В данной статье рассматривается концепция предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, а также сравнение российского опыта с зарубежным. С развитием информационных технологий предоставление государственных услуг выходит на новый уровень, что позволяет повысить качество их предоставления, а также скорость принятия управленческих решений.
Ключевые слова: электронное правительство, электронные услуги.
На современном этапе, развитие государства и общества в целом, находится в прямой зависимости от модернизации государственного управления, решения важнейшей задачи по формированию системы взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями, которое основано на применении информационных телекоммуникационных технологий.
При этом, высокую актуальность приобретают механизмы выстраивания информационного взаимодействия этих двух институтов — власти и общества.
Благодаря развитию информационных технологий, значимая роль в государственном и муниципальном управлении принадлежит информационной составляющей.
Во многом перевод управленческих процессов в дистанционный режим обеспечивает значимый социальный и экономический эффект уже в ближайшей перспективе.
Запаздывание и особенно отставание в решении этих вопросов однозначно приведет к отставанию страны в развитии производительных сил страны, технической модернизации производства, в повышении производительности труда, и как следствие к упадку экономического потенциала России.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является одним из основных направлений концепции «Электронного правительства».
Фактически началом осуществления мероприятий по созданию и развитию электронного правительства в России началась в 2002 году с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы) и ведется в рамках принятой государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)».
Существуют многие варианты структурной организации системы электронного правительства. Их специфика определяется комплексом исторически сложившихся взаимоотношений между властью и обществом.
Но, выделяются четыре основные модели построения электронного правительства:
– континентально-европейская в странах Центральной и Западной Европы;
– англо-американская в США, Канаде, Великобритании и других странах
– азиатская, в Японии, Южной Кореи, Сингапуре и других странах
– российская модель.
Каждая из указанных моделей учитывает исторически сложившиеся взаимоотношения между властью и обществом. Каждая из них проходила длительный путь своей эволюции и приспособленности к запросам власти и общества в своих странах.
Приоритетом в Европейском союзе при выстраивании электронного государства является цель достижения социального единства европейского сообщества.
Поэтому в Европейском союзе правовой базой электронного правительства, являются Директивы Европейской комиссии, встроенные в систему национального законодательства стран-участниц в виде законов, регламентирующих вопросы:
– электронных цифровых подписей;
– электронной торговли; защиты данных;
– государственных заказов.
В большинстве европейских стран порталы государственных услуг, разделяются на две ветки: для граждан и для бизнес-сообщества.
Так, в Великобритании предоставление государственных услуг через портал имеет три основных разделения государственных услуг:
– для граждан;
– для бизнеса;
– услуги в области здравоохранения.
В ряде европейских стран функционируют дополнительные разделы порталов электронного правительства, выделенные для отдельных категорий граждан или посвященные специальной проблематике:
– с информацией по истории, географии, правовым особенностям законодательства страны, официальными публикациями;
– для государственных служащих (Франция);
– для измерения уровня удовлетворенности граждан деятельностью государственной власти;
Важной частью электронного правительства европейских стран являются системы, обеспечивающие электронную отчетность органов местного самоуправления, региональных органов власти перед национальным Правительством.
Официальный правительственный портал США содержит 27 млн. веб-страниц и предоставляет более 1000 электронных форм и реальных услуг. В США, на основе единой платформы, интегрированы сервисы всех уровней власти: федеральных, штатов и местных органов.
Американский подход к защите данных характеризуется, гораздо большим, либерализмом, чем в Европейском Союзе. В США наибольшее распространение получила такая услуга электронного правительства, как подача налоговых деклараций в электронной форме.
Азиатская модель электронного правительства базируется на специфических особенностях управления, азиатском типе корпоративной культуры и системе государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды.
Сингапур в рамках реализации программ национальной компьютеризации вкладывает значительные средства в разработку технологий повышения эффективности, качества обслуживания и доступа через электронные каналы. Все государственные услуги Сингапура, предоставляются на едином портале, ориентированном на максимальную интеграцию с мобильными устройствами.
В Сингапуре все полномочия по осуществлению формирования, консалтинга, контроля за работой электронного правительства, бюджетному финансированию этой сферы возложены на Агентство по информационно-коммуникационному развитию.
В Сингапуре основной акцент сделан на предоставление ведомственных сервисов (например, заполнение налоговых деклараций, выдача разрешительных документов) на единой платформе.
Официальный портал Сингапура имеет четыре раздела, увязанных между собой системой перекрестных ссылок: правительство; граждане; бизнес; не резиденты.
Все сингапурские проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий реализуются на основе государственно-частного партнерства.
Однако, Организация Объединенных наций (ООН) неоднократно признавала систему «электронного правительства» Южной Кореи самой эффективной в мире. Граждане Южной Кореи имеют возможность осуществлять практически все операции на дому (от покупок в магазинах до оплаты счетов и оформления документов). В общественных местах расположены специальные терминалы, позволяющие получить доступ к необходимой информации, распечатывать бланки и квитанции.
В органах государственной власти Южной Кореи охват системой электронного документооборота — 100 %. Использование технологий электронного правительства позволяет Южной Корее ежегодно экономить более полумиллиарда долларов бюджетных средств, а также сократить количество чиновников на 9 тысяч человек.
Одной из особенностей развития электронного правительства в Южной Корее является особое внимание, которое уделяется обеспечению возможностей для постоянного совершенствования пользовательских приложений, выгруженных на едином интегрированном портале.
За время функционирования пользователями было внесено более 300 тысяч корректировок программного обеспечения с открытой архитектурой, что способствовало существенному сокращению расходов на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства.
Этот опыт был взят на вооружение и успешно применяется во многих странах мира, в том числе, в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.
Еще одна особенность корейского опыта развития систем «умного» правительства, это обеспеченность всем гражданам свободный и бесплатный доступ ко всему комплексу государственных услуг, широкое привлечение к реализации проектов в этой сфере малого и среднего предпринимательства.
Поэтому более половины всех мероприятий «умного» правительства осуществляется малыми и средними предприятиями Южной Кореи.
Однако несмотря на то, что электронное правительство в России стало развиваться значительно позже, чем в других странах, то в настоящее время были достигнуты большие результаты, в которых российская модель не только переняла опыт передовых стран, но и в некоторых ситуациях, наоборот, опередила.
Оценить реальный уровень развития электронного правительства можно на основе публикуемого раз в два года рейтинга уровня развития электронного правительства Организацией Объединенных Наций, который складывается из нескольких показателей, а именно:
– Присутствие органов государственной власти в «Интернете»;
– Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры;
– Человеческий капитал.
Россия в этом рейтинге за 2018 год занимает 32 место, США — 10, Республика Корея — 3 место и на первом месте закрепилась Дания.
Таблица 1
Уровень развития электронного правительства
Позиция |
Страна |
Онлайн-сервисы |
ИКТ-инфраструктура |
Человеческий капитал |
1 |
Дания |
1 |
0.7978 |
0.9472 |
3 |
Республика Корея |
0.9792 |
0.8496 |
0.8743 |
11 |
США |
0.9861 |
0.7564 |
0.8883 |
12 |
Германия |
0.9306 |
0.7952 |
0.9036 |
32 |
Россия |
0.9167 |
0.6219 |
0.8522 |
В России предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде выглядит следующим образом.
Основным источником по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде в России является Единый портал государственных услуг, являющийся одним из основных направлений развития “электронного государства” в Российской Федерации.
Портал государственных услуг является государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о них.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями;
2) Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3) Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями;
4) Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций;
5) Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя [2].
Также стоит отметить, что статьей 6 Федерального закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные органы обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.
Перевод услуг в электронный вид является сложным процессом и должен осуществляться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, при этом услуга должна быть популярной, то есть такая услуга, которая оказывается не менее тысячи раз в год.
Для перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму распоряжением Правительства Российской Федерации № 1993-р утверждены следующие этапы:
1) размещение информации об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
2) размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечения доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;
3) обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
4) обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинга хода предоставления услуги;
5) обеспечение возможности для заявителей получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Общая схема получения государственной услуги на портале государственных и муниципальных услуг выглядит следующим образом:
- Заявитель авторизуется на портале государственных услуг
- В каталоге предоставляемых услуг находит необходимую для него услугу и заполняет электронную форму подачи заявления. После заполнения, форма отправляется на обработку и исполнение.
- Ведомство ответственное за оказание данной услуги начинает внутреннюю работу по регистрации и выполнению мероприятий по услуге указанной в электронной заявке.
- После проведения работ заявителя уведомляют о результатах предоставления услуги по электронной почте и в личном кабинете портала государственных услуг.
- Статус оказания услуг при обновлении будет направляться по указанной заявителем электронной почте или СМС-оповещением по номеру телефона.
Рис. 1. Схема получения государственной услуги в электронном виде
Стоит отметить, что результат оказания услуги направляется заявителю в виде электронного документа заверенного электронной подписью служебного пользования, имеющий равную юридическую силу, как и документ на бумажном носителе подписанного ответственным лицом.
Если государственная услуга предполагает оплату государственной пошлины или другого вида платежа, то в личном кабинете на портале государственных услуг будет отдельное меню для оплаты.
Следовательно, перевод и получения услуг в электронном виде является сложным и трудоемким процессом. Этот процесс должен не только осуществляться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, но требует серьезного подхода к обучению всего населения страны, организаций и предпринимателей, правилам получения услуг в электронном виде.
На это обстоятельство, указывает и опыт Южной Кореи, Сингапура, а, также стран Европы и других стран.
Однако при действующей в настоящее время информационно-коммуникационной инфраструктуре системы электронного правительства присутствуют существенные проблемы, которые пока не обеспечивают надежности и полного доверия к системе получения услуг в электронном виде, к которым можно отнести:
– Информационные системы с некоторой периодичностью выдают сбои в работе, в связи с чем, не обеспечивают надежности в получении предоставление соответствующих государственных услуг;
– Оборудование, на котором развернута информационная система еще ненадежна и выходит из строя;
– Сотрудникам, имеющим большой возраст необходимо постоянное обучение при работе с информационными системами;
– Недостаточная мотивация сотрудников при передаче данных о начислениях, в связи с частыми сбоями в информационных системах.
Данные проблемы в основном связаны с возрастающей нагрузкой на сервера, где расположены информационные системы, что решается только с помощью изменения характеристик серверов, а также установкой дополнительного оборудования, позволяющего перераспределять трафик поступающих данных.
Вместе с тем, перевод государственных услуг в электронный вид, обеспечивает значимый социальный и экономический эффект уже в ближайшей перспективе.
В социальном плане, предоставление услуг в электронном виде позволяет гражданам страны получать услуги, даже не выходя из дома или из любого другого места через мобильный телефон. Таким образом, это позволяет экономить гражданам свое личное время.
Как отмечалось выше, использование технологий электронного правительства позволяет Южной Корее ежегодно экономить более полумиллиарда долларов бюджетных средств, а также сократить количество чиновников на 9 тысяч человек.
Если трансформировать этот показатель непосредственно к России, при этом с учетом существенных расстояний между субъектами Российской Федерации, то ежегодная экономия в России от внедрения технологий электронного правительства может приносить совокупную экономию денежных средств, в сумме от 300 до 500 миллиардов рублей и сократить число чиновников несколько десятков тысяч человек.
Следовательно, в решении проблем организации в стране систем «умного» правительства, обеспечивающего всем гражданам свободный доступ ко всему комплексу государственных услуг, сходятся интересы, как государства, так и общества в целом, а также отдельных граждан и отдельных предпринимателей страны.
Таким образом, в Российской Федерации перевод государственных (муниципальных) услуг относительно большими темпами развивается и имеет приоритетное положение.
Литература:
- Рейтинг электронного правительства ООН // tadviser.ru. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рейтинг_электронного_правительства_ООН/ (дата обращения: 15.03.2019);
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ // Российская газета. 30.10.2010 г. № 168. Ст. 4;
- Моттаева А. Б., Чибисова Е. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в государственном управлении // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2017. № 1. С. 50–78.
- Электронное правительство Республики Корея: история и опыт создания // D-russia. — URL: http://d-russia.ru/elektronnoe-pravitelstvo-respubliki-koreya-istoriya-i-opyt-sozdaniya.html (дата обращения: 13.12.2017).