В статье подчеркивается необходимость инновационного развития сферы образования в Российской Федерации. Проанализированы аспекты привлечения венчурных инвестиций в развития российских образовательных организаций. Конкретизированы основные риски инновационного инвестирования. Оценены особенности применения системного подхода в оценке рисков венчурного инновационного инвестирования.
Ключевые слова: инновационное развитие, внедрение инноваций, венчурные инновационные риски, инвестиции, сфера образования.
Одним из важных направлений экономической политики во всех развитых странах мира провозглашено построение экономики знаний. Задача перехода к диверсифицированной инновационной экономике, является крайне актуальной и для нашей страны [3]. Необходимость повышения качества образования и обеспечение его доступности обусловливает внедрение в сферу образования как собственных инноваций, разработанных специально для образования, так и поиск инноваций в других сферах жизни общества, способных усовершенствовать образование и вывести его на абсолютно новый качественный уровень. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование должно стать непременно активным и инновационным, что согласуется с нормативными правовыми документами федерального и регионального уровня, например, с Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором, в частности, предполагается в рамках модернизации системы образования обеспечить «переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности».
Создание новшеств как в образовании, так и в любой другой отрасли или сфере экономической системы — это, как правило, рискованный процесс из-за невозможности заранее предсказать результаты новаторской деятельности, что снижает привлекательность вложений в него для частных инвесторов. Однако, отказ от осуществления рискованных, но, одновременно перспективных образовательно-научных проектов в условиях интенсивного научно-технического прогресса грозит на практике куда большими финансовыми потерями как для бизнеса, так и для экономики и социума в целом. В этой связи именно деятельность венчурных фондов в системе распространения инноваций имеет важное значение для обеспечения их эффективности. От механизма венчурного финансирования инновационных начинаний выигрывают все — и инновационные компании-реципиенты, которые получают возможность финансирования своих разработок, и инвесторы, которые могут достигнуть высоких прибылей за счет роста капитализации проинвестированных компаний, и государство — за счет роста налоговых поступлений и создания новых рабочих мест.
Типичной схемой венчурного финансирования инновационно ориентированного проекта является схема с использованием звена-посредника между венчурными инвесторами и компаниями-реципиентами — так называемого венчурного института (фонда). На начальном этапе функционирования фонда под руководством управляющей компании происходит выбор объектов инвестиций, список которых утверждается инвестиционным комитетом фонда, представляющим интересы всех инвесторов. По окончании деятельности фонда, после «выхода» из проинвестированных компаний вознаграждение управляющей компании составляет 20–25 % от прибыли, что является компенсацией за эффективное управление [17].
Итак, управление венчурными рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предполагает использование мер, позволяющих снизить неопределённость результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели и обеспечить экономическую обоснованность вложения финансов. Вышеизложенное приводит к необходимости формирования категорий последовательных действий, то есть к алгоритму управления рисками инновационной деятельности, представленному на рисунке 1.
Для формирования системы показателей степени и направленности риска следует исходить из специфики сферы образования, особенностей функционирования на рынке образовательных услуг, источников инвестирования и направлений инновационного развития. В последовательном поэтапном процессе необходимо выявить факторы идентификации рисков с помощью классификации рисковых событий, кроме того, важно оценить шансы или вероятность прибыли от инвестирования, сравнить значимость и серьезность наступления последствий и частоту возникновения рисков, выявить потенциал минимизации рисков.
Рис. 1. Алгоритм управления рисками инновационной деятельности
В инновационной деятельности возникают риски условий, процесса и продукта, которые могут быть простыми, комбинированными, дополнительными и усиливающимися. Кроме того, выделяют риски оригинальности технологий и продуктов, информационной, технологической, юридической и финансовой неадекватности, неуправляемости инновационного проекта, несоответствия целей и и ожиданий инвестора.
При оценке риска используют прямые и косвенные показатели, позволяющие выявить возможности и остроту наступления ситуации, подлежащей контролю и урегулированию. В системной оценке важно выявить условия, внешние и внутренние факторы, направления нивелирования рисков. В состав прямых показателями риска включены параметры роста основных экономических характеристик- это объёмы производства или реализации продукции, товарооборот, издержки и чистая прибыль, для косвенных показателей инвестиционного риска состояние капитала необходимо рассчитать скорость оборота активов, соотношения заёмных и собственных средств, ликвидности активов, коэффициенты устойчивости и развития. Для анализа рисков можно применять методы аналогии, метод дерева решений, метод Монте-Карло, методы балльной оценки, метод портфолио, экспертные методы, моделирование рисков.
Полностью избежать риска в инновационном предпринимательстве невозможно, так как для разных инноваций существуют различия в спросе и предложении, в конверсии и устаревании. Отметим, что венчурное инвестирование отличается наивысшей степенью экономической рискованности и предполагает оценку рисков упущенной выгоды, рисков снижения доходности и риска прямых инвестиционных потерь ввиду неверного выбора объекта вложения. По источнику возникновения рисков можно выделить систематические и несистематические риски. Влияние систематических рисков связано с общим состоянием и развитием экономики, структурой и динамикой развития рынка, стадиями финансово-экономического цикла. Несистематические риски возникают при реализации конкретных проектов, в условиях определенных объектами инвестирования. Следует подчеркнуть, что для венчурного инвестора важны особенности страны, финансовый рынок, источники инвестиций, валютные риски, специфика взаимодействия с представителями организации. В системном плане оценка венчурных рисков исходит из самой сущности и включает высокую степень рисков и отсутствие гарантий для инвесторов, средний и длительный срок окупаемости вложений, высокий доход в форме прироста капитала, предполагает инвестирование через специальный венчурный фонд, причем возврат инвестиций происходит при выходе на рынок с акциями и продажей доли инвестора с наращением стоимости.
В связи с тем, что в образовательных структурах инновационные проекты при поддержке венчурного капитала отличаются характерными особенностями, необходимо оценивать специфику инновационной деятельности по степени неопределенности конечных результатов реализации проектов, срокам их завершения и необходимым объемам инвестирования. Успех в достижении результатов зависит от оригинальности конструктивной и технологической идеи нового продукта, от методов и качества управления инновациями и инвестициями.
Система управления рисками представляет собой совокупность методов, способов и приёмов, взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, направленных на минимизацию рисков. Использование этих методов в определённой степени должно помогать корректировать прогнозы наступления рисковых событий, чтобы принимать упреждающие и корректирующие меры по снижению отрицательных последствий и силы влияния. Устойчивость системы управления рисками инновационных проектов зависит от степени открытости и подверженности влиянию внешних и внутренних факторов.
Таблица 1
Систематизация иметоды снижения рисков инновационного развития образовательной организации
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Риски образовательной организации |
Методы снижения риска |
Политическая устойчивость и гарантии |
Уровень развития и самостоятельности образовательной организации |
Уровень конкурентоспособности и качества образовательной деятельности |
Диверсификация, резервирование, трансфер |
Экономическая среда и развитие рынка |
Инновационная активность и кадровое обеспечение |
Активность, творческое наполнение и результативность научно- исследовательской деятельности |
Лимитирование, диверсификация, повышение ответственности |
Правовые основы |
Научно- технологическая база организации |
Устойчивость, динамика и самостоятельность финансовой деятельности |
Избегание, лимитирование, трансфер |
Нормативная база в сфере регулирования риска (нормативы, методики, рекомендации, стандарты бухгалтерского учёта) |
Стратегическое планирование и обоснованность развития |
Качество и эффективность управления кадрами |
Лимитирование, трансфер, распределение ответственности |
Социально-культурная среда |
Качество финансового менеджмента |
Риски безопасности |
Избегание, трансфер |
Зарубежный опыт управления риском |
Оптимизация структуры и взаимодействия с сопряженными организациями |
Управление имуществом с позиции обновления, технологического наполнения и эргономики |
Избегание, трансфер, резервирование средств |
Инвестиционная активность |
Организационная культура учреждения |
||
Наиболее проявляемыми чертами внешней среды можно назвать многообразие, динамичность и интегрированность. Для образовательной системы внешняя среда определяется законодательными материалами, влиянием рынка труда и конкуренцией между отраслевыми структурами, демографическими потоками, информационными и коммуникационными факторами. При оценке рисков в инновационной деятельности в образовании эксперты рекомендуют учитывать особенности инноваций, которые включают структурные, информационно-обеспечивающие, учебно- организационные и нормативно-методические разработки.
Структурные инновации используются для обновления учебного процесса и управления образовательными ресурсами, для развития образовательных технологий и взаимодействия с рынком труда. Информационно-обеспечивающие предполагают обновление или полную замену информационной базы, тиражирование и коммерциализацию инновационных средств для коммуникационного и образовательно-учебного процесса. Нормативно-методические разработки направлены на моделирование новых образовательных систем в рамках университетского комплекса при взаимодействии со стратегическими партнерами.
Рисковые комбинации выявляются при оценке методов по ограничению внедрения инноваций. Наиболее распространенными в образовании являются методы конкретизирующих документов, поэлементно-дифференцированного (кусочного) внедрения и метод вечного эксперимента. Метод конкретизирующих документов является базовой позицией для сдерживания инноваций, недопущения широты и масштаба распространения. Второй метод кусочного внедрения позволяет вводить отдельные инновационные элементы, а «вечный эксперимент» растягивает сроки внедрения за счет задержки на стадии эксперимента. Выделяют еще метод отчетного и параллельного внедрения, сущность которого заключается в искажении подлинности внедрения и сосуществования нового и старого приема или разработки. В образовании рисковыми являются не только процессные и продуктовые инновации, но и организация самой инновационной деятельности, что связано с барьерами творчества, конформизмом, личной тревожностью кадров, ригидностью мышления (твердость, неподатливость, сопротивление или слабое реагирование на стимулы).
Риски возникают под влиянием факторов торможения процесса внедрения инноваций в образовательной сфере. В этой связи необходимо оценивать уровень оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений, достаточность и мотивированность повышения квалификации в области ИКТ преподавательского состава; инновационную готовность учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.
Анализ инвестиционных рисков рекомендуется проводить в зависимости от жизненного цикла инвестиционного проекта внедрения инноваций, стадии которого включают анализ, структурирование сделки, мониторинг, выход из проекта. Для анализа ситуации внешние эксперты могут проводить технологическую, финансовую, налоговую, юридическую и патентную экспертизу. Востребованность инновационного продукта определяется с помощью оценки потенциального спроса, возможных ограничений на использование инновации и потенциала замещения. В связи с тем, что в основном образовательная инновациями связана с интеллектуальной собственностью, необходимо определить риски нарушения или потери авторского, патентного права и ноу-хау. В венчурном инвестировании важна оценка риска мотивации и инновационной готовности персонала на текущую и долгосрочную перспективу. Риски связаны с точностью определения размеров инвестирования по стадиям проекта. Например, для биотехнологий размер инвестиций по пяти стадиям возрастает от 12 до 19 млн долларов, а для программного обеспечения от 1 млн до 14 млн долларов. При этом возвратные ставки варьируют существенно от 5 до 80 % [12].
Для финансового моделирования и определения возвратности инвестиций необходимо оценить на основе вероятных допущений денежный поток по выручке, амортизации, маркетинговым и коммерческим расходам, привлечению инвестиций. В зависимости от требуемой годовой ставки корректируется будущая стоимость инвестиций. Распространенной практикой для эффективного распределения рисков на каждом раунде финансирования является привлечение фондом новых инвесторов. На рисунке 2 представлены основные способы митигации (смягчение, облегчение, уменьшение вероятности наступления рискового события или минимизация последствий влияния риска) инвестиционных рисков и угроз образовательных проектов по их направлениям.
Рис. 2. Иерархия основных функций анализа и мониторинга проектов для эффективного управления рисками
Оценивая риски в системе, а значит не только с позиций изучаемой сферы деятельности (образование), но и непосредственно в контексте привлекательности российского венчурного рынка, также необходимо обозначить основные факторы, ограничивающие его рост и развитие. В первую очередь констатируем существование внутренних институциональных ограничений, связанных, в целом, с неразвитостью регуляторной среды венчурного рынка, а также с особенностями политического режима и гражданского общества Российской Федерации. Внешние же условия, с одной стороны, негативно сказываются на инвестиционной привлекательности российского рынка венчурного инвестирования, дестабилизируя национальную экономику, а с другой — служат стимулом для выявления наиболее слабых мест венчурной экосистемы страны, обусловливая необходимость предпринять действенные меры именно «здесь и сейчас». Так, исследуя ряд количественных показателей венчурного рынка за последние 6 лет, с уверенностью можно сказать, что значительное влияние на них оказывает нестабильная макроэкономическая ситуация, сложившиеся в стране и мире за последние годы. Отход от международной интеграции, ограничение доступа к зарубежным капиталам на фоне снижения цен на нефть, оказали отрицательное влияние на российский венчурный рынок и стали причиной ряда негативных тенденций, в том числе сокращения объема и числа венчурных инвестиций: начиная с 2014 года на фоне стагнации в экономике и падения цен на нефть произошло значительное снижение активности в сегменте венчурных инвестиций, динамика которого сохраняется и в 2017–2018 годах [5]. Дополнительно на российскую экономику оказывают влияние санкционные ограничения, введенные в результате действий на Украине и присоединения Крыма и существенно снизившие активность в сегменте венчурных инвестиций: по данным «Российской венчурной компании» (РВК), объем венчурного рынка в 2014 году (первый год санкционного противоборства) сократился на 26 % по сравнению с предыдущим годом и составил 480,9 млн. долл., в то время как на мировом рынке венчурного капитала наблюдался бурный рост [5]. Ожидания все новых раундов антироссийских санкций также отрицательно влияют на усиление оттока частного капитала. В то же время, санкции оказывают двоякое влияние на перспективы развития российского венчурного рынка: попадание многих крупных российских бизнесменов и компаний под санкции ограничивает их возможности инвестирования в зарубежные инновационные стартапы и компании, тем самым заставляя переориентироваться на более доступный внутренний рынок инноваций.
Итак, согласно Стратегии инновационного развития России до 2020 года, одной из основных задач, стоящих перед нашей страной, является модернизация и максимизация эффекта от использования накопленного потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Инновационность стала обязательной характеристикой жизнеспособной саморазвивающейся образовательной системы. Однако образовательным организациям, нацеленным на создание, внедрение и коммерциализацию инноваций, очень трудно найти подходящие источники финансирования: российские инвесторы в основном ориентированы на краткосрочную перспективу, а стратегически важные проекты всегда долгосрочные, и более того, требуют значительных вложений. Иностранные инвесторы также неохотно вкладывают деньги в российскую экономическую среду, поскольку их инициативы связаны санкционным противоборством политических элит, а также внутрироссийскими проблемами криминала, бюрократизма и коррупции. В этой связи именно деятельность венчурных фондов в системе распространения инноваций имеет важное значение для обеспечения их эффективности. От механизма венчурного финансирования инновационных начинаний выигрывают все — и инновационные компании-реципиенты, которые получают возможность финансирования своих разработок, и инвесторы, которые могут достигнуть высоких прибылей за счет роста капитализации проинвестированных компаний, и государство — за счет роста налоговых поступлений и создания новых рабочих мест. Следовательно, внедрение инноваций в образовании сопряжено в проблемой выбора, политической и макроэкономической ситуацией, микроэкономической мотивацией, творческими и техногическими компонентами деятельности. При управлении венчурными рисками исследователи рекомендуют использовать резервирование, хеджирование, страхование, залоги, блокирование, операции финансового инжиниринга, гарантии.
Литература:
- Базарова Е. Г., Базаров А. Ц. Управление инновационным развитием образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 51–54.
- Виноградов В. Н. Управление инновационным развитием современной образовательной организации // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 48–55.
- Дашков Л. П., Сорокина И. Э. Инновационное развитие образовательной организации в условиях глобальных трансформационных процессов // Экономические системы. 2014. № 5–6. С. 32–36.
- Ермасова Н. Б. Риск-менеджмент организации. М.: Научная книга, 2009. 235 c.
- Ищенко Д. А. Перспективы развития венчурного инвестирования в России в условиях современных макроэкономических рисков // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 27–2. С. 23–29.
- Кушнир А. М. Управление рисками инновационных проектов: системный подход // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. 2012. № 1 (1). C. 65–71.
- Лебедев А. Н. Развитие механизмов управления инновационной деятельностью образовательных организаций // Экономический журнал. 2018. № 1 (49). С. 57–74.
- Лолаева Б. Х., Диамбеков С. А. Венчурное инвестирование инновационных проектов: риски и тенденции развития // Научные Известия. 2016. № 5. С. 45–49.
- Ломаков В. В. Основные методы анализа и управления рисками венчурной инновационной деятельностью // Транспортное дело России. 2009. № 8. С. 164–167.
- Малиновский Е. С., Антропов В. А. Инновационное развитие профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 4–8.
- Михайлова Е. В. Инновационные риски венчурного инвестирования в условиях финансового кризиса // Бизнес. Образование. Право. 2009. № 9. С. 60–65.
- Мустафаева Э. Р. Структура и основные направления формирования национальной системы венчурного финансирования инноваций // Научная мысль. 2016. № 3 (21). С. 50–55.
- Новикова Г. П. Теоретические основы развития инновационных процессов в образовательных организациях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. № 38 (2). С. 100–106.
- Нуридинова Г. А., Досжанова Ж. Т., Каракпаева С. К., Садыкова А. А. Инновационные тенденции развития системы высшего образования // Вестник современных исследований. 2019. № 2.6 (29). С. 88–90.
- Розова С. В. Риски образовательной организации и их влияние на деятельности вуза // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 11–1. С. 175–180.
- Сосунова Л. А., Серпер Е. А. Развитие системного подхода к управлению инновациями // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 3(65). С. 95–98.
- Угнич С. Ю., Угнич Е. А. Роль венчурных фондов в управлении рисками инновационной деятельности // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6. № 3–4 (21–22). С. 227–231.
- Филиппова С. Ю. Системный подход при исследовании коллективных предпринимательских образований в правовой науке // Предпринимательское право. 2011. № 2. С. 7–12.
- Харламова Е. Е., Седлениеце С. Г., Полянская Е. А. Инвестиции как ресурс динамичного развития образовательной организации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 13. С. 238–242.
- Аналитический сборник РАВИ 2017. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2017 год. URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2017-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf
- Аналитический сборник РАВИ 2018. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2018 год. URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA-yearbook-2018-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf