Ключевые слова: внешняя среда, общее внешнее окружение, развитие предприятия, STEP-анализ, PEST-анализ, ресторанный бизнес, общественное питание.
Важным шагом исследования сферы деятельности предприятия является анализ его внешней среды (STEP-анализ), представленный в таблице 2. Посредством данного инструмента реализуется возможность исследовать влияние факторов внешней среды на отрасль, в которой функционирует предприятие. Для проведения анализа чаще используют 4 области внешнего окружения: экономическую, политико-правовую, научно-техническую и социальную. Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа сводятся в матрицу, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения [3].
В данной работе проведен анализ внешней среды для предприятий общественного питания 1-го класса как самого распространенного [1]. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты STEP-анализа
Код реакции |
Количество повторений |
Содержание реакции |
Р1 |
2 |
Уменьшение затрат на реализацию |
Р2 |
3 |
Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов |
Р3 |
3 |
Развитие предприятия |
Р4 |
2 |
Тщательный контроль качества производимой продукции |
Таблица 2
STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса
Область общего внешнего окружения |
Фактор общего внешнего окружения |
Текущее значение фактора (2018 год) |
Предполагаемое изменение фактора (2019 год) |
Угроза/Возможность для предприятия |
Стратегическая реакция на изменение фактора |
Код реакции |
Экономическая область |
Уровень инфляции[1] |
2,52 % |
от 2,8 % до 3,8 % |
Возможность — снижение цен на продукты |
Уменьшение затрат на реализацию |
Р1 |
Конкуренция |
два прямых конкурента, один — косвенный |
два прямых конкурента, один — косвенный |
Угроза — выбор потребителями конкурентной продукции |
Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов |
Р2 |
|
Уровень платежеспособности потребителей |
платежеспособность потребителя позволяла обедать или ужинать в ресторане |
увеличение платежеспособности в связи с уменьшением инфляции |
Возможность — увеличение доходов |
Развитие предприятия |
Р3 |
|
Появление постоянного клиента |
было 20 % клиентов, имеющих карту постоянного гостя |
у 25 % клиентов ресторанов была карта постоянного гостя |
Возможность — увеличение доходов, расширение организации |
Развитие предприятия |
Р3 |
|
Область общего внешнего окружения |
Фактор общего внешнего окружения |
Текущее значение фактора (2018 год) |
Предполагаемое изменение фактора (2019 год) |
Угроза/Возможность для предприятия |
Стратегическая реакция на изменение фактора |
Код реакции |
Политико-правовая область |
Законодательство в области регулирования деятельности предприятий общественного питания (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания», ФЗ «О техническом регулировании» и т. д.) |
Изменения законодательства |
Угрозы — ужесточение контроля за деятельностью предприятий общественного питания приведет к увеличению затрат, направленных на соблюдение обязательных норм |
Тщательный контроль качества производимой продукции |
Р4 |
|
Государственная поддержка малого бизнеса (упрощенная система налогообложения, субсидии) |
упрощенная форма ведения финансовой отчетности, снижение налоговых ставок |
изменение налогового бремени |
Возможность — уменьшение налогового бремени приведет к уменьшению затрат Угроза — увеличение налогового бремени приведет к увеличению затрат |
Уменьшение затрат на реализацию |
Р1 |
|
Научно-техническая область |
Развитие проникновения в отрасль сети Интернет и мобильных технологий (информирование в СМИ о ресторане, отзывы «тайных покупателей», отзывы на форумах) |
Увеличение взаимодействия между потребителями (отзывы в соц. сетях и на форумах), а также между потребителями и организацией |
Возможность — повышение эффективности маркетинговых исследований |
Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов |
Р2 |
|
Появление нового оборудования и инвентаря |
Повышение уровня инновационной активности предприятий, государственная поддержка научных проектов стимулируют ускорение НТП, а, следовательно, выпуск инновационного оборудования и инвентаря |
Возможность — покупка инновационного оборудования для повышения эффективности работы предприятия Угроза — покупка инновационного оборудования конкурентами |
Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов |
Р2 |
||
Социально-культурная область |
Ужесточение требований потребителя к качеству продукции и уровню сервиса |
Требования к высокому качеству по умеренным ценам |
Усиление тенденции |
Угроза — слишком жесткие, невыполнимые требования клиентов |
Тщательный контроль качества производимой продукции |
Р4 |
Прирост населения [4] (в в 2015 г. — 132 530 чел., 2016 г. — 146 544 710 чел., 2017 г. — 146 804 372 чел.) |
Постепенное увеличение рождаемости |
Возможность — увеличение потребительского сегмента |
Развитие предприятия |
Р3 |
||
Литература:
- ГОСТы и стандарты / URL: https://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_50762–95 (дата обращения: 05.05.2019)
- Глухов В. В. Стратегический менеджмент инновационной организации: учебное для студентов специальности «Управление инновациями». / Глухов В. В., Зобов А. М., Какаева Е. А., Киселев Б. Н., Козлов А. В. М.: ГУУ, 2009–387 с.
- PEST-анализ / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/PEST-анализ (дата обращения: 05.05.2019)
- Население России / Численность населения / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_России (дата обращения: 01.05.2019)
[1] Согласно официальным данным Министерства Финансов Российской Федерации, опубликованным в январе 2018 года