В представленной статье рассматриваются психолого-педагогические условия выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, одаренные дети, одаренность, интеллектуальные способности.
Одаренные дети — один из основных слоев населения, от работы с которым во многом зависит будущее нашей страны. В современных условиях, которые требуют создания целостной системы поддержки одаренных детей, мы столкнулись с одной из основных проблем ‒ это интеллектуальное развитие этих детей.
Для решения данной проблемы системе образования требуются изменения в приоритетах массовой школы, образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся.
Одно из основных понятий исследования — «одаренность» — в «Рабочей концепции одаренности» Д. Б. Богоявленской раскрывается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1]. Это определение рассматривает одаренность через призму творческой инициативы школьника, которая направленна на создание собственного продукта образовательной деятельности. Главной целью школьного образования выступает обеспечение условий для обнаружения, раскрытия и развития детской одаренности. Важно представить социально-педагогические условия реализации данной идеи:
− единые возможности для развития школьников;
− профессиональная культура учителей;
− реализация педагогики радости и успеха в рамках образовательно-воспитательной деятельности;
− индивидуализация обучения;
− моллирование культуры исследовательской деятельности учащихся;
− психологическое сопровождение одаренных детей;
− взаимодействие всех объектов процесса (семьи, микросреды, школы).
Следовательно, в качестве определяющих характеристик одарённости школьников можно отметить следующие:
− общие способности одаренных школьников, обуславливающие широту возможностей личности;
− совокупность данных и степень их выраженности;
− талантливость,
− проявление задатков в определенной деятельности.
Рассматривая разные виды деятельности школьников и учитывая основные цели и задачи школы, немало важным аспектом будет выбор направления работы для обнаружения творческих способностей и задатков одаренности обучающихся. Объединяя образовательную деятельность, организацию занятости детей во внеурочное время «наиболее адекватной формой развития одаренности в системе общего образования — по мнению С. Р. Гилядова, — является включение обучаемого в исследовательскую деятельность» [2]. И уже Н. И. Дереклеева подчеркнула, что исследовательский метод «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании» [3].
Постановка проблемы, подбор методик исследования, сбор материала, его анализ и обобщение, представление собственных выводов — основные этапы исследовательской работы, поэтапное следование которым помогает школьникам правильно организовать свою работу и дать хорошие результаты в данном направлении.
Применение исследовательского подхода для выявления склонностей школьников к данному виду деятельности является первым аспектом процесса обнаружения и развития одаренной личности. В свою очередь культура исследовательской деятельности реализуется учащимися в интеллектуальных играх, марафонах, интернет-турнирах и др. Второй аспект предполагает индивидуальные образовательные исследовательские траектории учащихся, которые они моделируют на основе исследовательского подхода (каждый школьник выполняет до десяти проектных работ в контексте познавательных интересов). Таким образом при создании необходимых условий для формирования внутренней мотивации деятельности одаренных школьников, их направленности и формирования системы ценностей личности, которые создают основу становления ее духовности, исследовательская деятельность, интегрированная в учебный процесс, обеспечивает мотивацию и интерес к процессу обучения, глубину погружения учащегося в содержание изучаемых явлений в различных областях знаний, способствует качественному изменению личности ребенка в целом.
В воспитания мотивированных детей одной из основных технологий является так же и проектная деятельность. В процессе работы над проектами, по мере овладения методами научной творческой работы, школьники принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
В работе над проектной деятельностью достигаются следующие результаты: самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации и находить выход из них. Дети получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности, что требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений, формирования новых способов деятельности на основе уже известных [5].
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования. Она предполагает выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов [6].
В процессе привлечения детей к работе над проектами и исследовательскими трудами, мы можем выявить творческую составляющую деятельности ума и дать оценку умственным способностям школьников, высокий уровень показателей которых помогает распознать предпосылки творческих возможностей детей и направления их одаренности.
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. перераб. — М., 2003. — 90 с.
- Гилядов С. Р. Одаренность: испытание или благо? // Директор школы. — 2012. — № 2 — С. 81–84.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе — М.: Вербум, 2001. — 48 с.
- Зенкова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся средней школы в процессе проектно-исследовательской деятельности. // 8 Царскосельские чтения: сборник материалов международной практической конференции, 21–22 апреля 2004г. СПб, 2004. Т. 3. С. 36–38
- Ионова Т. Ю. Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми. // «Образование и воспитание». Международный научный журнал № 5 (10). — 2016г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (дата обращения: 08.08.2014)
- Полный текст выступления профессора М. А. Холодной на заседании комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования 21 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n3340.html
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010. — 312 с.