Культура как основа социальных норм и ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 1763 раза

Библиографическое описание:

Колесникова, Т. И. Культура как основа социальных норм и ценностей / Т. И. Колесникова, Н. В. Долганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58618/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена такому понятию, как «культура», которая отражается во всех сторонах человеческой жизни. Авторы подчеркивают важность культуры, формирующей ценностные ориентиры человека. В исследовании рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации и необходимости толерантного отношения к моделям поведения других народов.

Ключевые слова: культура, общепризнанные ценности, культурная идентичность, культурные различия, ценностная ориентация человека, межкультурность, межкультурная коммуникация

The article is devoted to such a concept as «culture», which is reflected in all aspects of human life. The authors emphasize the importance of culture, which forms the value orientations of a person. The issues of intercultural communication and the need for a tolerant attitude towards the behaviors of other peoples are studied in the research.

Key words: culture, universally recognized values, cultural identity, culturaldifferences, value orientation of a person,cross-culture, intercultural communication.

Культура — возделывание души человека.

Цицерон

Слово «культура» используется довольно часто. Значение этого понятия варьируется в зависимости от контекста и пользователя. Единого общепринятого определения культуры не существует. Духовные науки определяют культуру как «совокупность реальных объектов, к которым присоединены общепризнанные ценности или конструкции, построенные ими, и которые культивируются в отношении ценностей».

В культурной антропологии культуру по существу следует понимать как «систему понятий, установок, убеждений, ценностных ориентаций, которые становятся видимыми в поведении и действиях людей, а также в их духовных и материальных продуктах».

Культура олицетворяет собой то, как люди живут и что они создают для себя и своего мира.

Американский антрополог Брислин определяет культуру как «определенную группу людей с общими убеждениями и опытом и с ценностями, которые связаны с этим опытом, а также с интересом к общему историческому фону». Согласно этому определению Брислина, камерунцы, немцы, французы, англичане и т. д. представляют свою отдельную собственную культуру, которая является основой общей национальной культуры.

На каждого человека оказывает решающее влияние собственная пространственная культура, в которой он растет. Культуры могут отличаться различными структурными признаками, таким как язык, мышление, восприятие, пространственный опыт, ценностные ориентации, невербальное общение, опыт, модели поведения (обычаи, нормы, роли), а также социальные группы и отношения, которые формируют специфический профиль культуры.

Структурные особенности понимаются как «компоненты, которые функционально связаны друг с другом и находят свое значение только в общем контексте, в структуре целого».

Культура формирует идентичность людей, поэтому здесь говорят о культурной идентичности, которая не воспринимается индивидуально, а в совокупности. Толерантное отношение к культурному многообразию в первую очередь позволяет воспринимать культурную идентичность.

Культура и культурная самобытность призваны к диалогу, который может привести к признанию, пониманию и принятию культурных различий.

Попытки толерантного межкультурного общения проходят в рамках доминирующих систем власти и зависимости. Этнология понимает власть как «осуществление власти центральными институтами, а также как элемент социальных отношений между старыми и молодыми, незнакомцами и членами группы, мужчинами и женщинами, больными и здоровыми». Власть формирует отношения между и внутри групп субкультур.

Ценности в смысле отношений — это представления, которые являются явными или неявными для отдельного лица или группы лиц и которые влияют на выбор способов, средств и целей действий. Культура формирует ценностную ориентацию человека.

Культурные ценности передаются людям через процессы социализации, такие как семья, детский сад, школа и университет, на работе, в друзьях и в партнерстве. В ходе этой социализации, особенно в детстве, в первичной социализации, человек приобретает определенные модели мышления, чувств и действий, которые описываются как ценностная культура и отношения.

В то время как «межкультурность (или маргинальность)» относится к процессу и динамике совместной жизни, «мультикультурализм» является прежде всего социальной организационной структурой. Межкультурность понимается как «принятие норм и ценностей в структуре мотивов, воли и действий людей, которые, таким образом, становятся частью личности».

Это определение межкультурности, полученное в результате изучения других культур, требует межкультурной ответственности. Если межкультурность в организационных структурах выражена слабо, то члены этих организаций будут всего лишь сосуществовать друг с другом. Поэтому международные компании стимулируют своих сотрудников на изучение других культур с целью приобретения международного опыта.

Чем более выражена межкультурность, тем больше вероятность сотрудничества, что приведет к положительным последствиям на индивидуальном, командном и групповом уровнях.

В этом аспекте можно выделить три варианта мультикультурализма:

− этноплюралистический апартеид

− маргинальное существование этнических меньшинств в контексте культурной гегемонии

− децентрированные общества (общества без культурного центра)

Для установления межкультурного взаимодействия в многонациональной рабочей группе заинтересованные стороны должны соответствовать определенным требованиям: профессиональная квалификация, лидерские, управленческие и коммуникативные навыки, независимость, решимость, гибкость, способность к обучению и адаптивность, толерантность, умственная и физическая устойчивость, социальные навыки и владение иностранным языком и т. д.

Проблема отношения языка и культуры беспокоила многих лингвистов и философов с древних времен. С одной стороны, культура кажется всеобъемлющей, она пронизывает почти каждый аспект человеческой жизни, включая языки людей. С другой стороны, когда людям нужно делиться культурой, они общаются посредством языка.

Люди разных культур могут понимать друг друга, хотя они говорят на разных языках и имеют разные мировоззрения, потому что многие основные понятия универсальны. Поскольку язык и культура переплетаются друг с другом, изучение языка не может быть отделено от изучения культуры. Незнание и непонимание культуры других народов может привести к недопониманию или даже конфликту. В Индии, например, если Вас (мужчину) после переговоров индиец нежно берет за руку и ведет в хороший ресторан, то он хочет этим показать, что переговоры проходят успешно и закончатся хорошо. Для европейца такая прогулка за руку с мужчиной может означать совсем другое.

Если для немца важно смотреть собеседнику в глаза, потому что это означает доверие, то британец будет стараться отвести глаза во время разговора, что может быть неправильно понято, если не знать, что у британцев другая модель поведения.

Данные примеры являются подтверждением того, что главная функция культуры — гуманистическая. Она облагораживает человека, делает его личностью, воспитывает такие черты, как милосердие, альтруизм, любовь и терпимость к людям и другим народам. Культура является показателем духовного богатства общества, аккумулирует опыт, накопленный человеческим разумом.

Литература:

  1. Белик, А. Культурология. Антропологические теории культур / А. Белик. — СПб., 1999.
  2. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М., 1996.
  3. Культурология. ХХ век. Словарь. — СПб. 1997.
  4. Brislin, R. W., Cushner, K., Cherrie, C., Yong, M. Intercultural interactions: A practical guide, 1986, Beverly Hills, CA: Sage.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная идентичность, модель поведения, действие людей, межкультурная коммуникация, межкультурность, толерантное отношение, ценностная ориентация человека, ценность, человеческая жизнь.


Ключевые слова

межкультурная коммуникация, культура, культурная идентичность, Культурные различия, общепризнанные ценности, ценностная ориентация человека, межкультурность

Похожие статьи

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Синтезирующая роль языка и культуры в формировании коммуникативной среды

В данной статье рассматривается роль и значение как лингвистических знаний, так и культурологических в процессе формирования межкультурной коммуникативной среды, а также выявляются причины, способные привести к конфликтным ситуациям в межкультурном о...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Английский язык как эффективное средство межкультурной коммуникации

Описывается проблема межкультурного взаимодействия. Изучаются типы межкультурной коммуникации, ее главные формы и задачи. Делается акцент на значении английского языка в современной практике международного общения, подчеркивается важная роль этически...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Национальные культуры в контексте всемирной глобализации

Статья посвящена проблеме всемирной глобализации и идентичности отдельных государств. Глобализация рассматривается, как необратимый процесс, имеющий мировое значение, а национальные культуры отдельных государств рассматриваются с позиции факторов, сп...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Похожие статьи

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Синтезирующая роль языка и культуры в формировании коммуникативной среды

В данной статье рассматривается роль и значение как лингвистических знаний, так и культурологических в процессе формирования межкультурной коммуникативной среды, а также выявляются причины, способные привести к конфликтным ситуациям в межкультурном о...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Английский язык как эффективное средство межкультурной коммуникации

Описывается проблема межкультурного взаимодействия. Изучаются типы межкультурной коммуникации, ее главные формы и задачи. Делается акцент на значении английского языка в современной практике международного общения, подчеркивается важная роль этически...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Национальные культуры в контексте всемирной глобализации

Статья посвящена проблеме всемирной глобализации и идентичности отдельных государств. Глобализация рассматривается, как необратимый процесс, имеющий мировое значение, а национальные культуры отдельных государств рассматриваются с позиции факторов, сп...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Задать вопрос