Ключевые слова: метод сценариев, стратегия развития, альтернативы развития, салон красоты, учебный центр.
Выделим возможные альтернативы развития текущей конъюнктуры под воздействием трёх факторов, наиболее влияющих на деятельность предприятия: законодательство, конкуренты и экономика (рисунок 1). Рассмотрим два «сценария будущего»: «Новые возможности» и «Падение в пропасть».
Сценарии «Новые возможности» и «Падение в пропасть» предусматривают нестабильность экономики в виде повышения НДС на 2 % (рисунок 2). Так как Правительство РФ планирует повышение НДС до 20 % с января 2019 года [1]. Этот шаг государства грозит производителям и торговле — увеличением налоговой нагрузки, а рядовым потребителям ростом цен не менее чем на 3 процента. Рост НДС предприниматели переложат на плечи потребителя, поэтому добавленные 2 % ощутимо ударят по карману каждого россиянина. Крупные салоны красоты смогут удерживать цены услуг на том же уровне, а вот маленькие салоны, парикмахерские, студии и т. п. будут вынуждены повысить цены. Что обеспечит отток клиентов к конкурентам и значительному снижению выручки. В итоге «мелкие» фирмы салонного бизнеса закроются, что приведет к уменьшению числа конкурентов и увеличению доли рынка АК «Шик бьюти». При этом сценарии ужесточение требований Роспотребнадзора не наблюдается.
Рассмотрим другой вариант сценария. Ситуация с экономикой идентичная. Помимо увеличения НДС до 20 %, так же возможно ужесточение требований Роспотребнадзора. Что приведет к увеличению затрат как минимум на 2 %, а, в случае несоответствия санитарным и гигиеническим нормам, влечет за собой приостановление деятельности. Несмотря на нестабильность экономики и ужесточение законодательства, допустимо появление новых прямых конкурентов в микрорайоне «Тура». Так как АК «Шик бьюти» является единственным предприятием, оказывающим комплексные услуги и образования в сфере красоты, велика вероятность появления прямого конкурента. Исходя из оценки ресурсов фирмы, можно сделать вывод, что деятельность в сфере образования «бьюти» мастеров охвачена на 5 %. В 2018г. было обучено и выпущено 37 человек.
Проанализировав оба сценария наиболее вероятный, по мнению авторов, является первый вариант. Но не стоит исключать возможность появления новых прямых конкурентов. Так как потребность в оказании комплексных услуг сферы красоты и обучения квалифицированных мастеров этой сферы не закрыта.
Чтобы повысить конкурентоспособность и ценность в глазах потребителя предлагается стратегия диверсификации. В основе стратегии будет лежать концепция «Учебный центр + салон красоты + собственный бренд». Благодаря учебному центру решается проблема с квалифицированным персоналом для салона красоты. Поддерживается высокое качество услуг, т. к. клиентов обслуживают мастера-педагоги и выпускники учебного центра. И самое главное, фирма будет предоставлять условия для роста и развития не только учеников, но и мастеров до креативного директора, а в последующем до партнера или владельца собственного бизнеса.
На данный момент салон красоты оформляет лицензию на образовательную деятельность. В последующем фирма будет иметь право выдавать дипломы установленного образца, что ярко выделит их среди конкурентов. В планах организации создание франшизы учебного центра и салона красоты. Фирма имеет два филиала и предлагает действующим салонам партнерство, открытие учебного центра на базе их салонов красоты.
Помимо этого, можно создать уникальную потребительскую ценность, через создание собственного бренда. Это все расходные материалы, оборудование с логотипом компании, профессиональная косметика, инструменты и т. д. Материалами будут пользоваться не только мастера сети учебных центров и салонов красоты АК «Шик бьюти», но и ученики в процессе обучения, что приведет к привыканию и лояльности к бренду. Так же возможна поставка этих материалов другим салонам и розничным магазинам. Сеть салонов красоты и учебных центров с собственным раскрученным брендом будет создавать уникальность в глазах потребителя, повысит имидж компании, что приведет к росту продаж.
Рис. 1. Альтернативы развития текущей конъюнктуры объекта
Рис. 2. Сценарии развития текущей конъюнктуры объекта.
Литература:
- ИП — справка. Ру: Повышение НДС до 20 процентов: ожидаемые результаты и негативные последствия [Электронный ресурс] // — https://ip-spravka.ru/povyishenie-nds-do-20-protsentov.html (дата обращения 20.11.2018).