Психолого-педагогическая характеристика школьной дезадаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 02.05.2019

Статья просмотрена: 3414 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Е. С. Психолого-педагогическая характеристика школьной дезадаптации / Е. С. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58588/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и факторы, а также выдвинута гипотеза по ее преодолению.

Введение

Современное общество, которое постоянно и стремительно развивается можно характеризовать различными изменениями во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере образования. Школьное образование играет большую роль в жизни каждого индивида. В связи с гуманизацией школьного образования, его главной целью является формирование здоровой, гармонично развитой личности, которая может стать полноценным членом общества. Но, к сожалению, в последнее время возрастает число преступлений, совершенных подростками, снижается интерес подростков к школе, возрастает число детей, имеющих психосоматические заболевания. Все вышеперечисленное является следствием школьной дезадаптации, т. е. неправильно протекающей адаптации, которая в свою очередь, в настоящее время представляет собой актуальную проблему современного общества.

Термин «адаптация» изначально использовалось в биологических науках, для характеристики способности к приспособлению живых организмов к окружающей среде. В дальнейшем это понятие стали применять и по отношению к личности человека и даже коллективному поведению. В научной литературе нет единой трактовки термина «адаптация».

О. В. Позднякова [8] определяет адаптацию как социальный феномен, который проявляется на всех уровнях жизни. Другие авторы рассматривают адаптацию одновременно как процесс приспособления человека к условиям социума, так и результат этого процесса.

Э.Эриксон описывал содержание адаптационного процесса формулой, включающей в себя противоречие, тревогу, защитные реакции организма¸ и завершающим слагаемым процесса является точка бифуркации, в которой возможно достижение индивидом равновесия или формирование конфликта. По Эриксону, конфликт, в качестве одного из возможных результатов взаимодействия личности с окружающей средой, при неблагоприятном разрешении приводит к аномальному развитию личности, т. е. к дезадаптации.

Процесс адаптации, происходящий с человеком, длиться всю жизнь. Один из сложнейших этапов в жизни человека — это поступление в школу. На протяжении всего периода обучения ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям обучения, к новым требованиям и правилам образовательной организации. Процесс адаптации ребенка к школе, как приспособление организма¸ проходит три стадии: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление.

Школьная адаптация тесно связана с социальной адаптацией, которая подразумевает непрерывный процесс приспособления индивида к условиям общества, сопряженный с периодами изменений деятельности индивида [8] Социальная адаптация в в таком случае рассматривается как механизм социализации личности. Социализация в свою очередь направлена на усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта. Механизм социальной адаптации начинает работать в переломный момент, обусловленный возникновением противоречий между требованиями среды и возможностями индивида соответствовать им, что порождает конфликт между личными убеждениями, стремлениями способностями индивида и социальной средой. Такого рода конфликты, по мнению Савиной Л. Н. [9], и сопутствующие им психотравмирующие ситуации могут привести к невротизации личности.

Однако, на самом деле, процесс адаптации детей к школе, все чаще протекает с осложнениями, которые в свою очередь приводят к дезадаптации.

Так по мнению современных исследователей Петровой Е. Ю., Карбанович О.В, Гормина А.С и Каплуновича И. С. и т. д. в последнее время прослеживается тенденция к снижению успеваемости школьников.

Авторы рассматривают неуспеваемость и нарушения поведения как крайнюю степень проявления школьной дезадаптации. Е. Ю. Петрова [7] определяет школьную дезадаптацию как сложное социально-психолого-педагогическое явление, которое рассматривается, с одной стороны, как результат неправильной работы адаптационных функций организма человека, а с другой- как нарушение или отклонение связанное с учебной деятельностью. Автор выделяет такие составляющие школьной дезадаптации, как социально-психологическая дезадаптация, психологическая дезадаптация и учебная дезадаптация.

Дезадаптация в широком смысле понимается как процесс, при котором происходит снижение способности человека к адаптации.

Гормин и Каплунович [3] в основе школьной дезадаптации видят неразрешимый внутренний конфликт ребенка, порожденный противоречивыми требованиями школы и возможностями индивида, что проявляется в его неуспешности в учебной деятельности.

На данный момент существует множество подходов к пониманию феномена школьной дезадаптации. Е. Ю. Петрова [6] выделяет три основных подхода: медико-биологический, социально-психологический и социально-педагогический. Подобного мнения придерживается и О. В. Карбанович [5], которая рассматривает школьную дезадаптацию как собирательное понятие, включающее в себя такие факторы как медико-биологические, психолого-педагогические и социально-средовые факторы. Раскроем более подробно каждый из них.

Первый подход связан с патологическими факторами, вызывающими у ребенка определенные расстройства, снижающие его способность к психологической адаптации. В этом случае школьная дезадаптация может рассматриваться как явление, позволяющее обнаружить как патологию развития, так и уровень его здоровья. В научной литературе, чаще всего к группе риска относятся дети, с задержкой психического развития. Е. А. Харитонова и О. И. Кожинова [10] в своей статье под задержкой психического развития понимают определенное нарушение нормального темпа психического развития. Задержка психического развития проявляется в неспособности ребенка приспособиться к школьной деятельности, выполнять различные задания, принять новые для него нормы поведения, регламентируемые школой. Ребенок с задержкой психического развития продолжает существовать в сфере своих игровых интересов, присущих дошкольному возрасту. Для детей с подобной патологией развития характерна неспособность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Е. А. Харитонова и О. И. Кожинова считают, что все вышеизложенное ослабляет нервную систему ребенка, и приводит к повышению утомляемости и снижению работоспособности.

Второй подход к пониманию школьной дезадаптации, уделяет большое внимание трудностям в обучении, связанным с социальным и личностными аспектами. Школьная дезадаптация проявляется как нарушение взаимодействия между ребенком и школой. К группе риска, в условиях данного подхода, относятся дети, жизнь которых протекает в социально неблагополучных условиях. Например дети-сироты, дети из малоимущих семей, дети, ставшие жертвами насилия и т. д.

Учащиеся. у которых прослеживается несформированность предпосылок школьной деятельности, которые имеют нарушения работоспособности, для которых характерны эмоциональные расстройства, нарушения поведения, гиперактивность, составляют группу риска в рамках третьего подхода.

В такой трактовке школьную дезадаптацию можно рассматривать, как составную часть социальной адаптации и отражает комплекс неадекватных приспособленческих реакций, ведущих к различным нарушениям.

Большое количество различных подходов к определению понятия школьной дезадаптации, потребовало их классификации. Так, например, Т. Д. Молодцова [6] выделяет четыре вида школьной дезадаптации: патогенную, психологическую, социально-психологическую и социальную.

Патогенная дезадаптация понимается как определенное психическое состояние, которое обусловлено поражением центральной нервной системы, и может быть как устойчивой, так и иметь пограничный характер. Проявление патогенной дезадаптации может быть выражено в неврозах, психопатиях, истериях и соматических нарушениях.

Психологическая дезадаптация связана с различными внутренними нарушениями, которые оказывают пагубное влияние на личность, приводят к стрессу, но не отражаются на поведении индивида Данный вид дезадаптации проявляется в виде различных фобий, нарушений ценностей, нарушений направленности личности и самооценки.

Третий вид дезадаптации. Социально-психологическая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями индивида и проявляется в грубости, недисциплинированности, конфликтности и неуспеваемости.

Социальная дезадаптация в классификации Т. Д. Молодцовой подразумевает нарушение процесса социализации, что приводит к асоциальному поведению детей, употреблению ненормативной лексики, употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, нарушению норма права и морали.

Если приведенная Т. Д. Молодцовой классификация школьной дезадаптации в большей степени выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты школьной дезадаптации на поведенческие характеристики ребенка в обществе, то классификация Н. В. Вострокнутова [1] в большей степени затрагивает аспекты адаптации, проявляющиеся в образовательном процессе.

Когнитивный компонент характеризует недостаток образовательных навыков, знаний, а также постоянную неуспеваемость. Проявления, связанные с нарушениями отношения к процессу обучения, к педагогическому составу, составляют эмоциональный компонент школьной дезадаптации. Поведенческий компонент проявляется в нарушении дисциплины, школьном «вандализме» и несоблюдении правил внутреннего распорядка образовательной организации.

Более обобщенную модель школьной дезадаптации можно увидеть в классификации Дорожевец Т.В [4], которая рассматривает академическую, социальную и личностную адаптацию/дезадаптацию.

Так, если академическая дезадаптация отражает уровень овладения ребенком правил поведения в школе, уровень его принятия требований и темпа учебной деятельности, то социальная дезадаптация показывает способность и умение ребенка разрешать отдельные проблемы межличностного характера, демонстрирует насколько ребенок принят обществом, т. е. коллективом одноклассников.

Проявление личностной дезадаптации/адаптации заключается в соответствующей самооценке, уровне притязаний и стремлении к самосовершенствованию.

Школьная дезадаптация может проявляться на нескольких уровнях: педагогическом, психологическом и физиологическом.

Педагогический уровень школьной дезадаптации является самым очевидным для педагога. Его проявление отражается в проблемах ребенка в учебной деятельности, которые могут перерасти в пробелы в знаниях, что в дальнейшем приводит к отставанию ребенка по предмету или даже нескольким предметам. Все это приводит к неуспеваемости и в крайнем случае может спровоцировать полный отказ от учебной деятельности.

Проблемы в учебной деятельности способствуют появлению у ребенка чувства тревожности, а также могут являться причиной возникновения напряжения в отношениях между ребенком и взрослыми, как учителями, так и родителями. При неблагоприятном развитии напряжение в отношениях перерастают в смысловые барьеры. В словаре Головина С. Ю. [2] смысловой барьер — это возникающие в ходе общение непонимание между людьми, которое является следствием разного смыслового значения, того или иного события, для участников данного общения. Подобные смысловые барьеры часто возникают между учителями и учениками, в случае если ребенок получил неудовлетворительную оценку. Учитель, оценивая результат работы, таким образом пытается стимулировать ребенка работать лучше, но для ребенка имеет значение то, что он старался, то, сколько сил потратил на выполнение задания, а не правильность его выполнения. В связи с этим ребенок считает такую оценку несправедливой, и неудовлетворительная оценка уже не имеет никакой мотивационной силы. Следующей фазой проявления педагогического уровня дезадаптации является появление конфликтов, порой систематических, которые связаны с неуспешностью учебной деятельности ребенка. Крайней формой проявления является разрыв лично-значимых отношений.

Ребенок не может не реагировать на свою неуспеваемость, на проблемы в отношениях со взрослыми, все это накладывает на него отпечаток, оказывает негативное влияние на формирование характера, жизненных установок, переходят на психологический уровень, который является более глубоким в контексте индивидуальной организации ребенка.

Дети с дезадаптацией, находящейся на психологическом уровне, замкнуты, плаксивы, любые действия, связанные с учебной деятельностью, вызывают у них чувство незащищенности, тревоги. В общении с одноклассниками стараются держаться рядом, но не взаимодействовать, т. е. не вступать в контакт.

Психологический уровень дезадаптации можно условно разделить на три этапа. На первом этапе ребенок старается по мере своих возможностей изменить сложившуюся ситуацию, но если в ходе прилагаемых усилий он наблюдает их тщетность, происходит запуск механизмов самосохранения, т. е. организм ребенка на инстинктивном уровне предохраняет себя как от больших нагрузок, которые являются для него непосильными, так и от тех, которые соответствуют уровню его возможностей. Благодаря работе механизма самозащиты ребенок перестает относиться к учебной деятельности как к личностно значимой, в результате чего снижается уровень тревожности и первоначального напряжения. На втором этапе новые установки начинают активно проявляться и закрепляться. Третий этап связан с работой психозащитных реакций, а также с проявлением асоциального поведения, проявляющегося в нарушении правил образовательной организации, как способа самоутверждения в качестве альтернативы потребности в успехе. На завершающем этапе ребенок выражает протест против своего положения в окружающем обществе, такие протесты могут быть как активными так и пассивными.

После психологического уровня дезадаптация переходит на последний уровень, физиологический, характеризующийся появлением различных заболеваний, первопричина которых заключается в неуспешности в учебной деятельности.

Развитию школьной дезадаптации могут способствовать различные факторы, которые принято разделять на пять групп.

Первая группа — биологические или соматические факторы, подразумевают ослабленность организма ребенка, расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью или эмоциональной неустойчивостью. В эту же группу входят дефекты речи, слуха, зрения, минимальные мозговые дисфункции, а также различные астенические синдромы. Проведя анализ, включенных в данную группу факторов, можно сделать вывод, что все они связаны с врожденными нарушениями, влияющими на поведение индивида в социальной среде.

Следующую группу факторов составляют различные патологии в психическом развитии ребенка.

К социально-средовым факторам относят перемены в составе семьи, стрессовые ситуации в повседневной жизни, влияние асоциальных групп, неправильный, формальный подход к воспитанию детей со стороны родителей.

Педагогические факторы развития школьной дезадаптации представляют комплекс проблем, к которым относятся: перегруженность учебного процесса, грубое или оскорбительное отношение учителя, сложный и конфликтный характер внутрисемейных отношений, которые формируются на фоне учебной неуспешности ребенка.

К психологическим факторам относят недостаточное развитие мотивационной и интеллектуальной сферы, несформированность эмоционально-волевой сферы, отдельных учебных навыков или умений, а также, неадекватные взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Если углубляться в анализ причин, тех или иных факторов школьной дезадаптации, то можно сделать вывод, что все вышеперечисленные факторы имеют две большие причины: врожденные патологии и нарушения, связанные с неправильным педагогическим воздействием.

Заключение

Итак, исходя из анализа научной литературы, можно сказать, что школьная дезадаптация — это сложное явление, которое препятствует нормальному развитию личности. Проведя анализ причин школьной дезадаптации, можно прийти к выводу, что преодолеть данный феномен можно путем создания в каждой образовательной организации психолого-педагогической службы, которая сможет обеспечить психологическую помощь учащимся, вовремя диагностировать и корректировать проявляющиеся симптомы школьной дезадаптации, а также проводить просветительскую работу с родителями и учителями для повышения уровня их психологической компетентности.

Литература:

  1. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. //В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.
  2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога-
  3. Гормин А. С. Каплунович С. И. Программа «коррекция школьной дезадаптации»и ее реализация в муниципальной системе образования. //Человек и образование -2007
  4. Дорожевец Т. В. Изучение школьной дезадаптации.
  5. Карбанович О. В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации // Вестник Брянского государственного университета.-2012
  6. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации.// Концепт -2013
  7. Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления.//Вестник Томского педагогического института.-2012
  8. Позднякова О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности.//Социально-экономические явления и процессы.-2011
  9. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников// Известия Пензенского государственного педагогического университета им В. Г. Белинского. — 2009
  10. Харитонова Е. А., Кожина О. И. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития//Перспективы науки и образования — 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная дезадаптация, учебная деятельность, ребенок, психическое развитие, образовательная организация, социальная адаптация, группа риска, нарушение, научная литература, психологический уровень.


Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана)

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогических конфликтов в школьном образовании, в том числе их особенности, причины их возникновения, их проблематика, стороны, участвующие в конфликтах, их интересы, способы разрешения педагогических кон...

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Морально-психологические аспекты коллаборационизма

В статье рассматриваются явления и процессы, побуждающие человека идти на сговор и сотрудничество с врагом во время военных действий, а также дается попытка анализа некоторых видов коллаборационизма, предпринимается попытка их осмысления и толкования...

Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы

В статье рассматривается аттракция как социально-психологический феномен и факторы, влияющие на ее формирование. Приведены результаты теоретических и научно-практических исследований величины пространственной близости, а также свойств объекта симпати...

Проблемы социальной адаптации молодежи

В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации молодежи, меры, принимаемые для их разрешения, риски, характерные для современного российского общества, а также предлагаются новые способы преодоления трудностей при социализации...

Психологические аспекты феномена профессиональной деформации

В статье освещены различные понятия профессиональной деформации, данные разными авторами; рассмотрены исследования феномена профессиональной деформации, начиная с XX века; выделены типы профессиональных деформаций, а также различные детерминанты их в...

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Похожие статьи

Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования толерантности у младших школьников средствами детского клуба в условиях инклюзивной практики; раскрывается сущность понятия «толерантность» и ее основные компоненты; определяются критерии тол...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана)

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогических конфликтов в школьном образовании, в том числе их особенности, причины их возникновения, их проблематика, стороны, участвующие в конфликтах, их интересы, способы разрешения педагогических кон...

Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи

В статье рассматривается структура и специфика социологии, а также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

Морально-психологические аспекты коллаборационизма

В статье рассматриваются явления и процессы, побуждающие человека идти на сговор и сотрудничество с врагом во время военных действий, а также дается попытка анализа некоторых видов коллаборационизма, предпринимается попытка их осмысления и толкования...

Межличностная аттракция и ее детерминирующие факторы

В статье рассматривается аттракция как социально-психологический феномен и факторы, влияющие на ее формирование. Приведены результаты теоретических и научно-практических исследований величины пространственной близости, а также свойств объекта симпати...

Проблемы социальной адаптации молодежи

В данной статье рассматриваются основные проблемы социальной адаптации молодежи, меры, принимаемые для их разрешения, риски, характерные для современного российского общества, а также предлагаются новые способы преодоления трудностей при социализации...

Психологические аспекты феномена профессиональной деформации

В статье освещены различные понятия профессиональной деформации, данные разными авторами; рассмотрены исследования феномена профессиональной деформации, начиная с XX века; выделены типы профессиональных деформаций, а также различные детерминанты их в...

Понятие юридического лица: современные подходы и концепции

В статье рассматривается понятие юридического лица, проблемы в данной сфере на современном этапе, а также предлагаются пути решения выявленных проблем.

Психологические основы педагогического такта учителя

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимоотношения учителя с учащимися с соблюдением педагогического такта. А также раскрыты различные формы его проявления.

Задать вопрос