Национальный проект «Демография» — стратегический вектор развития страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 6878 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, И. Е. Национальный проект «Демография» — стратегический вектор развития страны / И. Е. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58831/ (дата обращения: 18.12.2024).



Демографическая проблема в России — одна из самых важных. По данным Росстата естественный прирост населения России, начиная с 1992 года, стремительно падает. Основная причина — низкая рождаемость, показатель которой не перекрывает высокую смертность. Президент Владимир Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года (далее Послание) относит низкую рождаемость к числу общенациональных проблем, в связи с чем, по его инициативе [6] от 7 мая 2018 года, Правительству Российской Федерации было дано поручение о разработке приоритетных национальных проектов, среди которых проект «Демография» — на первом месте.

Подобная инициатива имела место быть в 2007 году в виде Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [7] (далее — Концепция). Концепция стала первым стратегическим документом, определившим векторы развития системы социальных гарантий в Российской Федерации в области демографии.

В Концепции дана оценка демографической ситуации в стране, определены общие цели, задачи и принципы демографической политики.

К числу основных задач отнесены:

– сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

– сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

– сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

– повышение уровня рождаемости;

– укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

– регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в российскую экономику.

Также в Концепции определены поэтапные комплексные меры, результатом которых должно стать улучшение демографической ситуации в Российской Федерации. Такими мерами являются: формирование у населения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления заболеваний; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для повышения уровня миграции [1].

В своем Послании Владимир Путин отметил, что реализуемая демографическая политика дала определенный положительный результат, что подтверждает статистика Росстата: в 2013–2015 годах наблюдается незначительный рост показателя естественного прироста населения. При этом, согласно среднему варианту прогноза Росстата, численность населения России к 2036 году уменьшится почти на 3 миллиона человек. Главной причиной тому служит социально-экономическая ситуация 1990-х годов.

На заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября 2017 года Владимир Путин отметил: «…сегодня — в основном в силу объективных причин — демографическая ситуация снова обостряется. Эта тенденция была предсказуемой, она связана с последствиями предыдущих, наложившихся друг на друга глубоких демографических спадов. Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, 1943–1944 годы, и примерно такой же спад в середине 1990-х годов… Сегодня нам необходимо принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие. Здесь нужна активная последовательная работа по всем направлениям: и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости — фактически нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития» [2].

С целью обеспечения единого подхода к реализации национальных целей и стратегических задач 24 декабря 2018 года Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден национальный проект «Демография» [8].

Национальный проект «Демография» включает в себя 5 федеральных проектов, являющихся приоритетными векторами развития системы социальных гарантий на современном этапе развития:

– «Финансовая поддержка семей при рождении детей»

– «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет»

– «Старшее поколение»

– «Укрепление общественного здоровья»

– «Спорт — норма жизни»

Каждый из 5 федеральных проектов включает свои цели, задачи, показатели и мероприятия, все они в комплексе «работают» на достижение следующих целевых показателей:

– увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни;

– снижение смертности населения старше трудоспособного;

– увеличение суммарного коэффициента рождаемости;

– увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;

– обращаемость в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни;

– число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья), в центрах здоровья;

– доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Изначально идея разработки и реализации национальных проектов возникла по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2005 году как проявление политики формирования и сохранения человеческого капитала, практической реализации конституционных приоритетов социального государства, прав и свобод человека и гражданина. Тогда были реализованы масштабные национальные проекты — «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное жилье», что позволяет говорить о том, что за прошедшие 2 десятилетия сбережение человеческого капитала стало реальным приоритетом государственной политики.

Под человеческим капиталом следует понимать совокупность богатств общества, затрагивающих все социальные сферы: образование, здравоохранение, труд и занятость, физическую культуру и спорт, культурные традиции и ценности. Сохранение и приумножение человеческого капитала является долговременным результатом реализации национальной политики, развития социального уклада жизни людей. Развитие социальной сферы вносит существенный вклад в достижение устойчивого социально-экономического развития общества.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., установила, что Россия является социально ориентированным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Создание такого государства — сложный долговременный процесс, в котором человек является не средством, а целью социально-экономического развития.

Принятые в Российской Федерации к 2018 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование рождаемости, повышение качества жизни и благосостояния граждан страны.

Например, в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации [9] предусмотрено предоставление на безвозмездной основе земельных участков при рождении третьего (или последующего) ребенка; создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми, а также обеспечение жильем молодых специалистов в сельской местности; развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; меры по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, улучшение работы службы родовспоможения, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов, расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий и т. д.

В ближайшие шесть лет России предстоит сделать прорыв в социально-экономическом и демографическом развитии.

Изложенное позволяет сделать вывод, что приоритетные национальные проекты не являются нормативными правовыми актами, они не обличены в юридическую оболочку и утверждены совещательным органом при Президенте РФ, получившим особый внеправительственный статус [3, с. 151]. Приоритетные национальные проекты имеют особый режим реализации в правовом пространстве России, являются инструментом государственной политики, регулирующим важнейшие и наиболее проблемные области государственно-правового регулирования. При этом проектные решения впоследствии находят свое отражение в нормативных правовых актах всех уровней: федеральном, региональном и местном [4, с. 7]. Они являются вектором развития государства, позволяют проводить реформирование российского законодательства в комплексе, а не точечно.

Литература:

  1. Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http://kremlin.ru/supplement/3471, дата обращения: 10.03.2019 г.
  2. Заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // http://www.kremlin.ru/events/president/news/56228, дата обращения: 10.03.2019 г.
  3. Матейкович М. С. Учебное пособие «Актуальные проблемы конституционного права России» // Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 201 с.
  4. Левицкая А. Ю. Национальные проекты: от идеи к практике ее реализации // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 5.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // Парламентская газета. 2016. 2 - 8 декабря.
  6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. От 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018, «Российская газета», N 97с, 09.05.2018, «Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
  7. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. От 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
  8. «Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Документ опубликован не был.
  9. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) // Документ опубликован не был.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, здоровый образ жизни, создание условий, человеческий капитал, Владимир, демографическая ситуация, проект, Россия, государственная политика, демографическая политика.


Похожие статьи

Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта

Похожие статьи

Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России

Инновационное предпринимательство — путь к развитию экономики страны

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана

Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования

Региональный управленческий проект «Директория успеха» как ресурс развития профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Формирование экономической культуры у студентов — залог развития государства

Внедрение инновационных педагогических технологий — требования современного федерального образовательного стандарта

Задать вопрос