Проблема вступления в общественные отношения ребенком с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания многих исследователей. Она особо актуальна для дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социального поведения. Ребенок знакомится с правилами, нормами, обычаями, культурными традициями, усваивает речь как средство общения, социального взаимодействия.
Успешность вхождения в социально-ролевые связи и отношения, умение налаживать положительные эмоциональные контакты, адекватное восприятие окружающей действительности, активная ориентировка в ситуации (в различных сферах быта), ее обследование и планирование являются показателем нормального социального развития индивида.
Дошкольники с нарушением речи не могут в полной мере овладеть навыками социально-бытовой ориентировки без специального обучения, без помощи педагогов и других взрослых. Недостатки в развитии навыков социально-бытовой ориентировки препятствует полноценному взаимодействию детей этой категории с окружающими людьми. В дальнейшем это может привести к формированию негативных мировоззренческих установок: осознание себя беспомощным, инвалидом, неполноценным членом общества.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50–60 годах ХХ века основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной [3].
ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). «Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности» [6, с.65]. В числе этих проявлений выделяют следующие:
– позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4 г., а иногда к 5 г.;
– речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
– экспрессивная речь отстает в своем развитии от импрессивной, т. е. ребенок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
– речь детей с ОНР малопонятна [6].
По мнению В. Г. Суровой, для социальной адаптации детей данной категории большое значение имеет развитие навыков социально-бытовой ориентировки, которые в дальнейшем помогут ребенку свободно и самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности [5].
Вопросы, связанные с развитием у детей навыков социально-бытовой ориентировки, рассматриваются учеными в рамках проблемы социализации. В научной литературе социализация трактуется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с.328].
Ведущую роль в социальном становлении ребенка и овладении им навыками социально-бытовой ориентировки играет деятельность. Причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт.
Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т. д.
Третья сфера — развитие самосознания личности. Главными функциями самосознания являются познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни [8].
Ориентироваться в социальных ситуациях человек учится всю жизнь, допуская ошибки, приобретая, накапливая опыт социального поведения. Но человеку, имеющему нарушение речи сложно самому овладеть этим опытом.
Согласно приоритетным задачам специальной педагогики, в настоящий период времени все более значимой становится проблема развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в ходе всего учебно-воспитательного процесса, особенно в образовательных учреждениях интернатного типа [7].
Условия интерната и речевая патология обусловливают ограничение коммуникативных контактов с окружающими людьми, что препятствует овладению социальным опытом.
Дети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, О. Е. Грибова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Л.Н. Смирнова, Т. Б. Филичева и др. Этот факт не может не учитываться при определении работы по развитию у этой категории дошкольников навыков социально-бытовой ориентировки.
С. А. Миронова указывает, что наиболее успешно овладение детьми с нарушениями речи навыками ориентирования в бытовых ситуациях осуществляется в следующих случаях:
1) данная работа целенаправленно организована и осуществляется как в условиях образовательного учреждения, так и в семье;
2) сфера взаимодействия дошкольника с нарушенной речью с окружающими людьми максимально расширена: создана возможность для систематического взаимодействия как со взрослыми, так и с окружающими сверстниками [4].
В целом чем раньше начнется приобщение детей с нарушениями речи к социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в окружающем мире. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи в специальных (коррекционных) учреждениях направлен на то, чтобы обеспечить их социальную интеграцию в общество.
Однако направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в процессе развития навыков социально-бытовой ориентировки. Для того чтобы дети с нарушениями речи могли социализироваться в общество, они должны овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с сохранной речью: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчетливые представления о многообразии профессий; в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т. е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки. Данные взгляды в том или ином аспекте излагаются в научных трудах Л. С. Выготского, В. А. Калягина, В. Г. Суровой, О. В. Трошина, Н. Н. Тукаевой, Т. Б. Филичевой и др.
В логопсихологии описаны трудности и недостатки в развитии навыков социально-бытовой ориентировки, присущие детям с нарушениями речи:
– недостатки в развитии гигиенических навыков и трудности самообслуживания;
– ограниченный круг сведений об окружающем мире, что приводит к неверной оценке бытовых ситуаций;
– трудности решения конфликтных ситуаций со сверстниками;
– недостатки в развитии эмоций, в связи с чем, дети неверно оценивают состояния окружающих людей;
– недоразвитие гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания;
– трудности организации и реализации коммуникативных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками [2].
Названные трудности значительно осложняют не только овладение детьми с нарушениями речи навыками социально-бытовой ориентировки, но и задерживают процесс социализации в целом.
Таким образом, развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей с сохранной речью осуществляется преимущественно спонтанно, чему способствует активное взаимодействие с окружающими людьми, различные виды деятельности, возможность легко устанавливать коммуникативные контакты. Дети с речевой патологией нуждаются в специально созданных условиях воспитания, направленных на обучение детей ориентироваться в окружающей действительности; на развитие самостоятельности в самообслуживании, на преодоление барьеров при установлении коммуникативных контактов со взрослыми и сверстниками.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.
- Калягин В. А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
- Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — 31 с.
- Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: из опыта работы [Текст] / С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
- Сурова В. Г. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.Г. Сурова. — М.: Полиграф сервис, 2008. — 97 с.
- Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Сост. Л. И. Белякова, Г. С. Гуменная, Е. В. Лаврова. — М.: МПГУ, 1991. — 287 с., с.65
- Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2-х ч. [Текст]: пособие для студентов дефект. факультетов, практических работников спец. учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. — 103 с.
- Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / А. М. Щетинина. — Вел. Новгород: НовГУ, 2004. — 132 с.