Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья проходит неравномерно и отстает по срокам формирования. Такие учащиеся имеют трудности восприятия информации на обычных занятиях, так как в большинстве своем материал дается аудиально, то есть задействуется слуховой сенсорный канал. При этом они, как правило, имеют низкий словарный запас, от этого испытывают трудности понимания некоторых слов (доступных пониманию сверстников), логико-грамматических конструкций, что в свою очередь затрудняет освоение получаемой информации.
В современном информационно-техническом мире общество сенсорно перегружено, однако эта перегрузка носит бессистемный, бесконтрольный, а часто и однобокий характер. Большинство младших школьников много сидят перед экранами гаджетов, при этом мало двигаются. В связи с этим задача психолога целенаправленно и разносторонне развивать восприятие сенсорных ощущений.
Совершенствование разносторонних ощущений ребенка обеспечивает полноценное умственное развитие, поскольку информация об окружающем мире поступает в мозг через каналы восприятия.
В своей работе психолог стремится компенсировать недостаток у детей системной сенсорной нагрузки. Для этого он выстраивает занятия таким образом, чтобы задействовать разные сенсорные системы. Ниже предложенные методы помогают достичь этой цели.
Развитие слухового восприятия
Упражнение «Найди два одинаковых звука»
Пустые непрозрачные яйца из киндер-сюрприза (желательно одного цвета) наполняются различными крупами и другими сухими продуктами (рис, гречка, манка, пшеничная крупа, горох, соль, чай, кофе, гвоздика). Каждый продукт в одинаковом объеме засыпается в два яйца, затем швы стыка склеиваются скотчем. Перед учениками вперемешку предъявляются все наполненные яйца. Им надо на слух найти пару каждому яйцу. [2]
Упражнение «Отгадай предмет на слух»
Педагог выкладывает перед детьми различные предметы: ножницы, бумага, карандаш, канцелярский зажим, скотч, степлер, файл, канцелярская резинка, вата, баночка с крышкой, книга (блокнот или тетрадь). Дети запоминают разложенные предметы, затем закрывают глаза, а педагог в это время производит различные движения с одним из предметов (имитирует движения ножницами, мнет или рвет бумагу, рисует на бумаге карандашом, шелестит файлом, откручивает крышку, перелистывает книгу, растягивает и отпускает резинку и т. д.) и кладет на место. Дети открывают глаза и отгадывают, с каким из предметов производилась манипуляция.
Упражнение «Повтори звук»
Педагог воспроизводит серии ударов по поверхности стола, разделяя их короткими и длинными паузами, адети повторяют вслед за ним. Серии можно удлинять и усложнять по структуре. Образцы ритмов:
№ 1 — II I
№ 2 — III II, III II
№ 3 — III I, III I, II
№ 4 –III II I, III II, III II
Упражнение «Громко-тихо»
Психолог включает музыку и периодически меняет громкость с тихой на громкую и наоборот. Когда музыка звучит тихо, школьники ходят на цыпочках, когда громко — топают ногами.
Упражнение «Высокий и низкий звук»
Ученикам предлагают послушать звук музыкального инструмента и отреагировать на высокий подниманием рук, на низкий — их опусканием.
Упражнение «Кто сказал?»
Один ребенок становится спиной к остальным. Кто-то из группы по молчаливому указанию психолога должен сказать короткую фразу измененным голосом. Стоящий спиной ученик отгадывает, чей голос прозвучал. Попыток угадать может быть две-три в зависимости от количества участников. Независимо от результата узнавания детей меняют, чтобы каждый побывал в роли угадывающего. [1]
Развитие тактильного восприятия
Упражнение «Узнай на ощупь»
Первый вариант. Взрослый дает ребенку с закрытыми глазами в руки какой-нибудь предмет. Ему необходимо на ощупь определить этот предмет и назвать его.
Второй вариант. Детям с закрытыми глазами дают ощупывать вырезанные из картона разной формы фигуры, а затем рисовать их по памяти.
Упражнение «Найди пару»
Предварительно подготовьте два набора: наклейте на одинаковые дощечки ткани различной фактуры (можно прибить ткань строительным степлером на кромке и торце дощечки). Перед ребенком выложите один набор, а со второго предъявите ему с закрытыми глазами одну дощечку с любой поверхностью. Его задача найти на ощупь дощечку с такой же тканью из первого набора. После того как ребенок правильно нашел пару, откладываем ее в сторону и предъявляем следующую дощечку со второго набора.
Упражнение «Собери фигуру»
Педагог дает ученикам квадрат, разделенный на части. Им необходимо его собрать. После того как дети собрали, независимо от выполнения показывается схема-образец. Теперь нужно разобрать собранные детали квадрата и собрать его с закрытыми глазами. То же самое следует выполнить с кругом и треугольником. После выполнения всех заданий у детей спрашивают: «Какую из трех фигур вам было легче собрать?». [3]
Упражнение «Отгадай букву/цифру»
Ребенку пальцем на спине пишут букву или цифру, которую он должен отгадать по ощущениям.
Упражнение «Поглаживание»
Ребенок ложиться на коврик, закрывает глаза. Остальные дети садятся вокруг него и гладят его тело одну-две минуты. Затем ложится следующий и так до тех пор, пока каждый не побывает на месте лежачего. В конце проводится рефлексия: «Какие ощущения возникали во время поглаживания?»
Развитие кинестетического восприятия
Упражнение «Слепой и поводырь»
Дети разбиваются по парам, один из пары закрывает глаза (становится слепым), второй (поводырь) ведет напарника за руку по кабинету, в котором в разных местах расставлены предметы мебели. После того как дети обошли комнату и вернулись на исходное место слепой и поводырь меняются ролями. После выполнения упражнения детям задаются вопросы: «В роли кого больше понравилось быть?», «Был ли чутким к тебе напарник, когда водил тебя?», «Какие ощущения у тебя возникали, когда ты был слепым?»
Упражнение «Сиамские близнецы»
Детив парах становятся плечом к плечу, нога к ноге, им привязывают соприкасающиеся руки и ноги. В таком слиянии им надо выполнить различные движения: пройтись, наклонится, присесть-встать, что-то взять, развернуться и т. п.
Упражнение «Зеркало».
Один ребенок становится перед остальными и показывает какие-нибудь движения, остальные как бы смотрят в зеркало и повторяют за ним движения. Затем выходят по очереди другие. Если детей много они могут выполнять это упражнение в парах, попеременно меняясь ролями по хлопку ведущего. [5]
Упражнение «Перекрестный шаг»
Дети выполняют перекрестные координационные упражнения, одновременно касаясь правым локтем левого колена, затем левым локтем — правого. Упражнение можно выполнять лежа на ковре.
Упражнение «Шалтай-Болтай».
Дети поворачивают туловище вправо-влево, при этом руки болтаются абсолютно свободно, как у тряпичной куклы. Упражнение выполняется непрерывно 1–2 минуты.
Развитие зрительного восприятия
Упражнение «Отгадай по контуру»
Разные предметы обвести по контуру на ватмане и расставить их по классу. Ученики должны отыскать предметы, подходящие к соответствующим контурам и положить их сверху.
Задание «Назови отличия»
Детям предъявляют две одинаковые на первый взгляд картинки, которые имеют несколько отличий. Им нужно за 1–2 минуты найти эти отличия. [3]
Задание «Составь фигуру».
Из разрезанных геометрических фигур дети составляют заданный образец. Можно усложнить задание, давая образец в уменьшенном виде; геометрических фигур может быть больше, чем необходимо; можно предложить составить собственную фигуру из большого набора геометрических фигур. [4]
Задание «Срисуй фигуры точно»
Дети как можно точнее срисовывают фигуры с образца. [2]
Задание «Найди похожие предметы»
Педагог предлагает найти в комнате предметы схожие по форме; по фигуре; по цвету; по размеру; по материалу.
Упражнение «Наложенные изображения»
Ученикам предъявляют контурные изображения (букв, цифр, предметов, геометрических фигур), наложенных друг на друга. Необходимо внимательно рассмотреть и назвать все изображения.
Данный комплекс упражнений помогает развить восприятие и осознание сенсорных ощущений, повысить интерес к занятиям, улучшить познавательные процессы (память, внимание, мышление).
Литература:
- Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей в специальных коррекционно образовательных учреждениях: [учеб. пособие] / М.: Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2013. — 96 с.
- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). — М.: «Ось-89», 2006
- Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 130 с.
- Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий /авт.-сот. О. Н. Рудякова. –Изд.2-е, испр. — Волгоград: Учитель. — 89 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 240 с.