Ключевые слова: медицинская информационная система (МИС), психическое здоровье, психиатрическая помощь, область психиатрии, элемент данных, информация, услуга.
Информация необходима специалистам в области психиатрии для принятия обоснованных решений. Некоторая информация может быть с пользой собрана и обработана на специальной основе с помощью перекрёстных опросов или цикла аудита. Однако существует важная информация об услугах в области психиатрии и потребностях обслуживаемого населения, которая требует регулярного и последовательного обзора, с тем чтобы те, кто управляет услугами и предоставляет их, могли принимать обоснованные решения в целях повышения эффективности и качества ухода. Это особенно актуально в настоящее время в контексте продолжающихся мероприятий по совершенствованию и реформированию служб охраны психического здоровья населения. В 2005 году ВОЗ опубликовала руководство по информационным системам в области психиатрии в рамках своего "Руководства по политике и услугам в области психиатрии" [1]. Расходы и технические знания, необходимые для создания МИС в области психиатрии, могут показаться чрезмерно высокими.
Медицинская информационная система в психиатрии представляет собой систему для сбора, обработки и анализа информации о психическом здоровье и психиатрической помощи, а также для передачи результатов в форме, доступной и полезной для тех, кто может ее использовать. МИС способствует эффективному планированию, бюджетированию, оказанию психиатрической помощи. Из книги Developing Mental Health Policy следует, что: "информационная структура должна указывать группы людей (например, возраст, пол, этническая группа, социальный класс), которые получают помощь, их конкретные типы проблем психического здоровья, помощь, которую они получают, результаты этой помощи и насколько они удовлетворены” [2].
В идеале Психиатрические информационные системы должны собирать информацию со всех уровней оказания психиатрической помощи, то есть от домашнего ухода до первичного медико-санитарного обслуживания и специализированных психиатрических амбулаторий. На домашнем уровне – это обеспечение ухода за собой и рекомендации по семейному уходу. На уровне первичной медико-санитарной помощи существуют скрытые и очевидные потребности, а также соответствующее медицинское, психологическое и социальное вмешательство. Специализированные психиатрические услуги могут включать услуги по месту жительства, больницу общего профиля и учреждения длительного пребывания. В действительности, попытка создать всеобъемлющую информационную систему для охвата всех этих областей была бы неподъёмной задачей. Исторически даже в самых богатых странах попытки разработать и внедрить крупномасштабные медико-санитарные информационные системы терпели неудачу, поскольку они были громоздкими и слишком дорогостоящими. Более практично начинать в меньшем масштабе, использовать существующие возможности, пользоваться опытом разработки существующих МИС, а также встраивать информационные системы в новые разработки и реформы.
Способ сбора, обработки и использования информации может быть обобщен в виде информационного цикла. Цикл начинается со сбора необработанных элементов данных. Затем они обрабатываются для получения ключевых показателей. Показатели анализируются и готовятся к распространению в виде отчётов. Полученные результаты могут затем способствовать улучшению услуг, которые могут контролироваться, когда цикл начинается снова со следующего цикла сбора данных. Каждый шаг в цикле должен быть выполнен должным образом, чтобы весь процесс был эффективным. Поэтому обучение и обеспечение качества необходимы на протяжении всего цикла. Технический персонал, задействованный на каждом этапе, нуждается в соответствующей подготовке по вводу данных, контролю процесса, передачи данных, методам обработки и формирования отчетности, а также конфиденциальности.
МИС потенциально может предоставить информацию, которая будет полезна для политиков, менеджеров и поставщиков услуг. Однако каждому из этих потребителей информации требуются разные типы информации. Например, поставщики услуг больше всего интересуются информацией об эпизодах оказания помощи и ухода за пациентами. Руководители с большей вероятностью будут использовать информацию о персонале и учреждении в целом, в то время как политики, будут наиболее заинтересованы в информации на системном уровне, чтобы заниматься разработкой реформ в области психиатрии. Для решения этих различных задач МИС должна включать в себя как систему регистрации пациентов для сбора данных о них, так и систему управления услугами для сбора информации об услугах, которую можно использовать для управления и планирования.
МИС собирает набор необработанных данных или элементов данных. На уровне пациента элементы данных могут включать социально-демографическую и клиническую информацию. Последнее включает диагноз, степень тяжести, продолжительность, инвалидность, семейный анамнез, результаты исследования, использование услуги и клинический результат.
Для того, чтобы быть полезными, данные элементы используются для построения показателей. Показатели представляют собой сводные показатели службы психического здоровья и обслуживаемого населения. Построение показателя обычно включает в себя применение формулы для стандартизации элемента с учетом численности населения или периода времени. Например, элемент данных о количестве поступающих может быть использован для построения показателя количества поступающих в год на 10 000 человек, относящихся к группе риска. Индикаторы свидетельствуют о текущей ситуации и, если они повторяются, могут использоваться для мониторинга изменений. Показатели являются валютой МИС, и поэтому определение соответствующих и полезных показателей должно быть отправной точкой, прежде чем указывать элементы информации, которые должны собираться в наборе данных МИС.
Индикаторы подразделяются на четыре основных типа: потребность, вклад, процесс и результат. Индикаторы потребности суммируют потребности в психиатрической помощи или уходе, например: процент с хроническими и постоянными проблемами психического здоровья или процент с новыми эпизодами общего психического расстройства. Входные показатели суммируют ресурсы, которые вкладываются в охрану психического здоровья, например: человеческие ресурсы, деньги, кровати и лекарства. Индикаторы процесса суммируют то, что делается службой охраны психического здоровья, например: количество принятых пациентов или количество госпитализаций, стандартизированных для определенного периода времени, и группы риска. Показатели результатов, пожалуй, наиболее трудно измерить: они обобщают влияние службы охраны психического здоровья на психическое здоровье обслуживаемой группы населения, например, путем уменьшения симптомов, инвалидности и самоубийств или улучшения качества жизни.
Учитывая все вышесказанное, компоненты МИС следует разрабатывать по мере появления возможностей, сохраняя при этом гибкость методов и учитывая то, что каждый компонент в конечном итоге может стать частью комплексной системы. Основные трудности могут возникнуть при интеграции МИС в больнице общего профиля. Пути решения проблем можно искать, работая с персоналом, работающим в сфере здравоохранения. На психиатрических службах лежит ответственность за обеспечение эффективной и действенной стационарной, неотложной и долгосрочной помощи, которая должна основываться на данных, полученных из МИС. Наконец, важно рассматривать возможность разработки и внедрения новых компонентов МИС, когда внедряются новые услуги или проводятся реформы в сфере оказания психиатрической помощи.
Литература:
- ВОЗ: Mental health information systems. – 2005. Доступно по ссылке: http://www.who.int/mental_health/policy/mnh_info_sys.pdf.
- Jenkins R., McCulloch A., Friedli L., Parker C. Developing Mental Health Policy // Psychology Press, – 2002. – 59-64