Статья посвящена проблеме – работе с одаренными детьми: современному обществу необходимы люди, обладающие ключевыми компетенциями XXI века, профессионалы, которые могут находить новые пути решения предложенных задач. Автор статьи рассматривает методические вопросы по работе с одарёнными детьми. Эти формы работы позволяют им в полной мере раскрыть свои таланты. В данной работе автор представляет собственный опыт, выделяет ключевые моменты по организации проектной и исследовательской деятельности, на которые стоит обратить внимание при работе с этой категорией детей.
Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, метод проектов.
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли,
и требующий к себе огромного внимания.
В.А. Сухомлинский
Многие годы отечественная школа уделяла больше внимания отстающему ученику. Но жизнь не стоит на месте. В связи с изменением общества меняются требования к школьному образованию. Современному обществу необходимы люди, которые обладают ключевыми компетенциями, находят выход из нестандартных ситуаций. Поэтому сегодня проблема работы с одаренными детьми очень актуальна.
«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [8]. Одаренный ребенок – это особенный ребёнок, любознательный, энергичный. У такого ребёнка хорошо развита речь, он обладает большим словарным запасом, ему интересно буквально всё. Одаренные дети – это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному интеллектуальному и духовному развитию, они умеют осознанно ставить перед собой определённые цели и делают все возможное, чтобы реализовать их. Именно таким детям интересно принимать участие в научно-практических конференциях, олимпиадах.
Каждый ребёнок приходит в этот мир со своими способностями и скрытыми талантами, задача педагога и школы помочь раскрыть и развить их. Здесь важная роль, конечно, принадлежит учителю, который должен стать для ребенка авторитетом, личностью, увлеченной своей работой. Задача учителя не оставить без внимания работу одарённого ребёнка, отметить его результаты и достижения, таким образом, стимулировать интерес к последующей творческой работе.
Для выявления одаренных детей: сначала начинаем работу со всем классом, затем во время урочной и внеурочной деятельности мы отмечаем наиболее заинтересованных обучающихся. Особенно заметно проявляют себя одарённые дети при подготовке к внеурочным образовательным событиям. Следующий этап работы с такими детьми – индивидуализация: более углублённая работа с теми из них, кто проявил большую заинтересованность в той или иной предметной области.
Наиболее продуктивными формами работы являются проектная и исследовательская деятельность, участие в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.
Особенностью проектного метода является то, что после сбора необходимого материала, вещественных доказательств, их анализа, систематизации и оформления, обучающиеся должны получить некий продукт: выпуск фильма, видеоролик, презентацию, компьютерный альбом, выставку работ в школьном музее. Этот учебный метод даёт возможность одарённому ребёнку освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, развить свои коммуникативные способности.
Выбор темы исследовательской работы или проекта обычно вызывает затруднение: одарённому ребёнку многое интересно. Именно на этом этапе очень важна роль учителя, который поможет обучающемуся определиться с выбором темы.
Это могут быть темы, связанные с историей семьи, города. Например, при выполнении проектной работы «История семьи» продуктом может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись.
«Путеводитель по городу», «История создания улицы…» – такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города, истории создания улицы. «Ученик приобретает знания об архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. В качестве продукта могут выступать брошюра – путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города, видеоролик, презентации» [3].
«Мой герой» – такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины. Учащийся в своём проекте может рассказать о своих родственниках – участниках, детях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который пополнит экспозиции школьного музея.
Исследовательские работы и проекты, направленные на изучение традиций и обычаев своего народа, пробуждают интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям, воспитывают интерес и любовь к малой родине.
«Метод проектов – один из методов обучения детей, стимулирующий интерес учащихся к актуальным и значимым проблемам современности. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает учащихся в работу, позволяет провести самостоятельное практическое исследование по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбия, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно – деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека – гражданина своей страны» [6].
Таким образом, технологию проектирования можно определить как совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося.
Главной целью проектной и исследовательской работы является развитие личности учащегося. Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Учащиеся, занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью, приобретают положительный, развивающий их результат:
- при формулировании выводов они могут интегрировать знания из различных предметных областей;
- они самостоятельны при выборе решений проблемных ситуаций;
- они развивают коммуникативные умения, ораторские способности;
- они приобретают возможность развить культуру умственного труда;
- учащиеся – победители и призеры конкурсов и научно-практических конференций разного уровня – получают дополнительный стимул к развитию своего творческого потенциала.
Творческие формы работы помогают одарённым детям в выборе профессии и дальнейшем самоопределении.
Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение ученика и учителя. Происходит передача жизненного опыта и нравственных установок от учителя к ученику. А это отвечает главной цели исследовательской и проектной работы – развитие личности учащегося. Обеспечивает дальнейшее творческое развитие одарённого ребёнка.
Литература:
- Краснова В.В. проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения// Юный ученый. – 2016. – №6.1.- С. 31 – 33. URL https://yun.moluch.ru. (дата обращения 12.01.2019).
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // "Завуч", № 1, 2001.
- Нарышкина В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5 – 7 классов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г.Казань: Бук, 2018. – С.44-46.- URL https://moluch.ru (дата обращения 03.02.2019).
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996 –р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Педагогич. соч.: 6 т.- Т.1. – М.: Педагогика,1988. – с.253.
- Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред Н.Б. Шумяковой. Одаренный ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2006.