Основные характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 2687 раз

Библиографическое описание:

Элмуратова, Н. Х. Основные характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку / Н. Х. Элмуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58653/ (дата обращения: 19.12.2024).



Целью статьи является обзор и предоставление общей характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку. Методы исследования: анализ и обобщение.

В результате исследования установлено, что данный метод основан на ситуационном моделировании, которое является частью интерактивных технологий обучения. Ситуационное обучение языку характеризуется двумя основными чертами: ориентация на лексику и чтение являются наиболее характерными чертами ситуационного обучения языку. На самом деле, считается, что овладение набором высокочастотных словарных элементов приводит к хорошим навыкам чтения; считается, что анализ английского языка и классификация его видных грамматических структур в модели предложений, также называемые ситуационными таблицами, помогают учащимся усваивать грамматические правила. Ситуационное обучение предполагает погружение слушателей в определенной ситуации, где они могут найти практическое применение своим знаниям.

Новый стандарт изучения иностранных языков основан на таких ключевых понятиях, как коммуникативная культура, мотивация, взаимодействие. Использование новых интенсивных методов обучения способствует не только усвоению лингвистических знаний студентов, развитию их речевых навыков и реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку является ситуационный метод. Этот метод требует не только академического знания языка и языкового материала, но и превращает процесс познания в процесс открытия нового опыта взаимоотношений и взаимосвязей между событиями, явлениями, объектами, их критического отражения.

Указанные методы фрагментарно используются в образовательном процессе различных образовательных учреждений. Однако, как показал анализ теории и практики профессионального образования, ситуационное обучение пока еще широко не используется. Нерешенными аспектами исследования ситуационного метода обучения иностранному языку являются: недостаточный словарный запас студентов, плохая реализация метода в процессе обучения и отсутствие технической оснащенности. Цель статьи-рассмотреть и дать общее описание ситуационного метода обучения иностранному языку. Методы исследования: анализ и обобщение.

Обсуждение. Повышение уровня интерактивности образования обосновывает необходимость широкого внедрения ситуационного подхода в процесс подготовки будущих специалистов. Обучение в таких ситуациях может быть использован для различных целей: подготовка к приобретению знаний, иллюстрации общих положений, изучение типичных ситуаций и т. д. Ученые отмечают, что ситуативность в парах значительно повышает мотивацию и активность студентов. Ситуативные упражнения повышают мотивацию студентов к разговору, чтению, аудированию и письму на иностранном языке.

Формирование коммуникативной компетентности возможно за счет обеспечения моделирования в учебном процессе типичных ситуаций реального общения, возникающих в различных сферах жизни и относящихся к различным темам. То есть предметно-содержательный план иноязычного вещания учащихся обусловлен предметом, ситуацией и сферой общения, которые являются еще одной составляющей содержания обучения. Коммуникативно-говорящая ситуация-это динамическая система взаимодействия конкретных факторов объективного и субъективного планов, вовлекающих человека в речь, общение и определяющих его поведение в рамках одного коммуникативного акта. Коммуникативная ситуация включает в себя четыре фактора: 1) обстоятельства реальности, в которых происходит общение; 2) отношения между коммуникаторами; 3) речевые намерения; 4) осуществление акта общения, создающего новые стимулы для трансляции.

Речевое действие невозможно вне общения. Существуют различные определения ситуации с обучением. Г.Рохова определяет ситуацию как искусственно созданное обстоятельство, которое вызывает необходимость высказаться. Образовательная ситуация — это ситуация, созданная учителем, особенно разработанные студентом для говорящего. Ситуации могут быть реальными, воображаемыми, проблемными, специфическими, фантастическими, проблемно-информационными и т. д. Но они сочетают в себе одно педагогическое условие — создание мотивации к говорению, которая подразумевает логику обучения общению.

Ситуационное обучение предполагает погружение студентов в конкретную ситуацию, где они могут найти практическое применение своим знаниям. Основой данной методики является ситуационное моделирование, то есть моделирование конкретных ситуаций, в ходе взаимодействия, с которыми участник изучает материал, делает выбор, принимает личностные решения.

Ситуационное моделирование является частью технологии интерактивного обучения. Интерактивное обучение — это особая форма познавательной деятельности, имеющая конкретную целевую цель — создать комфортную учебную среду, в которой каждый студент ощущает свой успех, интеллектуальные способности. Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит только через постоянное, активное взаимодействие всех студентов. Это коучинг, взаимное обучение, где и ученик, и учитель являются равными, равными субъектами обучения и понимают, что они делают, размышляют о том, что они знают, умеют и выполняют. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуации.

Диапазон, охватывающий область знаний и сферу профессиональной деятельности, практически безграничен, что объясняет широкий спектр возможностей ситуационной методологии, поэтому данный подход может активно использоваться для обучения иностранному языку профессиональной направленности. Так, студентам предлагаются некоторые ситуации, где они должны сориентироваться и предложить собственные решения проблем, план действий. Таким образом, активизация интеллектуальной деятельности, расширение лексического резерва, практическое применение приобретенной лексики и грамматики. Ситуативное обучение рассматривается не только как временное использование ситуациях в образовательной деятельности, но и как процесс обучения иноязычному общению.

Таким образом, применение методологии ситуационного моделирования способствует творческому общению, приобретению навыков сотрудничества в коллективе и формированию чувства ответственности за выполнение поставленных задач, умения выстраивать аргументированный ответ. Нет сомнений в том, что навыки и умения, сформированные при внедрении ситуационного обучения, будут необходимы в профессиональной деятельности студентов. Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит только через постоянное, активное взаимодействие всех студентов. Ситуационный метод имеет перспективу развития как одна из новейших технологий, применение которых позволяет повысить эффективность обучения студентов иноязычной компетенции.

Литература:

  1. Артемов В. А. психология изучения иностранным языкам. (Psychology of foreign language teaching). Moscow:(1969).
  2. Рохова Н. В., Рабинович Ф. М. и Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. (1991).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ситуационное обучение, интерактивное обучение, ситуация, процесс обучения, ситуационное моделирование, ситуационный метод обучения, активное взаимодействие, ситуационный метод, студент.


Похожие статьи

Обзор результатов исследования субъективного восприятия риска как экономической категории

Методологические основы коммуникативного метода обучения

К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия

Теоретические подходы к изучению образа государства. Факторы, влияющие на образ государства

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Обзор методов интеграции информационных систем, их преимуществ и недостатков

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Концептуально-методологические основы обучения языку в начальной школе

К вопросу о роли современных информационных технологий в процессе изучения английского языка

Похожие статьи

Обзор результатов исследования субъективного восприятия риска как экономической категории

Методологические основы коммуникативного метода обучения

К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия

Теоретические подходы к изучению образа государства. Факторы, влияющие на образ государства

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Обзор методов интеграции информационных систем, их преимуществ и недостатков

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Концептуально-методологические основы обучения языку в начальной школе

К вопросу о роли современных информационных технологий в процессе изучения английского языка

Задать вопрос