В данной статье рассматриваются распространенные среди студентов проблемы, связанные со здоровьем. Предлагаются регулярные занятия физической культурой как способ улучшения здоровья студентов, изучается их влияние на студентов и их значение в учебном процессе.
Ключевые слова: физическая подготовка студентов, физическая культура, проблемы со здоровьем у студентов, мотивация.
Роль физической подготовки для человека трудно переоценить. Занятия спортом и физические нагрузки являются необходимыми элементами нормальной жизни здорового человека. При этом они влияют не только на физическое, но и на психологическое состояние, делают человека энергичным, уверенным в себе, дисциплинированным. Общеизвестным фактом является то, что регулярные физические упражнения положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, способствуют укреплению мускулов, исправлению осанки и нормализации веса, укрепляют кости и придают гибкость суставам и связкам. Человек, занимающийся спортом менее подвержен различным заболеваниям и более устойчив к стрессовым ситуациям и психологически стабилен.
Но на данный момент в нашей стране остро встаёт проблема пониженного внимания к физическому здоровью и занятиям спортом. И, как следствие, ухудшение здоровья населения. Особенно актуальна данная проблема среди молодёжи, а именно — студентов. «Об этом свидетельствует обращение молодого поколения в различные здравоохранительные органы с сердечно-сосудистыми, инфекционными и другими хроническими заболеваниями, которые являются причинами отстранения молодёжи от здорового образа жизни и спорта. Студенты, особенно на начальном этапе обучения в образовательных учреждениях, являются легкоуязвимыми для приобретения различных дисфункций организма, так как сталкиваются с различными проблемами в учёбе, адаптации» [1]. Поступление в высшее учебное заведение для студентов часто связано со сменой места проживания, режима дня и питания, с изменениями условий работы и отдыха, что может нанести значительный урон психологическому и физическому состоянию студента.
Помимо этого, нервная система студента постоянно подрывается стрессовыми ситуациями, связанными с зачётами, курсовыми проектами и экзаменами. Также, исследования отмечают значительный рост количества курящих и употребляющих алкоголь студентов. Вкупе с вышеописанными проблемами, это может нанести сокрушительный удар, в первую очередь, по нервной системе и подорвать психологическое здоровье. Студенты, постоянно находящиеся в стрессовом состоянии, теряют мотивацию к занятиям физическим спортом и двигательными нагрузками. Немалое влияние на здоровье студентов оказывают постоянные проблемы с режимом дня и питанием. Зачастую, студенты совмещают обучение с подработкой в вечернее и ночное время, в ущерб своему режиму дня. Недостаток времени и сил на приготовления пищи влечёт за собой повышенное потребление полуфабрикатов и фастфуда, насыщенных животными жирами и сахарами и канцерогенами.
Борьба с этими проблемами кроется в одном решении — занятии физической культурой, которая является неотъемлемой частью обучения в образовательных учреждениях. Спорт и физическая культура — нормальная и здоровая жизнь, которая открывает безграничные возможности для воплощения сил и талантов в жизнь, а не просто здоровый образ жизни. Но, к сожалению, не вся студенческая молодежь понимает пользу этих занятий. Для наилучшего понимания пользы физической культуры и наилучшего достижения спортивных результатов необходимо сформировать ряд мотиваций, так как не каждый человек может заставить себя заниматься спортом самостоятельно. Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, необходимость в сохранении и укреплении здоровья являются основными причинами для активных занятий физической культурой. Важно, чтобы студенты осознавали всю значимость занятий спортом, во время которых формируются здоровый образ жизни и способность искоренить ряд физиологических нарушений, которые связаны с дисфункциями сердечно-сосудистой и других систем.
С помощью физической культуры и спорта создаётся гармоничная развитая личность. Они помогают мобилизовать все ресурсы организма для достижения высокой цели, повышают умственную работоспособность и настроение. Это происходит за счёт активизации работы центральной нервной системы, кислородного обмена, усиления кровоснабжения головного мозга и повышения количества адреналина и норадреналина в крови. Исследования показывают, что люди, физически активные, намного легче переносят стрессовые нагрузки, а люди, не занимающиеся спортом, быстрее устают, у них быстрее снижается концентрация внимания и продуктивность. Для студента это может быть решающим фактором, так как напрямую связано со стрессовой учебной деятельностью. Физически натренированные студенты более подготовлены к стрессовым ситуациям, в которых необходимо задействовать значительные умственные ресурсы, например, экзаменам и зачётам.
Физические упражнения и спорт способствуют развитию и укреплению дисциплины, повышают чувство ответственности, помогают развивать настойчивость и целеустремленность. Доказано, что физически здоровые студенты чаще становятся лидерами и добиваются успеха, как в учебной деятельности, так и в остальных аспектах жизни. Занятия физической культурой приучают к дисциплине, строгому режиму дня и привычке распланировать своё время и идти к чётко намеченной цели. Здоровый студент — это человек, ценящий себя и понимающий, чего он хочет добиться. Занятия физической культурой являются неотъемлемой частью образовательной программы и направлены на получение студентами навыков самостоятельной организации спортивного досуга и использования своего физического потенциала. Немалую роль в этих занятиях играет мотивация. Если студент мотивирован к занятиям физическими упражнениями, то они только укрепят его волевые качества. Часто хорошей мотивацией может являться результат. Желание достигнуть желаемого результата, развиваться, становиться здоровее, сильнее, красивее, воспитывает в студентах, занимающихся спортом, самоконтроль и настойчивость.
Также, занятия спортом положительно сказываются на функциональном состоянии дыхательной системы, кровообращении и иммунитете. Регулярные занятия физической культурой являются отличной профилактикой таких заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, ожирение. Как показывают исследования, более половины студентов имеют какие-либо хронические заболевания и их количество увеличивается из года в год. Занятия спортом в данном случае оказываются одним из самых эффективных «лекарств» против хронических заболеваний разных органов и систем. Достаточно актуальна на данный момент проблема увеличения числа студентов с остеохондрозом и артрозом по причине малоподвижного и сидячего образа жизни современного студента. Регулярные упорные занятия физической культурой помогают избавиться от этих проблем.
Делая вывод, можно сказать, что занятия физической культурой могут оказать огромное влияние на здоровье студента, улучшить его физические и психологические качества. Но, к сожалению, на данный момент существует проблема мотивации студентов к таким занятиям. Причинами являются неорганизованность, лень, нехватка времени, сил, желания, плохая организация учебного процесса по дисциплине физическая культура. С каждым годом здоровье молодого поколения нашей страны заметно ухудшается, некоторые старческие болезни всё чаще и чаще проявляются уже и у студентов. Поэтому необходимо грамотно подходить к организации физического воспитания студентов и их мотивации. Одним из примеров мотивации можно назвать сдачу норм ГТО, которые дают студентам дополнительные бонусы при обучении и поступлении. Нормы ГТО направлены на улучшение физической подготовки студенческой молодежи и укрепление здоровья. Другими способами мотивации могут быть введение творческой составляющей в процесс занятий, использование игрового и соревновательного методов при организации тренировок, разнообразие секций по отдельным видам спорта.
Как мы видим, занятия физической культурой требуют грамотной и тщательной организации и являются важнейшим аспектом обучения будущих специалистов в высших образовательных учреждениях.
Литература:
- Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36).
- Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 197–202.
- Ермакова Е. Г. Значение физической культуры и спорта в жизни студента // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 5, part 1, с. 43–44.
- Фильчаков С. А., Чернышева И. В., Шлемова М. В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. -2013.- № 10 — с. 192.