Ключевые слова: НДС, налоговая декларация, налоговый орган, электронная подпись, электронное декларирование НДС, РФ, мошенническая схема, Счетная палата России.
Проблема уклонения от налогообложения поднималась неоднократно в научной литературе [5, 6, 7, 8]. Данная проблема актуальна и в настоящее время, так как имеет массовый характер и достаточно распространена не только в России, но и за рубежом. По данным Следственного комитета Российской Федерации в первом полугодии 2018 года в России было осуждено 1700 человек за неуплату налога. Налоговая статистика Российской Федерации зафиксировала потери в размере 49 млрд. рублей [1, с. 1]. В Британии, например, же за этот период было осуждено 1258 человек за уклонение от уплаты налогов.
Под уходом от уплаты налогов понимается целенаправленное действие налогоплательщиков, которое позволяет им уменьшить или вовсе избежать обязательных выплат в бюджет. Данные факты наносят серьезный ущерб экономике современной России, а также ее безопасности.
Так, в 2019 году Счетная палата России выявила схему злоупотреблений при электронной подаче декларации по НДС, используя, предусмотренную действующим налоговым законодательством, возможность вносить изменения в первоначально поданные в налоговые инспекции декларации (статья 81 НК РФ) [2, с. 1]. Это позволило недобросовестным налогоплательщикам применять мошеннические схемы при их подаче. По данным аудиторов Счетной палаты России речь идет о массовом подписанте, когда человек, имеющий ключ электронной подписи, подает декларации нескольких налогоплательщиков. Инструмент корректировки дал эту возможность.
Так, например, один гражданин представил в налоговые органы 1,7 тыс. деклараций по НДС за 1 тысячу налогоплательщиков. Из них 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999 [2, с. 2].
Проблема не была бы такой серьезной, если бы по данным Федеральной налоговой службы России поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость (далее — НДС) составляют в пределах 40 % всех налоговых доходов. В 2018 году НДС принес в российский бюджет более 3 триллионов рублей [3, с. 2]. В связи с чем законодатель особое внимание уделяет администрированию данного налога.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 134-ФЗ с 1 января 2015 г. все плательщики НДС, налоговые агенты, лица, не являющиеся таковыми, но выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога, обязаны представлять в налоговые органы по месту учета налоговую декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
С вышеуказанного периода налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ).
Основными целями данной программы являются: экономия времени налогоплательщика, уменьшение числа технических ошибок, быстрое подтверждение доставки документов и их дальнейшее получение в электронном виде, повышение скорости обновления баз отчетности, их защита от третьих лиц (на основании данных ФНС РФ).
Действительно, информационные технологии сделали администрирование налогов не только проще и прозрачней, но не дешевле, так как проблема прозрачности решается за счет плательщиков этих налогов.
При этом плательщики НДС столкнулись с проблемой своевременного подключения к системам электронного документооборота, организации работы со специализированными операторами, заключением соответствующих договоров, установлением стандартной версии учетной системы (программного обеспечения). Требовалось проработать вопросы возможности подписания расширенной налоговой декларации по НДС электронной подписью, возможности формирования расширенной налоговой декларации по НДС с разработчиком учетной системы (программы) или с организацией, обслуживающей данную систему.
Основной задачей введения электронной формы налоговой декларации по НДС, несомненно, стала необходимость усиления эффективности его администрирования. Система электронного декларирования НДС позволяет видеть всю цепочку взаимоотношений между налогоплательщиком и его контрагентами, уплачен ли НДС на всех стадиях.
Также система предполагает очень тесное информационное взаимодействие между плательщиками налога и инспекцией.
Новая форма декларирования по НДС включает в себя больший объем сведений, которые плательщик обязан предоставить в налоговый орган, в том числе данные книги покупок и книги продаж. Что позволяет ФНС обеспечивать более полный контроль финансово-хозяйственных взаимосвязей налогоплательщиков [4, с.3].
Однако в системе электронного администрирования НДС бизнесмены нашли способ уходить от налога. Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков.
Сначала недобросовестный владелец бизнеса подает первичную декларацию, в которой заявлен и начислен НДС к уплате, далее за ней подается уточненная декларация, «которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате». Налоговый орган, в силу особенностей автоматизированной системы, может сделать вывод, что налог уплачен, хотя на самом деле это не так. Описанная выше мошенническая схема — это вариант обмана компьютерной программы. Недобросовестные плательщики используют недоработки программы, которые, во-первых, позволяют подать декларацию так, будто обязанность по предоставления налоговой отчетности таким плательщиком исполнена. Бизнес использует недоработки и сбои системы, связанные с нумерациями корректировок (декларации), — плательщик манипулирует информацией, которая отражена в его личном кабинете. В итоге налоговый орган в автоматическом режиме будет видеть, что задолженности по НДС якобы нет.
Однако, по мнению юристов, описанный механизм не влияет на размер обязательств компаний, и налоговый орган рано или поздно в результате камеральных проверок выявит неуплату налога.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что налоговое законодательство на данном этапе требует изменений, регулирующих электронное декларирование НДС.
Литература:
1. СКР: Налоговых преступлений стало меньше, но ущерб по ним — больше https://riafan.ru/1107801-skr-nalogovykh-prestuplenii-stalo-menshe-no-usherb-po-nim-bolshe
2. Счётная палата выявила новую мошенническую схему при уплате НДС http://www.ach.gov.ru/press_center/news/36405
3. Статистика и аналитика ФНС России. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
4. Налог на добавленную стоимость http://vyborg-press.ru/articles/12963/
5. Боровков Александр Владимирович Способы уклонения от уплаты налогов и/или сборов: теория и практика // Бизнес в законе. 2009. №3.
6. Ахтырская Наталия Викторовна О криминализации уклонения от уплаты страховых взносов // Вестник ОмЮА. 2018. №3.
7. Александрова Л.И. Основные особенности и проблемы выявления уклонений от уплаты налогов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. №24 (273).
8. Касницкая И.Ю. О совершенствовании ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. №3 (40).