STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 08.05.2019

Статья просмотрена: 7019 раз

Библиографическое описание:

Шакина, В. О. STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса / В. О. Шакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58817/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: внешняя среда, общее внешнее окружение, развитие предприятия, STEP-анализ, PEST-анализ, ресторанный бизнес, общественное питание.

Важным шагом исследования сферы деятельности предприятия является анализ его внешней среды (STEP-анализ), представленный в таблице 2. Посредством данного инструмента реализуется возможность исследовать влияние факторов внешней среды на отрасль, в которой функционирует предприятие. Для проведения анализа чаще используют 4 области внешнего окружения: экономическую, политико-правовую, научно-техническую и социальную. Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа сводятся в матрицу, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения [3].

В данной работе проведен анализ внешней среды для предприятий общественного питания 1-го класса как самого распространенного [1]. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты STEP-анализа

Код реакции

Количество повторений

Содержание реакции

Р1

2

Уменьшение затрат на реализацию

Р2

3

Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов

Р3

3

Развитие предприятия

Р4

2

Тщательный контроль качества производимой продукции


Таблица 2

STEP-анализ отрасли ресторанного бизнеса

Область общего внешнего окружения

Фактор общего внешнего окружения

Текущее значение фактора

(2018 год)

Предполагаемое изменение фактора (2019 год)

Угроза/Возможность для предприятия

Стратегическая реакция на изменение фактора

Код реакции

Экономическая область

Уровень инфляции[1]

2,52 %

от 2,8 % до 3,8 %

Возможность — снижение цен на продукты

Уменьшение затрат на реализацию

Р1

Конкуренция

два прямых конкурента, один — косвенный

два прямых конкурента, один — косвенный

Угроза — выбор потребителями конкурентной продукции

Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов

Р2

Уровень платежеспособности потребителей

платежеспособность потребителя позволяла обедать или ужинать в ресторане

увеличение платежеспособности в связи с уменьшением инфляции

Возможность — увеличение доходов

Развитие предприятия

Р3

Появление постоянного клиента

было 20 % клиентов, имеющих карту постоянного гостя

у 25 % клиентов ресторанов была карта постоянного гостя

Возможность — увеличение доходов, расширение организации

Развитие предприятия

Р3

Область общего внешнего окружения

Фактор общего внешнего окружения

Текущее значение фактора

(2018 год)

Предполагаемое изменение фактора (2019 год)

Угроза/Возможность для предприятия

Стратегическая реакция на изменение фактора

Код реакции

Политико-правовая область

Законодательство в области регулирования деятельности предприятий общественного питания (ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания», ФЗ «О техническом регулировании» и т. д.)

Изменения законодательства

Угрозы — ужесточение контроля за деятельностью предприятий общественного питания приведет к увеличению затрат, направленных на соблюдение обязательных норм

Тщательный контроль качества производимой продукции

Р4

Государственная поддержка малого бизнеса (упрощенная система налогообложения, субсидии)

упрощенная форма ведения финансовой отчетности, снижение налоговых ставок

изменение налогового бремени

Возможность — уменьшение налогового бремени приведет к уменьшению затрат

Угроза — увеличение налогового бремени приведет к увеличению затрат

Уменьшение затрат на реализацию

Р1

Научно-техническая область

Развитие проникновения в отрасль сети Интернет и мобильных технологий (информирование в СМИ о ресторане, отзывы «тайных покупателей», отзывы на форумах)

Увеличение взаимодействия между потребителями (отзывы в соц. сетях и на форумах), а также между потребителями и организацией

Возможность — повышение эффективности маркетинговых исследований

Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов

Р2

Появление нового оборудования и инвентаря

Повышение уровня инновационной активности предприятий, государственная поддержка научных проектов стимулируют ускорение НТП, а, следовательно, выпуск инновационного оборудования и инвентаря

Возможность — покупка инновационного оборудования для повышения эффективности работы предприятия

Угроза — покупка инновационного оборудования конкурентами

Внедрение спектра новых услуг или продуктов, не имеющих аналогов у конкурентов

Р2

Социально-культурная область

Ужесточение требований потребителя к качеству продукции и уровню сервиса

Требования к высокому качеству по умеренным ценам

Усиление тенденции

Угроза — слишком жесткие, невыполнимые требования клиентов

Тщательный контроль качества производимой продукции

Р4

Прирост населения [4] (в в 2015 г. — 132 530 чел.,

2016 г. — 146 544 710 чел.,

2017 г. — 146 804 372 чел.)

Постепенное увеличение рождаемости

Возможность — увеличение потребительского сегмента

Развитие предприятия

Р3


Литература:

  1. ГОСТы и стандарты / URL: https://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_50762–95 (дата обращения: 05.05.2019)
  2. Глухов В. В. Стратегический менеджмент инновационной организации: учебное для студентов специальности «Управление инновациями». / Глухов В. В., Зобов А. М., Какаева Е. А., Киселев Б. Н., Козлов А. В. М.: ГУУ, 2009–387 с.
  3. PEST-анализ / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/PEST-анализ (дата обращения: 05.05.2019)
  4. Население России / Численность населения / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_России (дата обращения: 01.05.2019)

[1] Согласно официальным данным Министерства Финансов Российской Федерации, опубликованным в январе 2018 года

Основные термины (генерируются автоматически): общее внешнее окружение, общественное питание, развитие предприятия, внедрение спектра новых услуг, внешняя среда, уменьшение затрат, возможность, инновационное оборудование, код реакции, производимая продукция, тщательный контроль качества.


Похожие статьи

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Кластерный подход в общественном питании

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Теоретические основы event-мероприятий в сфере торговли

В настоящей статье автор анализирует сущность, содержание, значение и основные инструменты event-мероприятий для продвижения продукта или стимулирования продаж.

Адаптационные меры ресторанного бизнеса в условиях самоизоляции целевой аудитории: маркетинговый аспект

Статья посвящена антикризисным маркетинговым мероприятиям, которые принимаются топ-менеджерами ресторанного бизнеса в условиях самоизоляции целевой аудитории.

Маркетинговое исследование потребительской ценности кефира

Актуальные направления бизнеса в рамках стрит-ритейла на разных стадиях формирования жилых комплексов

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Похожие статьи

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Кластерный подход в общественном питании

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Теоретические основы event-мероприятий в сфере торговли

В настоящей статье автор анализирует сущность, содержание, значение и основные инструменты event-мероприятий для продвижения продукта или стимулирования продаж.

Адаптационные меры ресторанного бизнеса в условиях самоизоляции целевой аудитории: маркетинговый аспект

Статья посвящена антикризисным маркетинговым мероприятиям, которые принимаются топ-менеджерами ресторанного бизнеса в условиях самоизоляции целевой аудитории.

Маркетинговое исследование потребительской ценности кефира

Актуальные направления бизнеса в рамках стрит-ритейла на разных стадиях формирования жилых комплексов

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Взаимосвязь антикризисного управления и управления рисками в деятельности коммерческого предприятия

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Задать вопрос