Рассмотрены основные задачи и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства, определены некоторые направления повышения эффективности деятельности прокуроров при реализации надзорных полномочий
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, проверка исполнения законов, прокурорские полномочия
Прокурорский надзор за исполнением законов является основой надзорной деятельности прокурора. Именно в этой отрасли находит проявление деятельность прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод человека, общественных и государственных интересов.
В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» поставлены следующие задачи осуществления прокурорского надзора за исполнением законов:
− обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов и принятии мер по устранению нарушения законов и реагирование на факт нарушений;
− предупреждение правонарушений;
− обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение;
− доведение до населения через СМИ информации о принятых мерах по выявленным фактам нарушений закона, принятых мерам по их устранению, мерах ответственности, состоянии динамики правонарушений в регионах;
− выявление пробелов действующего законодательства и потребностей в нормативном регулировании общественных отношений;
− повышение культуры чиновников, должностных лиц, руководителей государственных органов всех уровней, которые издают правовые акты и совершают юридически значимые действия.
В качестве основных мер, способствующих успешной деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов, являются:
− глубокое и детальное изучение поступающей в прокуратуру информации о нарушениях законов;
− оценка нормативных актов с позиции их соответствия Конституции РФ и законам РФ;
− анализ различного рода материалов, статистических данных о работе поднадзорных объектов, которые также могут содержать сведения, указывающие на необходимость проведения проверок как своими силами, так и с привлечением контролирующих органов [3, с. 118].
Необходимо отметить, что в целях совершенствования надзорной деятельности в названной сфере следует исключить возможность дублирования полномочий органов контроля федерального, субъектового и муниципального уровня, поскольку это значительно увеличивает административную нагрузку на предпринимателей.
Кроме того, представляется необходимым определить основания для возбуждения административного расследования, поскольку такой регламентации также позволяет органам контроля избегать прокурорского надзора подменяя проведение внеплановых проверок такими расследованиями, при том не всегда обоснованно, а также законодательно определить запрет на выдачу предписаний по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, так как такие предписания впоследствии могут служить основанием для проведения внеплановых проверок предпринимателей, тогда как их выдача не связана с контрольной (надзорной) деятельность государственного органа.
В связи с выдачей таких предписаний сотрудники органов контроля привлекаются к административной ответственности, поскольку запрет на выдачу предписаний в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях определен в разъяснениях Верховного суда РФ, но не в законодательных актах.
Подобные изменения в значительной степени увеличат объем выполняемой прокурором работы, но вместе с тем позволят уменьшить негативные последствия от самовольности органов контроля (надзора) и, тем самым, снизить административное давление на бизнес [3, с. 86–87].
Одним из ключевых в прокурорской деятельности в настоящее время является вопрос об организации и проведении надзорных проверок: обеспечения их надлежащего качества и результативности. Причем роль этого надзорно-правового средства прокуратуры настолько значима, что нередко отождествляется с деятельностью прокуроров в целом. Многие ученые и практики работу по осуществлению проверок относят к числу основных индикаторов реального применения полномочий прокурора по надзору за исполнением законов [4, с. 147].
Как отмечает профессор В. Б. Ястребов, работа по организации производства конкретных прокурорских проверок относится к числу ключевых элементов организационного обеспечения эффективного применения полномочий прокурора по надзору за исполнением законов. По его мнению, именно обеспечению результативности прокурорских проверок, по существу, подчинена вся организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении [7, с. 188].
Традиционно проводимый Академией Генеральной прокуратуры РФ анализ состояния законности и правопорядка в стране, а также работы органов прокуратуры по их укреплению показывает, что несмотря на улучшение правовой определенности по многим аспектам организации и проведения прокурорских проверок исполнения законов, а также наличие предметных научных разработок, практика проверок складывается все еще не без сложностей.
Например, известны случаи обращений прокуроров в суды на основании материалов проверок, оформленных ненадлежащим образом (уведомление о проведении прокурорской проверки направлялось простой корреспонденцией; вместо утвержденного по завершению проверочных мероприятий акта суду предъявлялась «Справка о проведении проверки», в которой отсутствовали все необходимые удостоверяющие подписи; документально не подтверждалось исполнение обязанности по доведению такого акта до сведения проверяемых) [5, с. 6].
Требуется дальнейшее переосмысление и выработка новых, соответствующих реалиям современной действительности научных представлений о последующем совершенствовании института прокурорской проверки исполнения законов, на которую сегодня ложится основная нагрузка в механизме реализации полномочий прокуроров по обеспечению законности.
Важно отметить, что необходимым условием проведения любой проверки в порядке общего надзора является информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Указанное требование регламентировано ст.21 Закона о прокуратуре РФ и действующим приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Данным приказом Генеральный прокурор ориентирует прокуроров на строжайшее обеспечение надзора за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов РФ, а также уставов муниципальных образований Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, в нем указывается, что в целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).
Проверки исполнения законов Генеральный прокурор предлагает проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.
В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Таким образом, подводя итоги, в определении перспектив развития прокурорского надзора за исполнением законодательства необходимо отметить, что в современных условиях прокурорский надзор является важнейшей гарантией обеспечения законности в стране.
Современные условия требуют реализации зачастую еще более сложных и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому важным является правильное интерпретирование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора.
При реализации своих полномочий прокуроры должны помнить, что, отстаивая законность, личным примером подтверждая непоколебимость законоположений, они воспитывают уважение к праву, без которого не могут быть реализованы в полной мере такие основополагающие принципы правового государства, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечена надежная защищенность публичных интересов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 36. Ст.439.
- Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472.
- Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.
- Маматов М. В. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав потребителей: монография. — М., 2009.
- Маматов М. В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11.
- Потапова Т. М. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности. Диссертация на соискание степени магистра по направлению подготовки 40.04.01- «Юриспруденция». Томск-2017.
- Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник. М.: Городец-издат, 2001.