Статья посвящена такому понятию, как «культура», которая отражается во всех сторонах человеческой жизни. Авторы подчеркивают важность культуры, формирующей ценностные ориентиры человека. В исследовании рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации и необходимости толерантного отношения к моделям поведения других народов.
Ключевые слова: культура, общепризнанные ценности, культурная идентичность, культурные различия, ценностная ориентация человека, межкультурность, межкультурная коммуникация
The article is devoted to such a concept as «culture», which is reflected in all aspects of human life. The authors emphasize the importance of culture, which forms the value orientations of a person. The issues of intercultural communication and the need for a tolerant attitude towards the behaviors of other peoples are studied in the research.
Key words: culture, universally recognized values, cultural identity, culturaldifferences, value orientation of a person,cross-culture, intercultural communication.
Культура — возделывание души человека.
Цицерон
Слово «культура» используется довольно часто. Значение этого понятия варьируется в зависимости от контекста и пользователя. Единого общепринятого определения культуры не существует. Духовные науки определяют культуру как «совокупность реальных объектов, к которым присоединены общепризнанные ценности или конструкции, построенные ими, и которые культивируются в отношении ценностей».
В культурной антропологии культуру по существу следует понимать как «систему понятий, установок, убеждений, ценностных ориентаций, которые становятся видимыми в поведении и действиях людей, а также в их духовных и материальных продуктах».
Культура олицетворяет собой то, как люди живут и что они создают для себя и своего мира.
Американский антрополог Брислин определяет культуру как «определенную группу людей с общими убеждениями и опытом и с ценностями, которые связаны с этим опытом, а также с интересом к общему историческому фону». Согласно этому определению Брислина, камерунцы, немцы, французы, англичане и т. д. представляют свою отдельную собственную культуру, которая является основой общей национальной культуры.
На каждого человека оказывает решающее влияние собственная пространственная культура, в которой он растет. Культуры могут отличаться различными структурными признаками, таким как язык, мышление, восприятие, пространственный опыт, ценностные ориентации, невербальное общение, опыт, модели поведения (обычаи, нормы, роли), а также социальные группы и отношения, которые формируют специфический профиль культуры.
Структурные особенности понимаются как «компоненты, которые функционально связаны друг с другом и находят свое значение только в общем контексте, в структуре целого».
Культура формирует идентичность людей, поэтому здесь говорят о культурной идентичности, которая не воспринимается индивидуально, а в совокупности. Толерантное отношение к культурному многообразию в первую очередь позволяет воспринимать культурную идентичность.
Культура и культурная самобытность призваны к диалогу, который может привести к признанию, пониманию и принятию культурных различий.
Попытки толерантного межкультурного общения проходят в рамках доминирующих систем власти и зависимости. Этнология понимает власть как «осуществление власти центральными институтами, а также как элемент социальных отношений между старыми и молодыми, незнакомцами и членами группы, мужчинами и женщинами, больными и здоровыми». Власть формирует отношения между и внутри групп субкультур.
Ценности в смысле отношений — это представления, которые являются явными или неявными для отдельного лица или группы лиц и которые влияют на выбор способов, средств и целей действий. Культура формирует ценностную ориентацию человека.
Культурные ценности передаются людям через процессы социализации, такие как семья, детский сад, школа и университет, на работе, в друзьях и в партнерстве. В ходе этой социализации, особенно в детстве, в первичной социализации, человек приобретает определенные модели мышления, чувств и действий, которые описываются как ценностная культура и отношения.
В то время как «межкультурность (или маргинальность)» относится к процессу и динамике совместной жизни, «мультикультурализм» является прежде всего социальной организационной структурой. Межкультурность понимается как «принятие норм и ценностей в структуре мотивов, воли и действий людей, которые, таким образом, становятся частью личности».
Это определение межкультурности, полученное в результате изучения других культур, требует межкультурной ответственности. Если межкультурность в организационных структурах выражена слабо, то члены этих организаций будут всего лишь сосуществовать друг с другом. Поэтому международные компании стимулируют своих сотрудников на изучение других культур с целью приобретения международного опыта.
Чем более выражена межкультурность, тем больше вероятность сотрудничества, что приведет к положительным последствиям на индивидуальном, командном и групповом уровнях.
В этом аспекте можно выделить три варианта мультикультурализма:
− этноплюралистический апартеид
− маргинальное существование этнических меньшинств в контексте культурной гегемонии
− децентрированные общества (общества без культурного центра)
Для установления межкультурного взаимодействия в многонациональной рабочей группе заинтересованные стороны должны соответствовать определенным требованиям: профессиональная квалификация, лидерские, управленческие и коммуникативные навыки, независимость, решимость, гибкость, способность к обучению и адаптивность, толерантность, умственная и физическая устойчивость, социальные навыки и владение иностранным языком и т. д.
Проблема отношения языка и культуры беспокоила многих лингвистов и философов с древних времен. С одной стороны, культура кажется всеобъемлющей, она пронизывает почти каждый аспект человеческой жизни, включая языки людей. С другой стороны, когда людям нужно делиться культурой, они общаются посредством языка.
Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны. Поскольку язык и культура переплетаются друг с другом, изучение языка не может быть отделено от изучения культуры. Незнание и непонимание культуры других народов может привести к недопониманию или даже конфликту. В Индии, например, если Вас (мужчину) после переговоров индиец нежно берет за руку и ведет в хороший ресторан, то он хочет этим показать, что переговоры проходят успешно и закончатся хорошо. Для европейца такая прогулка за руку с мужчиной может означать совсем другое.
Если для немца важно смотреть собеседнику в глаза, потому что это означает доверие, то британец будет стараться отвести глаза во время разговора, что может быть неправильно понято, если не знать, что у британцев другая модель поведения.
Данные примеры являются подтверждением того, что главная функция культуры — гуманистическая. Она облагораживает человека, делает его личностью, воспитывает такие черты, как милосердие, альтруизм, любовь и терпимость к людям и другим народам. Культура является показателем духовного богатства общества, аккумулирует опыт, накопленный человеческим разумом.
Литература:
- Белик, А. Культурология. Антропологические теории культур / А. Белик. — СПб., 1999.
- Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М., 1996.
- Культурология. ХХ век. Словарь. — СПб. 1997.
- Brislin, R. W., Cushner, K., Cherrie, C., Yong, M. Intercultural interactions: A practical guide, 1986, Beverly Hills, CA: Sage.