В статье акцентируется внимание на разграничение ответственности между потребителем и управляющей компанией за соблюдение правил эксплуатации индивидуальных приборов учета. Формулируется вывод о необходимости нормативного закрепления обязанности поставщиков коммунальных услуг уведомлять потребителя о необходимости проведения поверки приборов учета, путем направления уведомлений установленной формы.
Ключевые слова: поверка приборов учета, коммунальные услуг, управляющая компания, потребитель.
На сегодняшний день вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг, являются одними из самых многочисленных и затрагивают интересы каждого. Актуальность данного рода дел объясняется тем, что коммунальные услуги являются существенной статьей расходов для граждан. Однако, правила предоставления коммунальных услуг очень сложны для понимания, что нередко порождает судебные споры. Согласно сводным статистическим сведениям о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов за I полугодие 2018 г. в суды за отчетный период поступило 3110152 дела о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию [1]. Анализируя нормативную базу о правилах предоставления коммунальных услуг, нельзя однозначно утверждать, что государство принимает сторону потребителя и защищает его интересы.
В соответствии с п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее — Правила) [2] учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. Как правило, для потребителей коммунальных услуг привлекательнее установка приборов учета, так это позволяет им оплачивать коммунальные услуги в меньшем размере по сравнению с нормами потребления.
В Правилах также указано, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку. На основе вышеизложенного возникает вопрос, входит ли в обязанности Управляющей компании осуществлять контроль за поверкой установленных в квартире индивидуальных приборов учета?
Обязанность проведения поверки приборов учета предоставления коммунальных услуг, установлена статьей 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно пп. «д» п.34 Правил обязанность по проведению поверок лежит на потребителе. Таким образом закон возлагает на потребителя ответственность за соблюдение правил эксплуатации приборов учета. В случае истечения срока поверки прибора учета, установленного заводом-производителем, его использование для расчета размера платы за коммунальные услуги приостанавливается, что влечет негативные последствия для хозяина жилья — начисление платы за коммунальную услугу по нормативам потребления по истечении трех расчетных периодов подряд после даты истечения срока поверки приборов учета.
Согласно п. 81(6) Правил в акте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается дата следующей поверки, соответственно на потребителя возлагаются не только действия по оснащению жилого помещения приборами учета, ввода их в эксплуатацию, надлежащее техническое обслуживание, но и обязанность самостоятельно отслеживать сроки поверок. Последнее становится затруднительным для большинства потребителей.
Данное обстоятельство подтверждается правоприменительной практикой. Так, в рамках горячей линии в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области поступило обращение потребителя о том, что управляющая компания не уведомила собственника многоквартирного дома об окончании срока поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в связи с чем произвела начисление платы по нормативу [3]. На данное обращение Роспотребнадзор ответил тем, что контроль за установленными в квартире индивидуальными приборами учета водоснабжения несет сам собственник. Соответственно оснований утверждать о ненадлежащем исполнении своих обязанностей Управляющей компании в рассматриваемом случае не имеется.
Судебная практика придерживается аналогичной позиции. В решении Кировского районного суда города Ярославля от 18 сентября 2017 года доводы истицы о том, что уведомление ПАО «ТНС энерго Ярославль» от 03.05.2017 года о необходимости замены прибора учета ею получено не было, судом не были учтены [4]. Суд указал на отсутствие правового значения данного обстоятельства, так как правовыми актами обязанность по уведомлению потребителей о замене приборов учета на ответчика не возлагается. Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что извещения о замене приборов учета направляются потребителям по собственной инициативе организации с целью избежания конфликтных ситуаций.
Судья Богатовского районного суда Самарской области в решении от 12 февраля 2015 года также указал, что действующим законодательством на газоснабжающую организацию не возложена обязанность по уведомлению абонентов о необходимости замены прибора учета газа [5].
Законодатель, устанавливая Правила предоставления коммунальных услуг, преследовал цель соблюсти баланс между своевременной и полной защитой потребителя от незаконных действий управляющих компаний и поставщиков коммунальных услуг, с одной стороны, и защитой последних от злоупотреблений правом со стороны владельцев жилых помещений — с другой. В результате появилось разграничение ответственности поставщика и потребителя. Последствием для потребителя за несвоевременную поверку приборов учета является начисление коммунальных платежей по нормам потребления, что чаще всего значительно превышает размер оплаты, которая производится по приборам учета.
Таким образом, в контексте формирующейся судебной практики предоставляется необходимым нормативное закрепление обязанности поставщиков коммунальных услуг уведомлять потребителя о необходимости проведения поверки приборов учета, путем направления уведомлений установленной формы.
Литература:
- Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 6 месяцев 2018 года № 2. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (дата обращения: 01.05.2019).
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)// «Российская газета», N 116, 01.06.2011.
- Кто должен осуществлять контроль за поверкой установленных в квартире индивидуальных приборов учета?//URL: http://72.rospotrebnadzor.ru/content/582/69420/ (дата обращения: 01.05.2019).
- Решение № 2–3915/2017 2–3915/2017~М-3447/2017 М-3447/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 2–3915/2017//URL: https://www.sudact.ru/regular/doc/sxP4HSZUqcrA/ (дата обращения: 01.05.2019).
- Решение № 2–12/2015 2–545/2014 от 12 февраля 2015 г. по делу № 2–12/2015//URL: https://www.sudact.ru/regular/doc/r9KkBRNZ2UYR/ (дата обращения: 01.05.2019).