — координированными [6].
Дидактические игры с бусинками, во время которых дети нанизывают на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, способствуют совершенствованию координации движения рук, системы «глаз-рука».
Дидактические игры с использованием прищепок развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи [9].
Итак, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, является актуальной психолого-педагогической проблемой. Решение данной проблемы предполагает организацию работы с детьми данной категории по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Эффективным средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха, являются дидактические игры — игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные, словесные.
Литература:
- Абрамова, И. Г. Использование дидактической игры в развитии дошкольника / И. Г. Абрамова. — М., 2000. — 210 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. — М., 2011. — 160 с.
- Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. — М., 2011. — 180 с.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / Автор сост. О. А. Зажигина. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 170 с.
- Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М., 2003. — 210 с.
- Кругликов, В. Н. Дидактические игры в ДОУ / В. Н. Кругликов. — М., 2005. — 180 с.
- Ноткина, Н. А. Развитие произвольных движений / Н. А. Ноткина. — М., 2011. — 320 с.
- Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. — М.: Издательство ЭКСМО, 2007. — 130 с.
- Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. — М., 2006. — 280 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 2009. — 320 с.