В статье исследован рефрейминг в менеджменте ООО «Интеграл Управление», организационная культура, разработан механизм применения теорий «О» и «Е» в управлении организацией, а также проведен анализ влияния культуры организации на ее взаимодействие с внешней средой.
Актуальность рассматриваемой темы обуславливается постоянно изменяющимся спросом на рынке товаров и услуг, который требует чёткой и выработанной системы руководства предприятием, и ее непрерывного развития и улучшения. Чтобы держаться на «плаву» и улучшать свои позиции на рынке, руководству любого предприятия необходимо не только анализировать его с экономической точки зрения, но и улучшать результаты в сфере управления персоналом. Необходимо понимать, какая ситуация складывается между сотрудниками на рабочем месте, правильный ли стиль руководства применяется в организации, и как все это в совокупности влияет на деятельность предприятия.
ООО «Интеграл Управление» успешно работает на дальневосточном рынке, начиная с 2003 года. Основным видом его деятельности является предоставление услуг по найму рабочей силы. Юридическое лицо также зарегистрировано в таких категориях ОКВЭД, как: предоставление услуг по подбору персонала, производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Однако и на предприятии, успешно справляющимся с существующими проблемами, за последние 2 года существенно снизилась выручка, а вместе с ней и прибыль (почти в два раза). В большей степени это связано с выходом на рынок конкурентов с более выгодными ценами на товары и услуги для потребителей. Но также, одной из причин является рост текучести кадров в 2,7 раза (или на 172 %) за последние 5 лет.
Представляет интерес исследование рефрейминга, т. е. специального приёма, позволяющего увидеть ситуации, факты и действия под иным углом [1, с. 142]. Из пяти отделов ООО «Интеграл Управление» исследование проводилось только в одном, с целью выявления элементов рефрейминга у линейного менеджера отдела построения компании. Руководитель придерживается объединения стиля «управление в сотрудничестве» и демократического стиля. В его отделе проходит коллективное обсуждение наиболее важных проблем, в ходе которого вырабатывается наиболее эффективное решение, иногда руководитель практикует следующий подход: формирует идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения или же определяет условия и поручает принять решение персоналу (с последующим контролем). Руководитель отдела совмещает в себе интуитивный и аналитический тип мышления, он всегда умеет настоять на своём, но в тоже время, может признавать свою неправоту; настойчив в достижении своих целей, хорошо умеет справляться со стрессом, даёт адекватную оценку своим действиям. В результате его деятельности переговоры с партнерами и осуществления различных проектов всегда наиболее успешны, чем у других руководителей отделов. Следует отметить, что только в этом отделе ООО «Интеграл Управление» отсутствует, характерная для всего предприятия, текучесть кадров.
Таким образом, рефрейминг менеджера отдела построения компании, формируемый как специальный приём, позволил проявиться при соблюдении следующих условий: сохранение спокойствия в любой ситуации; забывание обид и огорчений; нахождение достоинства в сотрудниках или в их характере; сохранение улыбки и энергичности; восприятие проблем как дополнительных возможностей.
Учитывая то, что в настоящее время специалисты в сфере менеджмента разработали теории «О» и «Е», было проведено исследование организационных изменений в ООО «Интеграл Управление». Основными критериями в их характеристиках являются: цели изменений, лидерство, объект изменений, планирование изменений, мотивация изменений, участие консультантов [2, с. 51]. Главная причина популярности использования руководителями теории «Е» на больших предприятиях — это получение существенных, а главное — быстрых результатов, которые направлены в первую очередь на улучшение финансового результата. Теорию «О» в большинстве случаев используют организации, которые имеют прочные и надежные взаимоотношения между аппаратом управления и персоналом, направленные на долгосрочную перспективу.
В соответствии с теорией «Е» к характеристикам организационных изменений в ООО «Интеграл Управление» отнесены: увеличение прибыли, как экономическая цель; автократическое лидерство; отсутствие коллективных решений, обсуждений; «жесткие» элементы изменений; программируемые и планируемые изменения; использование руководством решений привлеченных консультантов.
В теории «О» характеристика организационных изменений сводится к: развитию организационных способностей; «мягким» элементам изменений; слабому вовлечению сотрудников в процесс принятия решений.
При осуществлении изменений в деятельности предприятия, руководитель придерживается в большей степени теории «Е», в меньшей — теории «О», фокусируется в первую очередь на стратегиях, структурах и системах — «жестких элементах» ООО «Интеграл Управление». Все изменения в организации полностью плановые и программируемые. Все эти элементы приносят быструю финансовую отдачу. То есть для организационных изменений в ООО «Интеграл Управление» выявлена ситуация, когда деятельность предприятия направлена на достижение высоких финансовых показателей в краткосрочных периодах (приверженность к теории «Е»). Большинство работников предприятия — это высокообразованные и творческие сотрудники, которые стремятся помочь своему руководству, это объясняет наличие элементов теории «О». То, что руководитель предприятия сочетает обе теории, приносит немалую пользу в менеджменте. Все сотрудники заинтересованы в успешной деятельности предприятия и стремятся всеми способами улучшить ее показатели.
Анализ организационной культуры ООО «Интеграл Управление» в целом показал, что она характеризуется продуктивными и легкими отношениями между сотрудниками, причем взаимоуважение основано на способностях, а не на половозрастных критериях. Корпоративная культура ООО «Интеграл Управление» относится к доминирующей организационной культуре. Сотрудник, не разделяющий ценностей корпоративной культуры данного предприятия, в конечном итоге покидает его.
В ходе анализа влияния организационной культуры на ее взаимодействие с внешней средой было выявлено, что 6,67 % потребителей оценивают внешний вид персонала как непрезентабельный; десятая часть поставщиков и потребителей оценивают поведение сотрудников организации как непрофессиональное, в связи с чем отмечают желание прекратить сотрудничество с ООО «Интеграл Управление»; 3,3 % потребителей считают, что персонал не справляется с поставленными задачами; 3,33 % респондентов не удовлетворены результатом воздействия с организацией. Данные проблемы в большей степени зависят от управления отдела построения компании подчиняющимися ему отделами, а также от регулирования деятельности отделов, косвенно ему подчиняющихся.
В связи с тем, что осуществление руководителем рефрейминга положительно влияет на деятельность персонала в отделе построения компании (высокие показатели эффективности работы, более сплоченный коллектив, низкая текучесть кадров), руководителям всех структурных подразделений рекомендовано начать использование рефрейминга в управлении отделами, с целью снижения текучести кадров.
Спрогнозированы коэффициенты текучести кадров на 2019 г. с использованием метода экстраполяции, с корректировкой результатов на рыночные факторы по результатам внедрения рефрейминга менеджерами всех структурных подразделений ООО «Интеграл Управление».
Ктек2018=0,112, по результатам внедрения Ктек2019=0,033, таким образом, текучесть кадров снизится.
Сформулируем признаки эффективного менеджмента ООО «Интеграл Управление». Первый и наиболее важный признак это — максимальное внимание к потребителям; второй включает в себя утверждение, что человек — главный ресурс организации; третий признак — ориентация на действие; четвертый — развитие самостоятельности и предприимчивости; пятый признак — ориентация на общефирменные ценности; шестой — верность своему делу; седьмой — простота и скромность; и последний — сильные лидеры. Так же проведена количественная оценка эффективности менеджмента в ООО «Интеграл Управление» после внедрения рефрейминга (табл. 1). Распределение баллов по критериям дает представление об их значимости в интегральной оценке эффективности менеджмента.
Таблица 1
Количественная оценка эффективности менеджмента после внедрения рефреминга
Критерий |
Оценки ибаллы (шкала) |
||
Реализация функции планирования (20 баллов) |
улучшается |
20 |
|
на прежнем уровне |
2 |
||
ухудшается |
0 |
||
Организация труда (20 баллов) |
улучшается |
20 |
|
на прежнем уровне |
3 |
||
ухудшается |
0 |
||
Контроль (15 баллов) |
улучшается |
15 |
|
на прежнем уровне |
2 |
||
ухудшается |
0 |
||
Рентабельность производства (25 баллов) |
повышается |
20 |
|
не изменяется |
5 |
||
снижается |
0 |
||
Морально-психологический климат (20 баллов) |
улучшается |
20 |
|
не изменяется |
1 |
||
ухудшается |
0 |
||
Баллы |
|||
Оценка |
Максимум 100 |
||
Внедрение рефрейминга в менеджмент всех структурных подразделений улучшит: реализацию функционального планирования; организацию труда; контроль; повысит рентабельность производства; морально-психологический климат. И в первую очередь решит одну из главных проблем: повышение текучести кадров. При благополучном исходе внедрения текучесть кадров снизится почти в 4 раза (или на 70,54 %).
Вывод
Таким образом, в статье исследован рефрейминг в менеджменте ООО «Интеграл Управление», организационная культура, разработан механизм применения теорий «О» и «Е» в управлении организацией, проведен анализ влияния культуры организации на ее взаимодействие с внешней средой, а также рассмотрен способ решения проблемы текучести кадров.
Литература:
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 179c.
- Широкова Г. В. “Теория О” и “Теория Е” как стратегия организационных изменений // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2005.