Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, педагоги и общественные деятели прошлого времени (Т. Мор, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др. — в Западной Европе; М. В. Ломоносов, И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др. — в России), важное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.
У человека, с самого раннего возраста, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.
Проанализировав различные литературные источники, мы определили, что фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Одной из сторон коррекции ФФНР является развитие фонематических процессов.
Следует предположить, что развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР возможно с помощью дидактической игры. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического восприятия.
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н. К. Крупская, — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». [1; 478]
В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого — одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность. [2]
В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учетом принципа «от простого к сложному».
1 этап работы. Узнавание неречевых звуков.
2 этап работы. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.
3 этап работы. Различение слов близких по своему звуковому составу.
4 этап работы. Дифференциация слогов. Постепенно в течении этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.
5 этап работы. Дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.
6 этап работы. Развитие навыков элементарного звукового анализа, затем — сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).
Использование игр и игровых упражнений по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. [3]
Мною было проведено обследование на базе МДОБУ детский сад № 17 «Жемчужинка», комбинированного вида. В исследовании участвовала 2 группы детей, состоящая из 20 ребят старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В ходе проведения обследования в двух группах было выявлено, что у исследуемых детей 0 % имеющих высокий уровень фонематического развития. Средний уровень развития фонематического восприятия имеет всего 40 % детей. Большинство детей имеют низкий уровень развития фонематического восприятия, это составляет 60 % детей.
После проведения коррекционной работы в экспериментальной группе показатели увеличились. Во второй группе не проводились коррекционные занятия — уровень развития фонематических процессов остался на прежнем уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что для улучшения развития фонематических процессов необходимо проведение коррекционных занятий. А так ка в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка, то всю коррекционную работу стоит преподносить как игру.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Литература:
- Селиверствов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. // Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т.2. /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Силеверстова. — М.,1997.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.// Книга для воспитателя детского сада. Изд.2-е. — М.,1991.
- Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак. пед. институтов — М.