Влияние национальной архитектуры Татарстана на мировоззрение современного человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 635 раз

Библиографическое описание:

Зубкова, Я. О. Влияние национальной архитектуры Татарстана на мировоззрение современного человека / Я. О. Зубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58812/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: национальная архитектура, влияние архитектуры на мировоззрение, сравнение традиционной и современной архитектуры, формирование взглядов под воздействием традиционной архитектуры.

В последнее время новое строительство обезличивает города с многовековой историей. Современные здания становятся однотипными, похожими одно на другое. Это влияет на мировосприятие нового поколения людей, они все меньше соотносят себя с Великой историей города, теряют связь с прошлым. Цель статьи — выявить особенности национальной архитектуры Татарстана, сравнить традиционную и современную архитектуру в республике, а также определить, как архитектура влияет на мировоззрение современного человека.

Сравнение традиционной и современной архитектуры поможет отследить изменения в тенденции национального строительства, а вместе с тем, и изменения в мировосприятии человека.

Выявленные способы могут быть основой проектирования новых зданий. Полученные данные влияют на проектирование национального облика Казани.

Архитектура воздействует на человека, формируя его мировоззрение, воспитывая его духовную культуру. В этом и заключается ее ценность. Архитектура влияет на нас и своей формой, поэтому современная архитектура должна быть рациональной. Но не всегда архитектура представляла собой монотонные здания, она менялась, эволюционировала вместе с человеком.

В широком понимании, когда говорят об архитектуре России, имеют в виду те знаковые постройки, которые так или иначе отложили след в головах жителей и туристов. Но мало кто понимает, что архитектуру России надо разграничивать, осозновать, что есть и локальная архитектура, исторически она и не принадлежит к истокам русского народа, так как ее развитие шло иным путем, локальная архитектура подчинялась другим принципам формирования, так как исторические условия и приемы строительства сооружений у каждого народа были разными. То есть в Российской Федерации есть архитектура России (новое время), а есть архитектура локальная — архитектура народов, которые стали частью страны в ходе исторических событий.

В статье в качестве локальной архитектуры рассматривается архитектура татарская. Это две разные исторические линии так же, как языки — есть русский язык, а есть татарский. С этой точки зрения, архитектура Казани не повторяет русскую архитектуру (рис.1.), она намного древнее, в наше время развивается параллельно.

Рис. 1. Панорама Казани. Начало 19 века

Большая заслуга в изучении татарской архитектуры принадлежит Н. Х. Халитову, Ф. Х. Валееву, Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой. Их труды служат основным источником знания об истоках татарской архитектуры.

Татарская архитектура — архитектура, сформировавшееся под влиянием оседлого и кочевого образа жизни в древние времена, развиваясь в эпохи Золотой Орды, Татарских ханств и под владычеством Российской империи. Архитектура была сформирована в течение долгих столетий и зависела от культуры, эстетики и религии населения, поэтому соединяет в себе уникальное сочетание восточного, русского, булгарского, золотоордынского зодчества, европейских стилей, господствующих в России в то или иное время, что особенно это чётко отражено на татарских мечетях [1].

Историю развития татарской архитектуры в целом можно разделить на четыре больших этапа: Архитектура Болгарии Волжско-Камской (архитектурный ансамбль построек в городе Булгар, чертово городище в Елабуге), архитектура периода Казанского ханства (башня Сююмбике, ансамбль казанского кремля — несмотря на перестройку русских архитекторов сохранил все основы расположения строений и особенностей татарского стиля), архитектурные сооружения времен российской оккупации (татарские мечети 17–19 веков, дома татарских купцов, татарские слободы — казанская, томская, московская) и новейшая архитектура независимого Татарстана (белая мечеть в Болгарах, Кул Шариф, дворец земледелия). Несмотря на столь длительный период развития и становления архитектурных традиций, влияния соседних архитектурных школ и направлений, следует отметить, что архитектура татар во все время имела и имеет свои национальные особенности отличающие ее от всего многообразия архитектурных памятников человечества.

Середина 18 века стала началом нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с русской культурой и, как следствие, восприятие элементов западноевропейской культуры. Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барокко и классицизма, сохранив при этом традиционные особенности планировки и формы булгарского зодчества [1] (рис.2.).

Рис. 2. Дом Ушкова на Воскресенской улице, 19 век

Урон, нанесённый культовым и монументальным памятникам Татарстана в период существования СССР соразмерен с худшими периодами средневековья [1]. После революции начался процесс почти полного уничтожением культовых зданий. Строительство культовых сооружений оставалось в некоторых сёлах до 30-х годов. Во время существования Советского Союза было разрушено или перестроено большинство культовых памятников республики Татарстан. Строительство мечетей возрождается лишь в 80-х годах и осуществляется в двух направлениях: традиционном (татарское зодчество с минаретом на крыше) и универсальным (рис.4,5). В проектах мечетей стали прослеживаться новаторские идеи и попытки возрождения архитектурного наследия казанского ханства. С другой стороны, строительство мечетей никто не координировал, поэтому многие здания отличаются низким качеством [2,3].

Рис. 3. Строительство мечети Кул-Шариф, Казань

Рис. 4. Мечеть Кул-Шариф, Казань

В современном городе можно увидеть, как с течением времени менялась архитектура. Вблизи исторических памятников на глазах вырастают безликие строения, что отражается как на мировоззрении человека, так и на облике города в целом. Теряется его национальная идентичность. Также одной из современных проблем в городах за последние десятилетия стало негативное воздействие серых однотипных грубых построек на эмоциональное и душевное состояние человека.

В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя среду: голые торцы зданий, большие площади остекления, заборы, крыши, асфальт. Не меньшее зло оказывают видимые поля, покрытые простым повторяющимся рисунком: сетки, решетки, фасады с длинными рядами одинаковых окон и многие другие элементы городской архитектуры (рис.5). Столь противоестественное для глаза окружение способно вызывать, по мнению специалистов, психологические и даже социальные отклонения, не говоря о том, что человек перестает осознавать себя частью большой культуры, теряет свою историю и вместе с этим не может передать какие-то исторические основы следующему поколению [4].

Очень важно, что сегодня архитекторы и дизайнеры могут создавать полезную для человека визуальную среду уже не стихийно, а вполне осознанно. Для этого необходимо учитывать историческую застройку и помнить о том, что вместе с архитектурой передается история всего народа (рис.6).

Рис.5. ЖК «Лазурные небеса», Казань

Рис.6. Контраст традиционной архитектуры мечети и современного здания

Организм человека — это единая система. Информация, которую он воспринимает зрительным центром моментально поступает в мозг, формирует мировоззрение и восприятие в целом на уровне мышления.

Современные здания негативно влияют на эмоциональное состояние человека в целом. Зачастую он не может определить причину своего плохого самочувствия, ведь процессы восприятия окружающей среды происходят на уровне подсознания. Монотонность жилых зданий действует на людей угнетающе. Также зачастую материалы, которые используются при строительстве современных зданий не являются экологичными, содержат массу вредных веществ.

Порой философы непосредственно занимались архитектурной проблематикой. Представления Платона и Аристотеля о планировочном и функциональном строении города были восприняты христианством (Небесный Иерусалим в «Откровении Иоанна Богослова») и до XVII века отражались в облике европейских городов, в том числе Москвы. Рабочими понятиями в архитектуре становились со временем категории, которые философы вводили в культуру безотносительно к архитектурной проблематике. Учение Пифагора и пифагорейцев о роли числа во Вселенной составило основу фундаментальных количественных законов архитектуры [5].

Такие важные для архитектуры понятия как форма, порядок, положение, величина, объем были обозначены Демокритом в качестве характеристик изучаемых им атомов. О том, как эта понятийная сетка была соотнесена с архитектурой, можно узнать из труда Витрувия «Десять книг об архитектуре». Особый интерес у архитекторов вызывали эстетические трактаты, в которых философы стремились понять природу красоты, найти особенности, цели, а порой и методы художественного творчества.

Современные города сегодня оказываются не благоприятным местом для проживания и развития человека, так как сочетают в себе большое факторов, которые влияют на физическое и психическое здоровье человека.

Одной из причин негативного воздействия человека является современная архитектура, которая не отражает в себе принцип золотой пропорции.

Как известно из древних знаний, Золотая пропорция является фундаментальным принципом построения живой материи, в связи с этим, всё, что не соответствует ей зачастую оказывается нежизнеспособным и разрушающим. Форма, выведенная столетия назад, содержащая в своей основе построения сочетание принципа золотой пропорции и симметрии, способствует наилучшему зрительному восприятию и ощущению красоты и гармонии. Известно, что в большинстве случаев все произведения искусства от архитектуры, до живописи и скульптуры воспринимаются совершенными только в том случае, если в них проявлен принцип золотой пропорции [5].

Принцип золотой пропорции заложен во всех формах живого вещества, от клетки до структурных элементов Поля Формы Земли и Вселенной. Это есть идеальная норма построения всего живого и развивающегося. Нарушение или несоответствие этому принципу всегда приводит к угнетению, задержке развития, к ослаблению и заболеванию, что в конечном счёте ведёт со временем к уничтожению живого организма [5].

Форма любого объекта и его пропорции формируются линиями, которые мы воспринимаем на визуальном и подсознательном уровне.

thumb 5

Рис. 7. Однообразная застройка

К сожалению, то, что планировалось улучшить, со временем только принесло ущерб новому поколению людей, постсоветских. Не только здания стали типовыми, но и целые кварталы, города (рис.7). Названия улиц одного города часто не отличаются от другого, создаются целые фильмы, где обыгрывается этот городской уклад с разных сторон. Переезжая из одного города России в другой, можно спутать названия этих самых городов. Настоящее обезличивание традиций, а ведь ранее каждый город имел свою многовековую историю, каждая волость развивалась по своим традициям. Исчез местный колорит, люди стали походить друг на друга, как и дома. Все реже можно встретить исторические выдающиеся здания, но еще можно. В этом еще одна задача для архитекторов — не потерять остатки самобытности городов. Не застраивать все типовыми проектами, а грамотно формировать среду на основе заложенных и пережитых город традиций.

В архитектуре послереволюционного периода наиболее ярко проявились идеи конструктивизма, где за основу формы были взяты простые геометрические формы (пирамиду, куб, цилиндр), а также демонстрация самой конструкции здания и строительных материалов. Этот эксперимент переносился и тиражировался по всему Советскому Союзу.

В 20 веке городская форма чаще вытекала из теории, чем из анализа среды. Влияние архитектуры на психику человека не бралось во внимание. Человеческий фактор был снижен. Стремились к техническому прогрессу. Искали новую форму города, новый силуэт, были открыты к техническому прогрессу.

Интересная национальная архитектура, с ярко выраженным колоритом способна формировать правильное национальное сознание жителей города и уважительное отношение к истории народа от гостей/туристов.

Не стоит отрицать влияние архитектуры на подсознание человека, а в связи с этим и на глобальные изменения в обществе. С помощью архитектуры можно выявить направление, по которому будет двигаться общество и государство, если будут прорывы в сфере строительства, то люди будут думать, что стоят на пороге открытий, чего-то нового, а значит и сами будут меняться. Очень важно понимать, что при строительстве новых зданий необходимо обращаться к истории и возрождать забытые традиции.

Литература:

  1. Халитов Н. Х. Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х — начала 1960-х гг. [Текст]: историко-архитектурное исследование: [монография] / Нияз Халит, Наиля Альменова-Халит. — Казань: Татарское книжное изд-во, 2016. — 247 с.: ил.; 25 см.; ISBN 978–5–298–03171–4: 2500 экз.2.
  2. А. П. Смирнов Татарская архитектура // Волжские Булгары/А. П. Смирнов — Рипол Классик, 2013
  3. Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова Древнее искусство Татарии — Рипол Классик
  4. В. Филин. «Глаз не любит гомогенного поля»//«Вести союза архитекторов России» № 9, 1998, с. 11–12
  5. Н. Г. Попова. История и философия науки (архитектуры): учебное пособие (развернутая программа) для аспирантов творческих специальностей.– М.: МАРХИ, 2013.– С. 80
Основные термины (генерируются автоматически): архитектура, золотая пропорция, современная архитектура, татарская архитектура, архитектура России, влияние архитектуры, здание, Казань, локальная архитектура, Советский Союз.


Ключевые слова

национальная архитектура, влияние архитектуры на мировоззрение, сравнение традиционной и современной архитектуры, формирование взглядов под воздействием традиционной архитектуры

Похожие статьи

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе

В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Экономика строительства и ее роль в развитии национальной экономики

В данной статье рассматриваются особенности развития современных взглядов в развитии экономики строительства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие строительства.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка

В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.

Похожие статьи

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Традиции и инновации в татарских шамаилях начала XX века

В статье автор исследует взаимодействие традиций и инноваций в развитии татарских шамаилей начала XX века, акцентируя внимание на влиянии исторических событий и социальных изменений на художественную культуру.

Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе

В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Влияние танцевальной культуры на человека

Рассматривается вопрос о влиянии танцевальной культуры на сферы деятельности человека, а также его организм. Исследование данной темы позволит нам сделать вывод о значимости танцевальной культуры для развития культуры в целом. Цель нашего исследован...

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Экономика строительства и ее роль в развитии национальной экономики

В данной статье рассматриваются особенности развития современных взглядов в развитии экономики строительства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие строительства.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка

В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.

Задать вопрос