Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 3070 раз

Библиографическое описание:

Алекберов, Р. А. Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Р. А. Алекберов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58758/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безусловно была и будет одной из самых важных и значимых в области защиты прав данной категории людей.

Невзирая на определённое законодательное закрепление права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их благоустроенным жильём, реализация данного вопроса остается неурегулированной должным образом.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя Конституцию РФ, предусматривающую право каждого ребенка на социальную защиту со стороны государства, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ [2], Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ [3] (в части сохранения права собственности несовершеннолетнего на жилое помещение), Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] (далее — № 159-ФЗ от 21.12.1996г.), Федеральный закон от 29.02.2012г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — № 15-ФЗ от 29.02.2012г.) [5], Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» [7], в последующем изменённое, а так же другие российские и международные нормативно-правовые акты.

На первый взгляд, такое широкое нормативно-правовое регулирование, гарантирующее и регулирующее защиту жилищных прав детей-сирот, несомненно, кажется весьма исчерпывающим, но на практике не позволяет в полной мере реализовать детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей предоставленное им право. На практике часто всплывают те или иные проблемы применения законодательства, требующие внесения изменений в законодательные акты с учетом практики их применения.

Рассмотрим некоторые основные проблемы, возникающие в области осуществления прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Вступивший в силу 01.01.2013 года Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внес поправки в нормативно-правовые акты РФ, касающиеся предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, равно как и лицам из их числа. Основным изменением стало предоставление благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений, а не по договору социального найма, как это было раньше, до 2013 года.

На первый взгляд договоры кажутся схожими, например для обоих видов договоров характерны следующие признаки: жилые помещения предоставляются по нормам площади жилого помещения по договору социального найма; наймодателем является орган государственной и муниципальной власти; типовые формы данных договоров разрабатываются Правительством РФ; закон определяет порядок заключения договоров; договором предусмотрена плата за жилое помещение.

Дети-сироты сразу после выпуска из детских домов и домов-интернатов должны быть обеспечены государством (муниципалитетом) жильем в виде жилых помещений в специализированном фонде. Но практика применения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам свидетельствует о том, что даже среди внеочередников организовалась очередь. Срок обеспечения их жильём иногда мог достигать 5–10 лет. Местные органы власти объясняют это тем, что, предоставив жилую площадь вне очереди обратившемуся в суд лицу, имеющему право на внеочередное обеспечение жильем, они нарушат права (жилищные) других лиц, обладающих таким же правом. Хотя Верховный Суд РФ разъяснял, что предоставление жилья вне очереди должно исключать включения гражданина в какую-либо очередь и лица, имеющие право на внеочередное предоставление жилья, должны быть обеспечены жилым помещением незамедлительно, сразу после возникновения такого права.

Как утверждают некоторые авторы, очень значимой проблемой в сфере осуществления прав детей сирот остается не урегулированность вопроса практической реализации их прав. Так как право определения порядка обеспечения жильем детей-сирот отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, нормы федерального законодательства на региональных уровнях зачастую трактуются по-разному [8]. Противоречащие друг другу нормы федерального и регионального законодательства остаются неясными для юридически-неграмотных детей-сирот и поэтому самостоятельно доказать свое право на получение жилья детям-сиротам весьма проблематично.

В качестве примера можно привести пункт 3 статьи 19 закона Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО [6], который гласит: «В списки органов опеки и попечительства муниципальных образований город Вятские Поляны, город Киров, город Кирово-Чепецк, город Котельнич, город Слободской могут быть включены лица, указанные в части 1 настоящей статьи, выявленные и первично учтенные в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно на территории муниципального образования город Вятские Поляны, муниципального образования город Киров, муниципального образования город Кирово-Чепецк, муниципального образования город Котельнич, муниципального образования город Слободской», что по факту вообще является нарушением Конституции, в которой в статье 27 указано, что «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Для сравнения можно представить выдержку из п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений». При этом важно заметить, что под местом жительства понимается фактическое место проживания, а не место регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 2016 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

Отдельно стоит отметить, очень низкое качество предоставляемого детям-сиротам социального жилья. Обуславливается это недостаточным финансированием строительства жилья, предназначенного для социально-незащищенных групп населения, а также отсутствием заинтересованности застройщиков в строительстве такого рода домов, а именно отсутствие возможности извлечения прибыли. Так же затягивание сроков такого строительства будет являться причиной формирования очереди из нуждающихся.

Путь решения данной проблемы лежит в изменении подхода к порядку обеспечения жилыми помещениями социально-незащищенных групп населения, таких как дети-сироты, независимо от финансовых или социально-экономических показателей субъекта.

Относительно порядка предоставления жилья хотелось бы отметить отсутствие в законодательстве чётких сроков, в рамках которых лица, поставленные на очередь в качестве нуждающихся, будут обеспечены жилыми помещениями. Такой недочёт со стороны законодателя на долгие годы лишает детей-сирот возможности обрести жилье.

Все вышеуказанные проблемы препятствуют реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилых помещений вне очереди, а так же мешают Российской Федерации в полном объёме исполнять принятые на себя обязательства по Конвенции о правах ребенка и иным международным актам в сфере обеспечения прав детей, где Россия выразила приверженность участию в действиях и усилиях мирового сообщества по формированию комфортной среды для жизни детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.);
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. № 188-ФЗ/ СЗ РФ 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ/ СЗ РФ от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;
  4. Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»/ Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880;
  5. Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»/СЗ РФ от 5 марта 2012 г. N 10 ст. 1163
  6. Закон Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО/ сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области от 20 февраля 2013 г. № 1 (часть 1);
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения»/Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 3, ст. 327; 2011, № 3, ст. 545; № 31, ст. 4764; 2012, № 3, ст. 447; № 32, ст. 4566; № 53, ст. 7945; 2014, № 12, ст. 1281; 2015, № 3, ст. 575)
  8. Сизов, С. К. Проблемные вопросы, относимые к жилищным правам детей-сирот и возможные пути решения/ Бабин, И.Г. — Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017.
  9. https://nauchforum.ru/conf/social/vi/21705 (дата обращения 02.05.2018г.)
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, Российская Федерация, жилое помещение детей-сирот, жилое помещение, ребенок, Верховный Суд РФ, внеочередное предоставление жилья, внесение изменений, социально-незащищенная группа населения, социальный найм.


Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите

Современное состояние проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Астраханской области

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Похожие статьи

Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

О некоторых аспектах наркотизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите

Современное состояние проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Астраханской области

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Задать вопрос