На обложке изображен Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933), российский революционер,
советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик,
искусствовед.
Родился Анатолий
Васильевич в Полтаве, в семье действительного статского советника
Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой.
Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра
Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром
Антоновым, забеременела. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным
прекратились. Уже беременная, Александра Яковлевна вышла замуж за Василия
Федоровича Луначарского, который признал новорожденного ребенка своим сыном и воспитывал
его вместе с двумя сыновьями от первого брака. Василий Луначарский и сам
был незаконнорожденным сыном черниговского помещика Федора Чарнолусского и его
экономки. Луначарский — это анаграмма, образованная от фамилии Чарнолусский.
В 1895 году Луначарский
поступил в университет в Цюрихе. Он много читал, слушал лекции
Рихарда Авенариуса и увлекался идеализмом, что в корне противоречило
марксистским воззрениям. В Цюрихе Луначарский вступил в масонскую
ложу и пытался постичь суть тайных знаний. В конце концов он перестал
искать Бога — стал атеистом (убежденным) и марксистом
(сомневающимся). В общем, для юного Луначарского его швейцарский период был
началом исканий: он влился в социал-демократические кружки, познакомился с Плехановым,
путешествовал по Италии и Франции, писал биографию своего кумира Гарибальди.
По возвращении в Россию
Анатолий Васильевич активно занимался подпольной деятельностью. В 1899 году его
арестовали и сослали — сначала в Калугу, а потом в Вологду
и Тотьму. Уже побывавший в тюрьме и бежавший за границу Луначарский
во многом расходился тогда во взглядах с Лениным. Ленин достаточно жестко
раскритиковал его в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Это было
очень напряженное время. Луначарский не одобрял участие большевиков в работе
Государственной думы, позже, в годы Первой мировой войны, выступал с пацифистских
позиций и не понимал тезиса Ленина о необходимости превращения борьбы
империалистической в войну гражданскую. Для Луначарского война была войной —
страшным и античеловеческим явлением.
После Февральской
революции 1917 года он, оставив семью в Цюрихе, приехал в Россию, где
примирился с Лениным и вошел в руководство большевистской партии.
После октябрьского вооруженного восстания Луначарский вошел в состав
Совета народных комиссаров в качестве комиссара просвещения.
«Профессорский нарком», — именно так издевательски отзывались о нем
недообразованные члены советского правительства, видевшие в Луначарском
чужака. А Луначарский пафосно и с рвением выступал за новую культуру
и общество новых людей. «Культура должна принадлежать массам» — до
Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.
Новый комиссар
просвещения восстанавливал деятельность университетов. Он окружал себя поэтами,
писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской
войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим
покинуть страну. Он ввел моду на сокращения («политпроп», «Совнарком» и т. д.).
Вместе с новым миром он строил новый язык: на протяжении 12 лет
Луначарский предлагал перевести русский и другие языки народов бывшей
России на латиницу. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. Это не
могло не вызвать раздражения в среде большевиков — за Анатолием
Васильевичем закрепилась кличка Барин. Еще Луначарский искренне считал, что с религией
в Стране Советов необходимо покончить — и был одним из
инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству. Известна
публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием о происхождении
человека. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский
стоял на позициях дарвинизма. После продолжительных прений митрополит с лукавством
отметил: «Хорошо, давайте будем считать, что я происхожу от Бога, а Анатолий
Васильевич — от обезьяны». Луначарский тут же парировал: «С огромным
удовольствием принимаю ваше предложение. Но заметьте: в моем случае
прогресс очевиден, а в вашем — увы!»
В конце 1920-х годов нарком
Луначарский много писал — биографии выдающихся людей, литературную
критику, начал работу над Большой советской энциклопедией и параллельно
вел обширную переписку со многими деятелями культуры.
26 декабря 1933 года в городке
Ментона недалеко от Ниццы Луначарскому стало плохо. Сердечный приступ сначала
свалил его в постель, а к концу дня сердце великого мечтателя
остановилось. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской
стене. Троцкий, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но
и честный противник не откажет в уважении его тени».